view counter
Главная страница > Репортаж > Новый КАМАЗ. Уже семейство!

Новый КАМАЗ. Уже семейство!

Как новейший КАМАЗ-5490 расстается с ролью героя-одиночки и становится родоначальником обширного семейства перспективных камских грузовиков.
27.04.2015
50672

Новая модель для нового сегмента

Камский автозавод на сегодняшний день лидирует во всех наиболее весомых сегментах российского рынка тяжелых грузовиков за исключением одного, к которому принадлежат седельные тягачи для магистральных перевозок. Ведь на базе узлов и агрегатов, применяемых в грузовиках классической заводской линейки, конкурентоспособный магистральник не построишь – он просто не сможет противостоять аналогам именитых марок по ресурсу, комфорту и эксплуатационной эффективности. Поэтому, чтобы гарантированно прорваться в магистральный сегмент, на КАМАЗе и решили приступить к разработке принципиально новой модели, которая получила отраслевой индекс 5490, а впоследствии, в ключе собственной заводской классификации, ей присвоили индекс М1840. Речь идет о двухосном седельном тягаче, конструкция которого изначально спроектирована для перевозки грузов на дальние расстояния в составе 44-тонного автопоезда. Подобную автотехнику российские перевозчики, в частности, широко применяют на международных маршрутах, вынужденно закупая ее у европейской «большой семерки».

КАМАЗ-5490 КАМАЗ М1840 камский магистральник магистральный седельный тягач

Примерно в то же время, когда было принято решение создавать новый магистральный тягач, в число акционеров КАМАЗа вошел немецкий Daimler, а потому в конструкции перспективной модели применили важнейшие узлы и агрегаты от Mercedes-Benz: двигатель, кабину и ведущий мост. Хотя на заводе ту пору уже вовсю шла работа над собственной новой кабиной, и даже были построены несколько оснащенных ей грузовиков, приоритет все же отдали немецкому образцу, здраво рассудив, что синица в руках предпочтительнее журавля в небе. Ведь «мерседесовские» компоненты можно было получить очень быстро, тогда как на проектирование, испытания и доводку собственных требовалось потратить немало времени.

КАМАЗ-5490 КАМАЗ М1840 камский магистральник магистральный седельный тягачКамский магистральник обзавелся и другими важными комплектующими зарубежных брендов: механической КПП и рулевым управлением ZF, а также тормозной системой Knorr-Bremse с дисковыми тормозными механизмами и электронным управлением EBS. Сюда же присовокупим комплектацию автомобиля системой управления пневмоподвеской ECAS и электронной системой стабилизации ESP. К слову, коробка передач у него не та, что изготавливается совместным предприятием «ЦФ-КАМА» для классической линейки камских грузовиков, а целиком и полностью импортная ZF 2221, при тех же 16 ступенях обладающая увеличенным передаваемым крутящим моментом. Потому что у устанавливаемого в моторный отсек тягача 12-литрового 6-цилиндрового дизеля Mercedes-Benz OM457LA максимальный момент достигает 2100 Нм, тогда как серийно выпускаемая в Набережных Челнах коробка передач ZF1820 рассчитана максимум на 1850 Нм. Важно, что вышеупомянутый двигатель отвечает требованиям экологических норм Евро-5, а потому оснащенные им КАМАЗы могут смело совершать рейсы в европейские страны. Коробка передач снабжена ретардером, позволяющим тяжелому автопоезду безопаснее проходить продолжительные спуски без износа колесных тормозных механизмов, а задний 13-тонный одноступенчатый гипоидный мост специально рассчитан на экономичное движение по скоростным шоссе.

КАМАЗ-5490 КАМАЗ камский магистральникТаким образом, за счет импортных комплектующих ходовая часть, силовой агрегат и трансмиссия КАМАЗ-5490 с одной стороны оптимально приспособлены для магистральных перевозок, а с другой обеспечивают заявленный ресурс в 1 млн. км и межсервисные интервалы на уровне наиболее популярных у нас европейских аналогов, с которыми новинке и предстоит сразиться за магистральный сегмент.

Локализованная комфортабельность

КАМАЗ-5490 КАМАЗ М1840 камский магистральник магистральный седельный тягачЕще одна отличительная черта нового магистральника – современная кабина, которая по внутреннему пространству, комфорту и эргономике на голову превосходит серийные камские кабины даже в их модернизированном виде. Среди ее неоспоримых преимуществ – позволяющая встать в полный рост высота в 1,91 м, соответствие всем современным требованиям по безопасности, высокий уровень шумоизоляции, а также устанавливаемые в базовой комплектации регулируемая рулевая колонка, электростеклоподъемники, пневмоподрессоренные сиденья и кондиционер. На заводе не делают секрета, что эту кабину заимствовали у выпускаемого с 2001 года Mercedes-Benz Axor. Еще не успевшая состариться даже по высоким европейским меркам, она предложена заказчикам как в коротком дневном, так и в удлиненном спальном вариантах, причем последний может быть со стандартной или высокой крышей и, соответственно, с одной или двумя полками для отдыха водителей. Чтобы КАМАЗ-5490 отличался от немецкого грузовика, в экстерьер кабины внесли ряд стилистических изменений. Насколько они оказались удачными – вопрос спорный, но узнаваемость новому тягачу тем самым была обеспечена.

КАМАЗ-5490 КАМАЗ М1840 камский магистральник магистральный седельный тягач

Поскольку на кабину приходится очень существенная доля производственных затрат, столь актуальную при нынешнем валютном курсе локализацию магистральника было решено начать именно с нее. Для этого на прессово-рамном заводе смонтировали современную сварочную линию, рассчитанную на выпуск 20 тыс. кабин в год, и модернизировали окрасочный комплекс DURR. Окончательная сборка «мерседесовских» кабин, которые из-за увеличенного размера не удалось поставить на существующий «кабинный» конвейер, осуществляется на отдельном участке недалеко от главного сборочного конвейера.

КАМАЗ-5490 КАМАЗ М1840 камский магистральник магистральный седельный тягачК середине минувшего лета все перечисленное позволило завершить первый этап локализации, подразумевающий освоение сварки каркасов кабин из нескольких подсобранных деталей. В перспективе же каркас будут сваривать уже из 150 более мелких частей! А вот создание штампового производства деталей «мерседесовской» кабины не планируется – на КАМАЗе рассчитывают, что в через какое-то время все же удастся продолжить разработку и внедрить в серию свой собственный образец.

Тем не менее, нельзя не отметить, что сварка, антикоррозионная обработка, окраска и сборка – это еще не все мероприятия по локализации немецкой кабины. К ней уже адаптировали сиденья Grammer, выпускаемые в особой экономической зоне Алабуга. И внешний пластиковый обвес полностью российского производства.

КАМАЗ-5490 КАМАЗ М1840 камский магистральник магистральный седельный тягач

Один на рынке не воин

Первый серийный КАМАЗ-5490 сошел с конвейера в октябре 2013 года, а товарные автомобили начали обретать своих владельцев через два месяца после этого, в декабре – всего по итогам позапрошлого года завод изготовил их в количестве 96 ед. В прошлом году удалось сделать уже 600 магистральников, а план на этот год – 2000 машин. Задача не простая: выход автомобиля на рынок совпал с очередным кризисом в экономике страны, когда большинство перевозчиков из-за снижения дохода, увеличения кредитных ставок и общей неопределенности в экономической политике стараются отложить обновление своих парков на потом. Тем не менее, в указанное количество входит уже не один только двухосный седельный тягач: поддержку ему окажут еще две созданные на той же агрегатной базе модели. Какие? В феврале завод приступил к производству седельного тягача КАМАЗ-65206 с допустимой нагрузкой на седло 16,6 т и бортового грузовика КАМАЗ-65207 грузоподъемностью 15 т, способного буксировать 14-тонный прицеп. Оба – с колесной формулой 6х4 и спальной кабиной с низкой крышей в базовом исполнении. Вся тройка помимо 428-сильного немецкого дизеля будет предложена и с его менее мощными версиями, развивающими 401 и 360 л.с. Причем две наиболее мощных модификации предполагается по заказу комплектовать автоматизированной 12-ступенчатой коробкой передач ZF AS Tronic, а третью – выпускаемой челнинским СП коробкой ZF1820 с ручным механизмом переключения.

КАМАЗ-5490 КАМАЗ М1840 камский магистральник магистральный седельный тягач

Следующий новичок в перспективном семействе, готовящийся к выходу на рынок в 2016 году, локализован более существенно. Речь идет о самосвале КАМАЗ-65802 (по новой классификации К3540) с колесной формулой 6х6. Для него также использовали кабину от Mercedes-Benz Axor, правда, в коротком «дневном» варианте, и три «мерседесовских» ведущих моста. Но вот двигатель у этого самосвала свой, камский, развивающий 400 л.с. – его модифицировали для соответствия экологическим требованиям Евро-5. Самостоятельно КАМАЗ также изготавливает раздаточную коробку, а коробка передач у опытного образца установлена ZF1820 – та самая, которую выпускает СП «ЦФ-КАМА». Трансмиссия оборудована механизмами блокировки межтележечного и межосевого дифференциалов. В дальнейшем это же шасси послужит основой для создания модификации с колесной формулой 6х4, ряда строительных и технологических автомобилей, а также седельного тягача для сложных дорожных условий, у которого вместо пневпоподвески применены рессоры. На очереди – и самосвал с колесной формулой 8х4, опытный образец которого уже можно увидеть среди другой проходящей испытания экспериментальной камской автотехники.

КАМАЗ-5490 КАМАЗ М1840 камский магистральник магистральный седельный тягач

КАМАЗ-5490 КАМАЗ М1840 камский магистральник магистральный седельный тягач

Постепенный переход от производства пусть самой передовой по конструкции, но лишь одной новой модели к целому семейству различных по характеристикам и назначению современных грузовиков дает КАМАЗу реальную возможность значительно увеличить их поставки российскому потребителю и пробиться на прежде недоступные экспортные рынки. Подобное развитие событий вполне соответствует задаче к 2020 году довести долю техники нового поколения в объеме выпуска до 80%, а к 2022 году полностью снять с конвейера машины классического камазовского ряда. Правда, сказанное вовсе не означает, что данная задача будет выполнена исключительно за счет моделей на «мерседесовской» агрегатной базе – если все пойдет по плану, у КАМАЗа уже через три года должно появится семейство современных автомобилей с куда более высоким уровнем локализации.

Константин Закурдаев

 

Марат Мухамедов, инженер-конструктор НТЦ ОАО «КАМАЗ»

КАМАЗ-5490 КАМАЗ Камский магистральник– Нужно понимать, что КАМАЗ-5490 разрабатывался как альтернатива европейским магистральным тягачам, поэтому его справедливо отнести к автомобилям премиум-сегмента, для которых вполне естественно использование комплектующих ведущих мировых поставщиков, обеспечивающих надежность и долговечность на уровне лучших зарубежных аналогов. Впрочем, данная модель – лишь первая в целом семействе, которое в феврале пополнилось седельным тягачом и бортовым грузовиком с колесными формулами 6х4. И модельный ряд продолжит увеличиваться как за счет новых моделей, так и новых комплектаций уже выпускаемой техники. Например, недавно была разработана модификация КАМАЗ-5490 для перевозки опасных грузов, удовлетворяющая требованиям ДОПОГ.

Тем не менее, мы вполне понимаем, что для магистральника нужна более просторная кабина, чем ныне применяемая от Mercedes-Benz Axor шириной 2,3 м. Поэтому компания продолжает работу над собственной кабиной шириной 2,5 м. Ее КАМАЗ будет производить по полному циклу, начиная со штамповки кузовных элементов. Одновременно с запуском этой кабины в серию завод рассчитывает освоить и выпуск нового поколения рядных дизельных и газовых двигателей. То есть производимая КАМАЗом магистральная техника через несколько лет получит более значительный, чем сейчас, уровень локализации, что в нынешней ситуации резкого удорожания импортных комплектующих рассматривается как важнейшая задача.

 

Эльвард Шайхуллин, инженер-конструктор НТЦ ОАО «КАМАЗ»

КАМАЗ-5490 КАМАЗ Камский магистральник– Находящийся сегодня на испытаниях опытный трехосный полноприводный самосвал – это только первый автомобиль в ряду новых строительных КАМАЗов с кабиной Mercedes-Benz Axor, к которому скоро присоединятся самосвалы с колесной формулой 6х4 и 8х4. В отличие от магистральных моделей для их комплектации будут применяться двигатели и мосты не только Mercedes-Benz. Например, в моторном отсеке опытного самосвала установлена наша модернизированная V-образная «восьмерка» КАМАЗ-740.435 уровня «Евро-5». И коробка передач здесь не закупаемая в Германии для магистральника ZF 2220, а выпускаемая на СП «ZF-КАМА» 16-ступенчатая ZF 1820. То есть уровень локализации строительных моделей в новом семействе камских грузовиков значительно выше, чем у магистральных тягачей. Мосты же пока применяются Mercedes-Benz, но в перспективе они будут заменены нашими собственными мостами, а также мостами одного из китайских производителей, который, кстати, готов поставлять их не только в 13-тонной, но и в 16-тонной версии, требующейся для автомобилей, используемых в карьерных работах. Переход от чисто «даймлеровской» агрегатной базы на агрегатную базу разных, преимущественно отечественных производителей происходит в русле решения задачи локализации производства и уменьшения зависимости от разницы валютных курсов при приобретении комплектующих. В этом ключе сегодня обсуждается и возможность разработки и выпуска КАМАЗом собственных мостов, рассчитанных на нагрузку в 16 т.

 

Антон Тарасенко, начальник бюро конструкторского отдела двигателей НТЦ ОАО «КАМАЗ»

КАМАЗ-5490 КАМАЗ Камский магистральник– В настоящее время мы готовим к серийному производству две новые модификации серийных V-образных 8-цилиндровых дизельных двигателей, удовлетворяющих требованиям экологического стандарта Евро-5, который вступает у нас в силу со следующего года. Речь идет о дизелях 740.755 и 750.10, развивающих мощность, соответственно, до 440 и до 500 л.с.  Причем второй из них представляет собой наиболее глубокую модернизацию с использованием четырехклапанных моноголовок блоков цилиндров, позволивших существенно увеличить мощность и скрыть под ними жгуты проводки.

КАМАЗ-5490 КАМАЗ Камский магистральникБолее отдаленная перспектива – освоение на нашем моторном заводе абсолютно новых 6-цилиндровых рядных двигателей рабочим объемом 12 л для комплектации грузовиков КАМАЗ нового поколения. Речь идет о трех вариантах: дизельном мощностью 380-550 л.с., газовом мощностью 300-450 л.с., а также спортивной модификации, развивающей 600-700 л.с. В 2017 году планируется завершить подготовку производства этих двигателей, причем практически со 100-процентной локализацией основных компонентов, а с 2018 года они пойдут в серию. Стандарт Евро-5 достигается за счет использования AdBlue, без системы EGR, и мы рассчитываем, что такая конструкция впоследствии позволит достичь и требований стандарта Евро-6.

 

Артем Дайреджи, директор по прицепной технике ОАО «ТФК «КАМАЗ»

 

КАМАЗ-5490 КАМАЗ Камский магистральник– В преддверии выхода на рынок КАМАЗ-5490 группа компаний ОАО «КАМАЗ» разработала новую линейку трехосных полуприцепов, изначально рассчитанных на использование в магистральных перевозках. Чтобы по надежности и ресурсу они были сопоставимы с западными аналогами, в их конструкции применили оси, подвески, тормозные механизмы и сцепные устройства ведущих мировых производителей.

В конце минувшей осени в серию пошел первый из названных полуприцепов, 91-кубовый шторный НЕФАЗ-93341-08, рассчитанный на 33 европаллеты. Что интересно: не используя для изготовления рамы и платформы дорогостоящих зарубежных сталей наши конструкторы смогли уменьшить снаряженную массу данного полуприцепа по сравнению с предшествующей моделью на 700 кг, до 6700 кг, вписавшись в промежуток от 6500 до 7200 кг, характерный для аналогов именитых европейских марок. При этом изменения никак не повлияли на прочность рамы.

Вторая и третья новинки – изотермические полуприцепы на той же базе: один, оборудованный холодильной установкой Carrier и соответствующий стандарту FRC, предназначен для перевозки замороженных продуктов, а второй, с менее толстыми стенками, соответствует стандарту FRA и подойдет для грузов, требующих поддержания постоянной температуры, например, для продуктов питания и электроники. Комплекты кузовов к этим полуприцепам изготовлены сербской компанией EMA из пятислойных сэндвич-панелей с пластиковыми стенками.

Возможность приобретения у одного дилера сразу и тягача, и полуприцепа облегчает заказчику их последующее сервисное обслуживание. Замечу, что несмотря на значительное количество применяемых импортных комплектующих, наши магистральные полуприцепы в среднем на 500 тыс. руб., то есть примерно на треть дешевле аналогов ведущих европейских производителей, не уступая им по ресурсу, надежности и эксплуатационным характеристикам.

Добавлю, что этой весной будет представлен модернизированный самосвальный трехосный полуприцеп НЕФАЗ-9509 со снаряженной массой, уменьшенной с 9850 до 7300 кг. Рама прицепа будет проходить обработку методом оцинкования, позволяющим повысить уровень защиты от коррозии, что весьма актуально для эксплуатации в нашей стране.

Дополнительные подробности производства и развития гаммы КАМАЗ-5490 – на страницах электронной версии журнала ST-KT.RU (№2, стр. 39)

 




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки