Внедорожный Т-45 и другие автоновости МЗ ТОНАР
Новости отрасли
Самое читаемое
В конце весны компания «ТОНАР», российский лидер в производстве полуприцепов, традиционно приглашает партнёров и заказчиков на расположенный в подмосковном Губино завод, где знакомит с новинками прицепной, автомобильной и специальной техники. Впрочем, завод, о котором идёт речь, давно разросся в огромный производственный комплекс! И этот рост продолжается даже в нынешних не самых простых условиях. В этот раз «ТОНАР» продемонстрировал новые модели и автомобильной, и прицепной техники, но свой рассказ я хочу начать именно с производственных новостей предприятия.
Главная из этих новостей – возведение под крышу даже не нового цеха, а нового производственного корпуса, назначение которого – механообработка. Этот корпус настолько большой, что его построили за периметром основной территории. И построили очень быстро: заложили в начале года, а сегодня в цехах уже монтируют и отлаживают производственное оборудование. Ввод в эксплуатацию первой очереди нового объекта – второй квартал текущего года, второй очереди – четвёртый квартал. То есть темпы строительства очень высокие: выпускаемой «ТОНАРом» прицепной и автомобильной технике как воздух нужны локализованные комплектующие! Если говорить более конкретно, то прежде всего в нём организуют производство дисковых тормозных механизмов. До прошлого года «ТОНАР» закупал их у WABCO и, что называется, горя не знал. Теперь этим комплектующим нужно искать замену, и компания, чтобы в таком жизненно важном вопросе никогда ни от кого более не зависеть, приняла решение организовать их производство самостоятельно.
Дисковых тормозов «ТОНАРу» нужно много! В этом году он вышел на рекорд – изготавливает 36 прицепов и полуприцепов в день! Примерно у 80% из них – дисковые тормоза, и у каждого – по три или по четыре оси, то есть по шесть или по восемь тормозных механизмов: подсчитайте-ка, сколько заводу их требуется в год! А ведь есть ещё и активно развивающаяся автомобильная программа! Вот под эту программу в новый механообрабатывающий корпус планируют перенести производство ведущих мостов и раздаточных коробок для выпускаемых заводом внедорожных тягачей и шарнирно-сочленённых самосвалов. Такие мосты и раздатки «ТОНАР» уже производит, что-то делая сам, что-то, включая литьё и шестерни, закупая на стороне. Задача же стоит, во-первых, в создании у себя полного производственного цикла этих агрегатов, а во-вторых – в существенном наращивании объёмов их выпуска, ведь одних только шарнирно-сочленённых самосвалов со временем «ТОНАР» собирается производить 200 – 250 в год. Эту задачу и решит введение в строй к концу года новых производственных мощностей.
Вот мы и подошли к главной автомобильной новинке 2023 года – шарнирно-сочленённому самосвалу ТОНАР Т-45. Он же – ТОНАР-7508. Прежде я уже рассказывал, что в середине 2021 года завод завершил разработку и приступил к испытаниям ТОНАР Т-35 – своего первого шарнирно-сочленённого самосвала, рассчитанного на перевозку 35 тонн груза вне зависимости от наличия или отсутствия дорог. В нашей стране таких самосвалов не производит никто! И эта машина уже была бы серийной, не окажись страна под жесточайшими западными санкциями. Из-за этого пришлось заменить американские двигатель Cummins и автоматическую гидромеханическую коробку передач на их китайские аналоги: 6-цилиндровый 13-литровый Yuchai, кстати, более мощный: 520 против 450 л.с., с которым агрегатирована тоже автоматическая ГМП, но уже не Allison, а Fast Gear. То есть, по сути, потребовалось переконструировать всю силовую линию, а это – поиск новых партнёров, проведение новых конструкторских работ и новых испытаний… Но «ТОНАР» со всем этим справился, и уже заложил первую партию шарнирно-сочленённых самосвалов, в которых используются комплектующие или собственного производства, или поставленные из пока дружественных стран. Более того, завод пошёл ещё дальше, представив модель Т-45 с увеличенной до 45 тонн грузоподъёмностью.
В плане конструкции у новой машины отличий немного. Во-первых, для неё использовали аналогичные мосты собственного производства «ТОНАРа» с тем же передаточным отношением, но с более широкой колеёй и с шинами большей размерности (29.5R25 против 26.5R25), а значит, с большей допустимой нагрузкой на них. Кстати, благодаря этому с 450 до 500 мм вырос дорожный просвет. Во-вторых, с 16 до 21 куба увеличена геометрическая вместимость самосвального кузова. В результате ТОНАР Т-45 с «шапкой» везёт уже не 20, а 26 кубов. Его снаряжённая масса в сравнении с Т-35 за счёт всего перечисленного выросла на тонну, до 33 тонн, но в остальном это та же машина с аналогичными передний и задней рамами, узлом сочленения, силовым агрегатом, кабиной, капотом, гидравликой, рулевым управлением и централизованной системой смазки с 27 точками. Подвеска тоже используется одинаковая: передняя – полунезависимая с А-образной рамой на резинометаллическом шарнире и упругими элементами, задняя – зависимая, балансирная с резиновыми упругими элементами и реактивными штангами.
Если вдаваться в детали, то изготавливаемая «ТОНАРом» балка моста сварная, картер главной передачи – литой, литьё и главную пару поставляют российские партнёры, полуоси и тормоз мокрого типа завод делает сам. Вместо итальянской гидравлики на новых экземплярах шарнирно-сочленённых самосвалов стоит сделанный на заказ в Ульяновске гидроблок, который управляет подъёмом кузова и ещё рядом узлов. Гидравлику механизма поворота поставил московский «Гидроруль» – в ней используется белорусский насос-дозатор «САЛЕО». Гидроцилиндры – подмосковной компании «Гидрофорс». Раздаточную коробку «ТОНАР» тоже изготавливает сам, получая от российских партнёров литые алюминиевые корпуса и шестерни. На раздаточной коробке установлены два насоса: один – для её охлаждения, а второй – аварийный для рулевого управления. Вот таков нынешний технический портрет новейших шарнирно-сочленённых самосвалов ТОНАР Т-35 и ТОНАР Т-45. Кстати, первый премьерный показ для широкой публики ТОНАР Т-45 состоится на выставке CTT Expo, которая начнёт работу 23 мая в московском «Крокус Экспо».
Ещё один автомобильный проект «ТОНАРа» – сотрудничество с компанией FAW в поставках на российский рынок её магистральных седельных тягачей: теперь «ТОНАР» может предлагать заказчикам не только полуприцеп как таковой, а сразу автопоезд, что выгоднее для заказчика и при покупке, и при последующей эксплуатации. Это не самая последняя модель такого тягача, которую продвигает российское представительство FAW, а её предшественник, но с рестайлинговой, не менее современной и комфортабельной кабиной и с не менее современным агрегатным наполнением. Более того, став российским дистрибьютором крупнейшего китайского производителя грузовиков, «ТОНАР», опираясь на свой богатейший опыт, всерьёз взялся за совершенствование конструкции и комплектации поставляемых тягачей применительно к российским условиями эксплуатации.
Например, от китайцев потребовали заменить собственный дизель компании FAW на более привычный для нас 12-литровый 460-сильный Weichai, вместо штатного моста поставить более скоростной и экономичный с повышенным до 2,8 передаточным отношением, а также усовершенствовать тормозную систему, применив в ней комплектующие, более доступные на огромных просторах нашей страны. Только в интерьер и комплектацию кабины с подачи специалистов «ТОНАРа» китайская сторона внесла полсотни изменений и улучшений. Ведь сегодня то, каким грузовиком обзаведётся тот или иной перевозчик, во многом зависит от мнения работающих у него профессиональных водителей. А водители, понятно, прежде всего ценят комфорт и требуют от своего работодателя смотреть на приобретаемую технику и с этой точки зрения тоже. Поставки российским заказчикам двухосных седельных тягачей FAW ORYX компания «ТОНАР» начала в мае и, судя по всему, за дело взялась всерьёз: на её стоянке готовой продукции я насчитал как минимум полсотни таких магистральников!
Если поставки магистральных тягачей FAW компания «ТОНАР» только начинает, то поставки 28 законтрактованных алмазодобывающей компанией «АЛРОСА» внедорожных седельных тягачей, точнее – гигантских трёхзвенных самосвальных автопоездов, напротив, завершает. Когда 19 мая я побывал на заводе, в сборочном цехе в разной степени готовности как раз находились их последние экземпляры – они отправятся заказчику, как только откроется навигация.
Конечно, помимо новинок автотехники, «ТОНАР» показал несколько новых и обновлённых моделей прицепов и полуприцепов самого разного типа и назначения. Но о них я расскажу в следующих раз.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов