ТОНАР-7501: 60 тонн за один прогон!
Новости отрасли
Самое читаемое
Машиностроительный завод «ТОНАР» 18 мая показал потенциальным покупателям новую, без преувеличения уникальную для нашей страны модель карьерного самосвала. Это ТОНАР-7501 с колесной формулой 6х4, рассчитанный на перевозку рекордных 60 тонн. Впрочем, все карьерные самосвалы завода ТОНАР по грузоподъемности становятся рекордсменами: в России попросту никто другой подобную технику не выпускает.
В 2013 году машиностроительный завод «ТОНАР» приступил к выпуску ТОНАР-45251 – бескапотного трехосного карьерного самосвала грузоподъемностью 40 тонн. Это был по сути клон одной из китайских моделей, но с отечественным дизелем, а также рамой, кузовом и подвеской собственного производства завода.
В прошлом же году под тем же индексом на ТОНАРе уже самостоятельно разработали самосвал аналогичной грузоподъемности. Его выполнили по капотной схеме: расчет строился на увеличении подкапотного пространства с целью установки под капот двигателей разной мощности и разных производителей. У этого карьерника к изготавливаемым машиностроительным заводом «ТОНАР» раме, подвеске и кузову добавилась кабина собственной разработки и производства.
Ее сделали унифицированной: такую кабину можно ставить на самую разную создаваемую предприятием автотехнику, включая уже выпускаемые 40-тонные самосвалы, трехосные седельные тягачи для работы в составе сверхтяжелых автопоездов и, уже теперь новые 60-тонные самосвалы.
В остальном, то есть за исключением кабины, ТОНАР-7501 – принципиально другая машина, помимо компоновки не имеющая с ТОНАР-45351 ничего общего. В сравнении с последним у новичка более массивная и длинная рама, более грузоподъемные мосты и более мощный силовой агрегат.
Это тоже 6-цилиндровый рядный Cummins и тоже в паре с автоматической гидромеханической коробкой передач Allison. Но если у 40-тонника рабочий объем двигателя 13 л, но у новой машины – все 15 л. Понятно, что мощностные характеристики у ТОНАР-7501 за счет этого выше: его дизель развивает 540 л.с. и 2344 Нм/1400 мин-1 против 450 л.с. и 2100 Нм/1100 - 1600 мин-1 у ТОНАР-45251.
Теперь – о гидромеханической коробке передач. В отличие от 40-тонника с 6-диапазонным автоматом Allison 4500 здесь применен уже рассчитанный на более высокий крутящий момент 7-диапазонный автомат Allison 4700. В его конструкцию строен трансмиссионный тормоз – ретардер, помогающий экономить ресурс основных тормозов на продолжительных спусках.
Интересно, что снаряженная масса ТОНАР-7511 по сравнению с ТОНАР-45251 выросла не столь сильно, как грузоподъемность: c 24,2 до 27,5 тонн. То есть увеличение грузоподъемности – на 20 тонн, а снаряженной массы – всего на три с небольшим тонны!
За счет чего же удалось добиться существенного повышения грузоподъемности? Конструкторы сделали более массивной раму, усилили подвеску, а главное, использовали 35-тонные ведущие мосты вместо 25-тонных. Допустимая нагрузка на управляемый мост увеличена с 13 до 17,5 тонн. Отметим, что мосты для всех карьерников марки ТОНАР поставляет известная китайская компания Hande Axle.
Несколько слов о кабине. В отличие от самой первой карьерной модели, здесь кабина не одноместная, а более просторная, двухместная. Приборная панель хотя и выглядит простовато, но выполнена с должным качеством.
Справа от руля – место для крепления смартфона – так его удобнее использовать в качестве навигатора или как монитор для получения данных от системы управления парком. Немного ниже – панель управления автоматической коробкой передач. На центральной консоли – рычаг управления ретардером. А еще ниже – спрятанные под предохранителями рычажки для включения механизмов блокировок межосевого и межколесных дифференциалов.
Еще одна интересная особенность капотных самосвалов ТОНАР: если спереди использована пневморессорная подвеска, то сзади – весьма необычная для российской или европейской техники подвеска на резиновых упругих элементах. У такой подвески вертикальная нагрузка на каждый из мостов передается через четыре упругих элемента, а продольные и боковые нагрузки воспринимаются реактивными тягами с резинометаллическими шарнирами.
В результате подвеска с резиновыми упругими элементами получается гораздо выносливей классической рессорно-балансирной, а в сравнении с гидропневматической подвеской, как правило применяемой на схожей по тоннажу технике, она отличается более простой конструкцией, лучше ведет себя в условиях холода и фактически не требует обслуживания.
Кузов, как я уже говорил, изготавливает сам завод ТОНАР. Поскольку выросла грузоподъемность нового самосвала, выросла и вместимость самосвальной платформы: для перевозки скальной породы – с 22,5 до 27 кубов, для перевозки угля – с 35 до 48 кубов.
Кстати, именно на перевозке угля новому самосвалу как раз предстоит потрудиться. Для эксплуатационных испытаний ТОНАР-7501 скоро отправится в Кемерово, на угольный разрез. Туда, где сегодня уже работают несколько первых капотных 40-тонников, выпущенных машиностроительным заводом «ТОНАР».
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов