Визит на ТОНАР: масштабирование производства
Новости отрасли
Самое читаемое
В прошлом году Машиностроительный завод «ТОНАР» вышел в безоговорочные лидеры по производству в стране прицепов и полуприцепов, став не просто номером один, а сделав их больше, чем номер два, три и четыре вместе взятые. Компания завершила суперконтракт по суперсцепкам для перевозки алмазосодержащей руды, поставив «АЛРОСЕ» аж 28 тяжёлых трёхзвенных самосвальных автопоездов, а также завершила разработку и начала эксплуатационные испытания нового 45-тонного шарнирно-сочленённого самосвала. В общем, на «ТОНАРе» было о чём поговорить и на что посмотреть, и для этого я отправился на завод.
В прошлый раз я приезжал на «ТОНАР» ровно год назад. Так вот, за этот год завод разросся, как никогда: в прошлом году новый корпус механообрабатывающего производства только возвели под крышу, а теперь он полностью заполнен оборудованием, на котором изготавливают детали для прицепной и автомобильной техники, а также для собственных дисковых и барабанных тормозов, которые сегодня проходят испытания. Более того, рядом с этим корпусом построен такой же по размерам ещё один – его заполнят оборудованием в этом году. Ещё два новых больших корпуса возведены с другой стороны заводской территории. В одном разместится крупный склад, по сути – логистический центр для снабжения запасными частями многочисленных сервисных центров «ТОНАРа». Другой корпус построен с прицелом на расширение производства автотехники и магистральных полуприцепов.
В перспективе выпуск карьерных и шарнирно-сочленённых самосвалов, а также многозвенных автопоездов перенесут в отдельный корпус, а изготовление магистральных полуприцепов выделят в отдельное производство в связи с общими планами нарастить выпуск прицепной техники с нынешних 42 - 44 до 100 единиц в день. С учётом того, что сейчас производственные мощности позволяют делать в день максимум 50 - 60 прицепов и полуприцепов, работа и вложения предстоят немалые. Только количество линий сварки рам предстоит увеличит с одной до трех, а также намечается ввод в работу нового роботизированного окрасочного производства.
Так что без радикального расширения производственных мощностей не обойтись: в сравнении с прошлым годом на этот год «ТОНАР» ставит планы увеличить годовой выпуск прицепной техники с почти 7,7 тысяч до 11,5 тысяч единиц. То есть, фактически на треть! Но, уход с нашего рынка прежде занимавших на нём огромную долю европейских, и прежде всего, немецких производителей, помноженный на неспособность азиатских конкурентов в полной мере занять их место, даёт российским производителям прицепной техники небывалый шанс! И на «ТОНАРе» рассчитывают воспользоваться в этим шансом с максимальной выгодой для себя, со временем выйдя на производство до 25 тысяч полуприцепов в год!
Завод уже взял соответствующий темп: несмотря на уход из страны прежних ведущих поставщиков промышленных роботов, в 2023 году «ТОНАР» закупил их в количестве 26, доведя общее количество до 75, и в текущем году закупит, точнее, уже начал закупать ещё 20 роботов! Для повышения производительности введён в работу уникальный роботизированный комплекс, рассчитанный на автоматическую сварку рам фактически любых полуприцепов, присутствующих в широчайшей номенклатуре предприятия, и как раз во время моего визита заканчивали подготовку к вводу в эксплуатацию нового пресса для изготовления огромных сэндвич-панелей для изотермических полуприцепов, который позволит в два раза нарастить их выпуск.
Хотя сейчас для завода самая актуальная задача – масштабирование производства: на это брошены почти все ресурсы, тем не менее, продолжается развитие модельного ряда, и прежде всего – в части совершенствования конструкции техники. Так, если прежде все полуприцепы, вне зависимости от типа и назначения, «ТОНАР» комплектовал универсальными осями, рассчитанными на большой перегруз и сложные дорожные условия, то в 2023 году, после тщательных испытаний, завод освоил в серии специальную ось для магистральных полуприцепов, которая легче и имеет лучшие показатели по накату, что позволяет экономить топливо на уровне автопоездов с европейскими магистральными полуприцепами. Кроме того, с лета прошлого года возобновлён выпуск полуприцепов, у которых подъём осей происходит в автоматическом режиме. Прежде использование этой системы было приостановлено в связи с уходом из России её западных производителей.
Что касается развития направления по продвижению на российский рынок китайских грузовиков FAW ORYX в специальной российской спецификации, о которых я уже рассказывал и которые, в случае с «ТОНАРом», дают заказчикам такой весомый плюс, как возможность купить и тягач, и полуприцеп, что называется, в одно окно, то теперь в этот проект, помимо седельных тягачей, добавлены трёхосные и четырёхосные самосвалы, которые в настоящее время проходят сертификацию. С одним из них я как раз познакомился во время визита на завод. Это классический тяжёлый китайский самосвал с колёсной формулой 8х4, с задними мостами с допустимой нагрузкой в 15 тонн каждый, с 460-сильным движком, 12-ступенчатой коробкой передач и 34-кубовым кузовом задней разгрузки.
Впрочем, Машиностроительный завод «ТОНАР» продолжает развивать проект и собственных самосвалов, правда, внедорожных, включая шарнирно-сочленённые. Модель грузоподъёмностью 35 тонн уже запущена в серию: недавно первые шесть ТОНАР Т-35 отправились заказчику в Калининградскую область. И ещё, видимо, столько же, тот же заказчик получит в ближайшее время – эти самосвалы я как раз застал в сборочном цеху.
А новейший ТОНАР Т-45, грузоподъёмность которого увеличили с 35 до 45 тонн, прошёл первый, зимний этап эксплуатационных испытаний. Впрочем, о том, что показали эти испытания и как по результатам их проведения усовершенствовали конструкцию ТОНАР Т-45, я в следующем материале.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов