ТОНАР идёт вперед: шарнирно-сочленённый проект
Новости отрасли
Самое читаемое
Машиностроительный завод «ТОНАР» продолжает развивать проект внедорожных шарнирно-сочленённых самосвалов. ТОНАР-7507, он же ТОНАР Т-35 грузоподъёмностью 35 тонн, уже запущен в серию: недавно первые шесть таких самосвалов отправились заказчику в Калининградскую область. И ещё, видимо, столько же, тот же заказчик получит в ближайшее время – эти самосвалы я как раз застал в сборочном цеху.
А новейший ТОНАР-7508, он же ТОНАР Т-45, грузоподъёмность которого увеличили с 35 до 45 тонн, прошёл первый, зимний этап эксплуатационных испытаний, отработав минувшей зимой в компании «АЛРОСА», то есть, в сложнейших условиях Якутии. Самосвал эти испытания с честью выдержал. Но, естественно, они выявили необходимость ряда доработок, которые были реализованы на втором экземпляре 45-тонника, с которым я как раз и познакомился на заводе.
Начну с того, что если шарнирно-сочленённые самосвалы, как правило, используют в сложнопересечённой местности, то «АЛРОСА» задействовала ТОНАР Т-45 в том числе в качестве карьерного самосвала, поэтому ему приходилось преодолевать затяжные подъёмы, а главное – затяжные спуски! И чтобы на таких спусках повысить эффективность тормозов, у второго ТОНАР Т-45 тормозными механизмами оборудовали не только первый и второй, но ещё и третий мост. Соответственно, заметно увеличился установленный за кабиной радиаторный блок для системы их охлаждения. И это ещё не всё: капот самосвала чуть сместили вперёд, чтобы в паре с двигателем установить коробку передач с ретардером, то есть, с трансмиссионным тормозом, который вводят в работу именно на продолжительных спусках, тем самым экономя ресурс колёсных тормозных механизмов. И теперь такие самосвалы, в зависимости от условий применения, заказчик сможет приобрести как с ретардером, так и без.
Ещё один связанный с этим нюанс: «нос» самосвала стал длиннее и, как можно заменить, рядом с горловиной топливного бака появился новый лючок. За его крышкой находятся аккумуляторы. А раньше аккумуляторы стояли в кабине и, перед её подъёмом, их нужно было снять. Устройство подъёма кабины прежде было электрическим, а стало гидравлическим. По большому счёту, теперь двигатель можно запустить даже когда кабина находится в поднятом положении.
У первого экземпляра ТОНАР Т-45 передний мост, как и оба задних, был установлен на подвеске с резиновыми элементами – выносливой и долговечной, но не слишком мягкой. Поэтому кабина стояла на собственной пневмоподвеске. Но испытания показали, что при движении по пересечённой местности на такой подвеске кабину сильно болтает. У второго экземпляра ТОНАР Т-45 сделали по-другому: кабину установили на раму жестко, зато передний мост закрепили на гидропневматической подвеске, обеспечивающей более высокую плавность хода. Кстати, опорные стойки для передней подвески производит российский «Ростар».
Да и в целом работы по локализации шарнирно-сочленённых самосвалов постепенно движутся вперёд. Так, если раньше шины и колёсные диски были импортными, то теперь первые поставляет «Белшина», а вторые закупают в Челябинске. Повысился уровень русификации гидравлики: в ней применяются отечественные гидрораспределитель и гидроцилиндры, используемые как для поворота машины, так и для опрокидывания кузова. Да, двигатель и коробка-автомат у самосвала китайские просто за отсутствием отечественных аналогов, а вот производство раздаточных коробок и мостов для шарнирно-сочленённых самосвалов МЗ «ТОНАР» изготавливает самостоятельно. Какие-то из их деталей как, например, литьё и ряд шестерён, заказывают у российских партнёров, а другие освоены на собственных производственных мощностях.
И что мне очень нравится в ТОНАРе: посмотрите, как оперативно он модернизирует конструкцию выпускаемой техники! Тот же самосвал зимой закончил цикл испытаний, а к концу весны по их результатам в его конструкцию уже внесены все доработки! Таким образом, уже сейчас можно сказать, что проект шарнирно-сочленённого самосвала, который, к слову, не удалось реализовать ни на одном заводе бывшего Союза, на ТОНАРе получился: с технической точки зрения машина состоялась и её серийные образцы поставлены первым заказчикам!
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов