Главная страница > Спецтехника > Гигант ТОНАР-7501: в производстве вторая партия самосвалов

Гигант ТОНАР-7501: в производстве вторая партия самосвалов

Начато производство второй партии самых больших и грузоподъемных отечественных самосвалов ТОНАР-7501. В чем их основные отличия?
08.12.2021
1119

Обладающий рекордной для нашей страны грузоподъемностью в 60 тонн ТОНАР-7501 впервые предстал перед потенциальными заказчиками в середине 2018 года. Ничего подобного по весовым характеристикам российский автопром до того момента никогда не выпускал! Допустимая полная масса трехосного самосвала достигает 92,5 тонны, его габаритная длина превышает 12 м, ширина – 3,9 м. Выполненный в классической капотной компоновке ТОНАР-7501 оснастили 15-литровым дизелем Cummins в паре с автоматической гидромеханической коробкой передач Allison, снабженной ретардером. Управляемый и ведущие мосты поставляет компания Hande. Передняя подвеска ТОНАР-7401 – рессорно-пневматическая, а задняя, что интересно, с использованием редких для нашей автотехники резиновых упругих элементов: одновременно сравнительно недорогих, неприхотливых и надежных в эксплуатации.

Карьерный самосвал, самосвал ТОНАР, ТОНАР-7501, самый большой самосвал, углевоз, добыча угля, перевозка угля, производство самосвалов, СТ-КТ

Каждый из ведущих мостов рассчитан на нагрузку в 35 тонн, но это ограничение обусловлено в первую очередь применяемыми шинами – при снижении скорости движения данный параметр может быть увеличен. Двухместная кабина полностью изготовлена из алюминия и оборудована собственным механизмом подрессоривания. Подрессоренными сделаны и сиденья. На одном из опытных экземпляров передний мост попробовали сделать ведущим, но в дальнейшем от этой идеи отказались: в результате уменьшились углы поворота управляемых колес, что критично ухудшило маневренность. Тем не менее арсенал для повышения проходимости у самосвала достаточный: его комплектуют механизмами принудительной блокировки межколесных и межосевого дифференциалов. А также, что немаловажно при интенсивной эксплуатации, уже в базовую комплектацию включена централизованная автоматическая система смазки (24 точки).

Карьерный самосвал, самосвал ТОНАР, ТОНАР-7501, самый большой самосвал, углевоз, добыча угля, перевозка угля, производство самосвалов, СТ-КТ

 В 2019 году первая партия из дюжины ТОНАР-7501 отправилась в адрес компании «Стройсервис», ведущей добычу угля в Кузбассе. Теперь завод приступил к изготовлению аналогичной по численности второй партии этих самосвалов для того же заказчика. Но – с внесенными в конструкцию несколькими существенными изменениями. Первоначально заказчик планировал использовать ТОНАР-7501 исключительно для перевозки угля от места его добычи до перерабатывающего завода или до места погрузки в железнодорожный состав. Теперь круг задач для этих самосвалов планируется расширить. А именно: им предстоит еще и вывозить добытый уголь непосредственно из разрезов, то есть работать на протяженных подъемах значительной крутизны. В связи с этим конструкцию ТОНАР-7501 усовершенствовали.

Карьерный самосвал, самосвал ТОНАР, ТОНАР-7501, самый большой самосвал, углевоз, добыча угля, перевозка угля, производство самосвалов, СТ-КТ

Раз самосвалам придется то и дело преодолевать подъемы, потребовалось увеличить передаваемый на колеса крутящий момент. Для этого, во-первых, использовали более мощную модификацию 6-цилиндрового дизеля Cummins QSX, на максимуме развивающего уже не 540, а 600 л.с. Во-вторых, изменили передаточное отношение главной передачи в ведущих мостах, повысив его с 14,2 до 16,1. Рост передаваемого трансмиссией крутящего момента потребовал применения иной автоматической коробки передач, рассчитанной на его более высокое значение. Поэтому в паре с двигателем у ТОНАР-7501 теперь используется не Allison 4700, а Allison 6620, у которой максимальный крутящий момент на входном валу составляет 3100 Нм – примерно на четверть больше, чем прежде. У этой ГМП шесть передаточных диапазонов для движения вперед и два – для движения назад.

Карьерный самосвал, самосвал ТОНАР, ТОНАР-7501, самый большой самосвал, углевоз, добыча угля, перевозка угля, производство самосвалов, СТ-КТ

И еще один важный момент: если у самосвалов первой партии рама с надрамником представляют собой единое целое (такую раму еще называют опорно-ходовой), то теперь решено вернуться к ее классической конструкции, когда рама и надрамник – два самостоятельных элемента, скрепленных прочными болтовыми соединениями. Дело в том, что преодоление более крутых подъемов увеличивает нагрузку на ходовую часть и у опорно-ходовой рамы в местах перехода от меньшего сечения к большему, то есть в местах концентрации напряжений, увеличивается вероятность появления трещин. А классическая конструкция позволяет этого избежать.

Карьерный самосвал, самосвал ТОНАР, ТОНАР-7501, самый большой самосвал, углевоз, добыча угля, перевозка угля, производство самосвалов, СТ-КТ

Как и самосвалы предыдущей партии, изготавливаемые теперь ТОНАР-7501 получили углевозные кузова, геометрическая вместимость которых 53,5 м3. А с шапкой это значение достигает 63,5 м3. Для предотвращения примерзания груза зимой эти кузова снабжены системой подогрева отработавшими газами двигателя. Причем, по словам разработчиков, эту систему получилось сделать максимально эффективной: прохождение газовых потоков по предназначенным для этого каналам проверялось на специально сделанной модели, что позволило значительно повысить тепловую отдачу. Защищающий кабину козырек на кузове закрепляют по прибытии к месту эксплуатации. По требованию заказчика также предусмотрена возможность установки самосвальной платформы для грузов более высокой, чем уголь, плотности: в этом случае его геометрическая вместимость и вместимость с «шапкой» составляют соответственно 36 и 45 кубов.

Константин Закурдаев

Карьерный самосвал, самосвал ТОНАР, ТОНАР-7501, самый большой самосвал, углевоз, добыча угля, перевозка угля, производство самосвалов, СТ-КТ




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1019 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки