view counter
Главная страница > Репортаж > «Русак-3918». Зайчик - побегайчик

«Русак-3918». Зайчик - побегайчик

Этот нареченный «Русаком» вездеход как никакой другой соответствует своему названию: быстротой, ловкостью и верткостью он напоминает настоящего зайца!
01.02.2017
47388

Когда я вижу, что на бездорожье творит гусеничная техника, я начинаю сомневаться в утверждениях теоретиков, что колесные вездеходы, если сконструировать их «как надо», не уступят ей в проходимости. Разве может колесная машина столь лихо взять снежную кручу, на одном дыхании перемахнуть через поросший кустарником кювет, лихо мчаться по многометровому снежному покрывалу? Эти мысли посетили меня, когда я увидел, на что способен «Русак-3918» – в середине января у меня выпала возможность познакомиться с ним в окрестностях Камского водохранилища.

Русак, КОМ, группа компаний КОМ, ГК КОМ, Маньковский, вездеход, снегоболотоход, амфибия, внедорожник, повышенная проходимость, Русак-3918

Так что же это за зверь, «Русак-3918»? Прежде всего следует сказать, что на сегодняшний день челнинской Группой компаний «КОМ», известным российским производителем узлов и агрегатов трансмиссий, под маркой «Русак» разработаны несколько вездеходов. Об одном из них, колесном четырехосном «Русак-3993», я недавно рассказывал. Но он только вышел на к испытания. А вот другой вездеход, гусеничный «Русак-3918», уже близок к серийному производству: председатель совета директоров ООО «Управляющая компания КОМ» Василий Маньковский уверен, что первые несколько товарных машин обретут своих владельцев уже в нынешнем году.

Русак, КОМ, группа компаний КОМ, ГК КОМ, Маньковский, вездеход, снегоболотоход, амфибия, внедорожник, повышенная проходимость, Русак-3918

Идея «Русак-3918» – дать жителям отдаленных районов страны, где нет нормальный дорог, технически простое, недорогое при приобретении и в эксплуатации, достаточно надежное и комфортабельное транспортное средство. Каким оно должно быть? Специалисты компании «КОМ» не сразу пришли к ответу на данный вопрос.

Русак, КОМ, группа компаний КОМ, ГК КОМ, Маньковский, вездеход, снегоболотоход, амфибия, внедорожник, повышенная проходимость, Русак-3918Сперва для вездехода выбрали заднемоторную компоновку, что логично – ведущие звездочки гусениц тоже расположены сзади. Но, в таком случае, не выходило сделать сколько-нибудь просторным багажное отделение. Поэтому силовой агрегат перенесли вперед и спрятали под капотом – как у обычной легковушки. Крутящий момент от коробки передач через кардан передается на расположенную сзади главную передачу – она такая же, как у колесного вездехода «Русак-3993», только без дифференциала, роль которого играют бортовые фрикционы. Интересно, что сперва пробовали ставить именно дифференциал – решение более простое и уже освоенное в производстве, но при движении на воде, когда поворот занимает продолжительное время, он в какой-то момент выходил из строя. Поэтому в компании быстро спроектировали и изготовили собственный компактный и легкий фрикцион.

Русак, КОМ, группа компаний КОМ, ГК КОМ, Маньковский, вездеход, снегоболотоход, амфибия, внедорожник, повышенная проходимость, Русак-3918

Кстати, раз уж речь зашла о преодолении водных преград: в конструкции «Русак-3918» разработчики применили весьма оригинальное решение, а именно – так называемую раму-лодку. Нижняя чисть корпуса машины представляет собой каркас из стальных труб, герметично обшитых алюминием – подобная конструкция, напоминающая лодочный корпус, обеспечивает хорошую плавучесть.

Русак, КОМ, группа компаний КОМ, ГК КОМ, Маньковский, вездеход, снегоболотоход, амфибия, внедорожник, повышенная проходимость, Русак-3918

Использовавшийся на первых образцах гусеничного «Русака» двигатель рабочим объемом 1,7 л от «Нивы» уступил место более мощному (98 против 80 л.с.), более экономичному и легкому 1,6-литровому двигателю от «Гранты». Подвергся кардинальной переделке и кузов: вместо мягкого верха он получил жесткий, с эффектно поднимающимися вверх дверьми типа «крыло чайки». С каждой стороны – по одной такой двери, открывающей доступ сразу и к переднему, и к заднему рядам сидений. Одновременно шел процесс совершенствования гусеничного движителя: если у первых образцов резинокордные гусеницы заимствовали у самого обычного снегохода, то потом все же решили сделать свои: уже не однослойные, а двухслойные, с ходимостью не 500, а 5 000 км согласно теоретическим расчетам и 10 000 км исходя из практического опыта. Такая лента хотя и тяжелее, но в разы надежнее: она скорее слетит, чем порвется. Ведь поставить резинокордную гусеницу на катки не очень сложно, тогда как при ее разрыве экипаж бессилен помочь себе сам – крайне опасная ситуация когда на улице лютый мороз и на десятки километров никого вокруг. Кроме того, на гусеницах изменили характер грунтозацепов – исходя из опыта тестирования первых экземпляров «Русака» их сделали таким образом, чтобы они эффективно препятствовать боковому сносу.

Русак, КОМ, группа компаний КОМ, ГК КОМ, Маньковский, вездеход, снегоболотоход, амфибия, внедорожник, повышенная проходимость, Русак-3918

Переход к новым гусеницам потребовал замены пружин независимой подвески опорных катков: на ходу из-за собственной тяжести гусеничная лента спереди начинала провисать, и с помощью более мощных пружин это удалось предотвратить. Кроме того, инженеры компании «КОМ» сделали специальный механизм, позволяющий при преодолении препятствий снизить нагрузку на первый опорный каток: добавили перед ним еще один, поменьше и повыше, при этом объединив их подвески по типу балансира. Получается, что, когда вездеход наскакивает гусеницей на бревно или камень, удар парирует не один, а сразу два катка, что гораздо надежнее.

Русак, КОМ, группа компаний КОМ, ГК КОМ, Маньковский, вездеход, снегоболотоход, амфибия, внедорожник, повышенная проходимость, Русак-3918

Таким образом, шаг за шагом «Русак-3918» обрел свой сегодняшний технический облик. Мне довелось знакомиться уже с шестой генерацией вездехода. Впрочем, его совершенствование продолжается: следующий, фактически предсерийный образец будет на четверть метра длиннее и обзаведется водометом для повышения скорости движения по воде. Стальные опорные катки со временем планируется заменить алюминиевыми. Кроме того, прорабатывается вариант с дизелем – у него выше экономичность, а главное – больше крутящий момент, что особенно важно при преодолении пересеченной местности.

Русак, КОМ, группа компаний КОМ, ГК КОМ, Маньковский, вездеход, снегоболотоход, амфибия, внедорожник, повышенная проходимость, Русак-3918

Из широко распространенных автомобильных агрегатов и комплектующих в вездеходе помимо движка от «Гранты» применены передние сиденья и коробка передач от «Нивы». Вазовские легковушки поделились с «Русаком» также амортизаторами в подвеске и рабочими тормозными механизмами. Таким образом, благодаря использования широко распространенных комплектующих от отечественной автотехники гусеничная машина обладает высокой ремонтопригодностью – крайне ценное качество для жителей отдаленных уголков страны!

Русак, КОМ, группа компаний КОМ, ГК КОМ, Маньковский, вездеход, снегоболотоход, амфибия, внедорожник, повышенная проходимость, Русак-3918

А что же на счет ноу-хау – есть ли они у «Русак-3918»? Как минимум одно – точно. Речь идет о запатентованной системе гидравлического рулевого управления, основная фишка которой заключается в способности сперва отключить фрикцион и только потом притормозить гусеницу. Но я бы сказал, что ноу-хау – сам вездеход как он есть. Да, другие компактные гусеничные машины на российском рынке присутствуют, но их создатели видят в них прежде всего утилитарные транспортные средства. А разработчики «Русака» не побоялись пойти дальше, а именно, максимально приблизить вездеход по эргономике и комфорту к привычной миллионам людей легковушке, наделив его защищающим экипаж от погодных невзгод полностью закрытым кузовом и рулевым управлением автомобильного типа, включая «баранку» вместо рычагов.

Русак, КОМ, группа компаний КОМ, ГК КОМ, Маньковский, вездеход, снегоболотоход, амфибия, внедорожник, повышенная проходимость, Русак-3918

И, что тоже важно, вездеход несмотря на кажущуюся компактность получился реально просторным: нам с коллегами втроем было удобнее сидеть на его заднем сиденье, чем на заднем сиденье Audi Allroad, в которой мы ехали в Набережные Челны из аэропорта. Над головой места достаточно, ногам не тесно и в соседей локтями не упираешься – удачная, хорошо продуманная компоновка! Конечно, пока остаются и недочеты. Я бы, к примеру, предложил кардинально повысить эффективность системы отопления: через какое-то время ноги начинают чувствовать холод. Может быть, раз уж осуществлен переход к полностью закрытому кузову, стоит подумать над штатным верхним багажником – задний очень уж невелик. Не помешало бы штатное крепление огнетушителя в салоне, а в багажнике – сетчатые фиксаторы для поклажи – все же вездеходу частенько придется, словно зайцу, скакать по оврагам и ухабам.

Русак, КОМ, группа компаний КОМ, ГК КОМ, Маньковский, вездеход, снегоболотоход, амфибия, внедорожник, повышенная проходимость, Русак-3918

И тем не менее, чувствуется, что перед тобой – фактически завершенная машина. Не самоделка, и не поисковый вариант – настоящий промышленный образец! По сути «Русак-3918» – это поставленный на гусеницы малолитражный легковой автомобиль, разумеется, с поправкой на условия эксплуатации: всесезонный, всепогодный, всепроходимый. А если вездеход удастся сделать еще и доступным, то есть предложить с более-менее демократичным ценником, будущее у него определенно есть.

Константин Закурдаев

Русак, КОМ, группа компаний КОМ, ГК КОМ, Маньковский, вездеход, снегоболотоход, амфибия, внедорожник, повышенная проходимость, Русак-3918




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки