Рынок полуприцепов 2023 и их российские производители
Новости отрасли
Самое читаемое
В Москве 14 декабря ассоциация «Росспецмаш» провела конференцию по итогам развития отечественного прицепного машиностроения в 2023 году, в которой приняли участие многочисленные руководители как производителей, так и заказчиков полуприцепов, представители поставщиков комплектующих и лизинговых компаний, а также руководство «Росспецмаша» и российского Минпромторга. Одним словом, состав участников вышел весьма представительным! В ходе конференции были подведены итоги производства прицепной техники в нашей стране, а также оценены возможности и обсуждены стимулы для его наращивания и для дальнейшего углубления локализации.
По статистике за 11 месяцев 2023 года прослеживается устойчивая тенденция к росту российского рынка прицепной техники. По данным «Росспецмаша», сегмент крупнотоннажных полуприцепов за указанный период превысил 43,5 тысяч. ед., что почти в полтора раза больше, чем за аналогичный период 2022 года. А годовой результат скорее всего достигнет 47 тысяч. При этом российские производители увеличивают продажи быстрее рынка, постепенно замещая объёмы покинувших страну западных конкурентов: рост поставок отечественной прицепной техники составил 64%. Если наращивание её внутреннего производства сохранит опережающий темп, то уже в следующем году действующие в стране заводы, по крайней мере чисто теоретически, своей продукцией смогут полностью закрыть потребности российских заказчиков. А потребности эти, по данным ряда исследований, в 2024 году дорастут до, примерно, 50 тысяч. новых полуприцепов. Общие инвестиции в российское производство прицепной техники на сегодняшний день составили 14 млрд рублей.
И ведь сегодня без существенных инвестиций не обойтись: согласно постановлению правительства №719, процент локализации выпуска прицепов и полуприцепов для признания их российской продукцией в 2024 году будет увеличен с 50 до 70%, а в 2026 году дорастёт до 80%. Здесь нужно отметить, что есть несколько узких мест, сдерживающих как локализацию, так и наращивание производства прицепной техники. Прежде всего, это выпуск предназначенных для неё осей и тормозных систем, которые раньше массово поставлялись из Европы. Сегодня эти поставки частично взяли на себя турецкие и китайские партнёры. Но без установки на свою технику осей и тормозных систем российского производства выполнить требования по уровню локализации будет весьма непросто. И тем не менее, сегодня данная задача решаема: на конференции выступили представители отечественных предприятий, уже освоивших производство и осей, и тормозов. Теперь главное, чтобы рост выпуска их продукции не отстал от роста выпуска прицепной техники.
Несколько примеров применительно к конкретным российским производителям прицепов и полуприцепов, представители которых выступили на конференции. Компания «СпецАвтоВосток», производственные мощности которой расположены в Тюмени, вложила в их развитие 400 млн рублей, что позволит нарастить ежегодный выпуск прицепной техники до 1000 ед. против 600 – 700 ед. в прежние годы. У челябинской компании «УралСпецТранс» инвестиции в 2023 году составили 600 млн рублей в строительство и 700 млн в оборудование. Как результат, если в 2022 году предприятие выпустило 588 полуприцепов, в 2023 году – 1005 полуприцепов, то в 2024 году планирует выпустить уже 2030. Годовой рост – двукратный! Что интересно, он сопровождается весьма скромным ростом численности персонала: за два года – с 802 до 930 человек. МЗ «ТОНАР» только в 2023 году инвестировал в своё производство 1,9 млрд рублей, принял на работу 400 человек и внедрил 29 роботов, доведя их общее количество до 77. А в планах на 2024 год – ещё 2 млрд инвестиций. Как результат, стабилизировавшийся было в 2021 – 2022 годах на уровне 5 тысяч выпуск полуприцепов в 2023 году на «ТОНАРе» вырос до 8,5 тысяч, а в 2024 году будет доведён аж до 13 тысяч!
Стремительное развитие производственных мощностей действительно позволит отечественных производителям выйти на годовой результат, близкий к общему объёму рынка прицепной техники. Но не стоит забывать, что конкуренция со стороны зарубежных производителей с уходом западных поставщиков никуда не исчезла. На их место пришли поставщики из Турции и, конечно же, из Китая. Одних только китайских полуприцепов за десять месяцев текущего года в страну завезено порядка 1,2 тысяч. Казалось бы, на общем фоне не так уж и много, но это пока! Вот только один пример серьёзности их экспансии: один из китайских производителей за три минувших года нарастил поставки полуприцепов в Россию более чем в 8 раз, с 61 ед. в 2020 году до почти 500 ел. в году текущем. По поступающей информации, ещё одной компанией для реализации в нашей стране в Поднебесной уже законтрактовано около 6 тыс. тентованных полуприцепов – это фактически половина от их предполагаемого общего объёма продаж на российском рынке в 2024 году! Так что, с одной стороны, с уходом всемирно известных западных конкурентов перед российскими производителями прицепной техники открылись поистине небывалые возможности, но, с другой стороны, лёгкой жизни им точно ждать не стоит!
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов