view counter
Главная страница > Коммерческий транспорт > Карьерный ТОНАР. Встречаем второе поколение!

Карьерный ТОНАР. Встречаем второе поколение!

ТОНАР-45251: название прежнее – автомобиль другой! Завод продолжает развивать тему карьерных самосвалов, в мае представив их новое поколение.
22.05.2017
7119

Еще издали заметив на заводской демонстрационной площадке два новых ярко-оранжевых карьерных самосвала, я уже понял: да ведь это двойники тягача, разработанного машиностроительным заводом «ТОНАР» по заказу компании «АЛРОСА» в прошлом году! Того самого, что способен буксировать двухзвенный самосвальный полуприцеп грузоподъемностью 130 т. Только теперь на его раму вместо седельно-сцепного устройства установили разгружаемый назад кузов.

ТОНАР-4525, ТОНАР, TONAR, ТОНАР-45251, новый ТОНАР, карьерный ТОНАР, карьерник, карьерный самосвал, самосвал ТОНАР, карьерная техника, БелАЗ

Впрочем, самосвалы оснащены менее мощными дизелями – все же до полной массы автопоезда-гиганта им далеко. У одного из двух первых изготовленных «ТОНАРом» карьерников нового поколения это тоже Cummins, тоже рядная «шестерка», но рабочим объемом уже не 19, а 13 л, и мощностью не 600, а 450 л.с. Второй образец получил отечественный двигатель – тутаевскую V-образную «восьмерку», развивающую 425 л.с. Кроме того, у этого самосвала применили не так часто встречающееся гидравлическое рулевое управление, что позволило заметно увеличить угол поворота передних колес, а значит, и маневренность тоже. И еще: в отличие от седельного тягача передняя подвеска самосвалов не пневмогидравлическая, а более простая и менее прихотливая пневморессорная.

ТОНАР-4525, ТОНАР, TONAR, ТОНАР-45251, новый ТОНАР, карьерный ТОНАР, карьерник, карьерный самосвал, самосвал ТОНАР, карьерная техника, БелАЗ

Таким образом, под маркой ТОНАР за последнее время созданы не просто седельный тягач и не просто карьерный самосвал – на заводе работают над семейством тяжелых внедорожных автомобилей, насколько это возможно унифицированных между собой. Поэтому и понадобилось проектировать новый карьерник фактически заново: хотя он несет такое же обозначение, как предшественник, но по компоновке, по применяемым агрегатам это совершенно другая машина.

ТОНАР-4525, ТОНАР, TONAR, ТОНАР-45251, новый ТОНАР, карьерный ТОНАР, карьерник, карьерный самосвал, самосвал ТОНАР, карьерная техника, БелАЗ

Начнем с компоновки. Выпускаемый с 2013 года карьерный самосвал ТОНАР-45251 – бескапотник, причем с сильно смещенной влево одноместной кабиной. Такая компоновка вполне оправдана. С одной стороны она позволяет минимизировать колесную базу, тем самым снизив массу и улучшив столь важную в карьерах маневренность. С другой обеспечивает доступ к моторном отсеку без опрокидывания кабины, что у карьерников часто бывает не так просто сделать из-за нависающего над ней внушительного по размерам козырька, надежно защищающего от падающих из ковша экскаватора камней.

ТОНАР-4525, ТОНАР, TONAR, ТОНАР-45251, новый ТОНАР, карьерный ТОНАР, карьерник, карьерный самосвал, самосвал ТОНАР, карьерная техника, БелАЗ

Другое дело, что вопрос с опрокидыванием кабины не актуален и для ТОНАР-45251 второго поколения, поскольку для него выбрали так называемую классическую, то есть капотную компоновку. В результате выросли колесная база, габаритная длина и, как следствие, снаряженная масса: у нового самосвала она составляет 23,5 т против 22 т у предшественника. Но, зато, перенос кабины за двигатель позволил сделать ее двухместной, по внутреннему пространству не уступающей кабинам других грузовиков. Таким образом, появилась возможность унифицировать шасси для создания машин самого разного назначения. Здоровенный, фактически ничем не лимитированный в своих габаритах моторный отсек позволяет устанавливать разные по мощности, литражу и габаритам двигатели. Кроме того, водитель теперь сидит не над передним колесом, а за ним, в пределах колесной базы, где комфортнее, поскольку вертикальные колебания при движении по неровностям значительно меньше. Кстати, для карьерного самосвала нового поколения завод ТОНАР изготавливает кабину, капот и крылья самостоятельно, а не импортирует их, как прежде, из Китая, где был создан его предшественник.

ТОНАР-4525, ТОНАР, TONAR, ТОНАР-45251, новый ТОНАР, карьерный ТОНАР, карьерник, карьерный самосвал, самосвал ТОНАР, карьерная техника, БелАЗ

Еще один важный момент: оба первых опытных образца нового капотного карьерника получили автоматическую коробку передач Allison 4500, причем в комплекте с мощным трансмиссионным тормозом – ретардером, помогающим при движении на продолжительных спусках. Напомним, что машины предыдущего поколения комплектовали не только другим двигателем, ярославским ЯМЗ-650 мощностью 412 л.с., но и принципиально другой КПП – китайской 9-ступенчатой механикой, понятно, с ручным переключением. Кстати, у седельного тягача тоже стоит автомат Allison, но рассчитанный на более высокий крутящий момент. Переход к автоматическому управлению КПП шаг, безусловно, верный: водитель меньше устает, больше внимания уделяет дороге, что особо важно при движении в сложных дорожных условиях. Да и, с учетом квалификации нынешних водителей, автоматический выбор передач существенно продлевает трансмиссии жизнь.

ТОНАР-4525, ТОНАР, TONAR, ТОНАР-45251, новый ТОНАР, карьерный ТОНАР, карьерник, карьерный самосвал, самосвал ТОНАР, карьерная техника, БелАЗ

Другое существенное новшество: при проектировании задней подвески новых карьерников конструкторы отказались от использования рессор. Вместо них применена пока непривычная в нашей стране, но, по заверению специалистов «ТОНАРа», очень надежная и неприхотливая балансирная подвеска с использованием резиновых упругих элементов. Они воспринимают вертикальные нагрузки, а продольные и поперечные нагрузки гасятся реактивными тягами с резинометаллическими шарнирами.

ТОНАР-4525, ТОНАР, TONAR, ТОНАР-45251, новый ТОНАР, карьерный ТОНАР, карьерник, карьерный самосвал, самосвал ТОНАР, карьерная техника, БелАЗ

Переход к компоновке кабина за двигателем потребовал внести изменения в механизм подъема кузова. Чтобы максимально использовать полезную длину рамы, то есть сделать самосвальную платформу максимально вместительной, гидроцилиндр пришлось убрать из пространства между ней и кабиной, заменив его двумя, опирающимися на балку, установленную поперек рамы перед колесами второй оси.

Теперь посмотрим, перепало ли что-то новым самосвалам от их предшественников. Тем более, что те и другие обладают схожей грузоподъемностью, составляющей 45 т.

ТОНАР-4525, ТОНАР, TONAR, ТОНАР-45251, новый ТОНАР, карьерный ТОНАР, карьерник, карьерный самосвал, самосвал ТОНАР, карьерная техника, БелАЗ

Конструкторы, как и прежде, сделали ставку на 25-тонные задние ведущие мосты HANDE – китайские, но очень прочные и долговечные. Мосты этой марки, кстати, после тщательных испытаний решено использовать и на перспективных карьерных КАМАЗах. С целью увеличения проходимости межколесные дифференциалы снабжены механизмами блокировки. Аналогичный механизм встроен и в межосевой дифференциал. Привод блокировок – нажатием кнопок на приборной панели.

ТОНАР-4525, ТОНАР, TONAR, ТОНАР-45251, новый ТОНАР, карьерный ТОНАР, карьерник, карьерный самосвал, самосвал ТОНАР, карьерная техника, БелАЗ

Шасси адаптировано под установку нескольких вариантов самосвальных кузовов. Например, первый образец получил упрочненный кузов емкостью 27 кубов без заднего борта – в нем можно вывозить из карьера песок, щебень или вскрышную породу. А второму образцу перспективного карьерника досталась платформа чуть меньшего объема, но с еще более прочными корпусом: толщина днища 12 мм, бортов – 7 мм. Она рассчитана на скальную породу, без последствий выдерживая удары от выгружаемых из экскаваторного ковша массивных камнеподобных глыб. Поскольку выпускаемые машиностроительным заводом «ТОНАР» самосвалы эксплуатируются преимущественно в регионах с суровым климатом, все варианты самосвальных платформ снабжены системой подогрева выхлопными газами.

ТОНАР-4525, ТОНАР, TONAR, ТОНАР-45251, новый ТОНАР, карьерный ТОНАР, карьерник, карьерный самосвал, самосвал ТОНАР, карьерная техника, БелАЗ

Остается добавить, что уже в базовой комплектации перспективные карьерные самосвалы ТОНАР-45251 оборудуют централизованной автоматической смазочной системой LINCOLN, обеспечивающей своевременную подачу масла к 24 точкам смазки.

ТОНАР-4525, ТОНАР, TONAR, ТОНАР-45251, новый ТОНАР, карьерный ТОНАР, карьерник, карьерный самосвал, самосвал ТОНАР, карьерная техника, БелАЗ

Какая судьба ждет перспективные карьерные самосвалы? У машиностроительного завода «ТОНАР» планы такие. В ближайшее время он сворачивает производство машин первого поколения – несколько их последних образцов как раз доделывали в цехах предприятия во время моего визита. Следом за внедрением в серию следующего поколения карьерников грузоподъемностью 45 т здесь собираются разработать и освоить в производстве унифицированную с ними более тяжелую модель грузоподъемностью 60 т. Она, как и следовало ожидать, получит более мощные дизели. Скорее всего, их снова будет два: импортный Cummins 15-й серии и тутаевский V8 с двумя турбинами. Таким образом, завод станет производителем целой линейки карьерной самосвальной техники различной грузоподъемности и грузовместимости, унифицированной по кабине, капоту, трансмиссии и ходовой части.

ТОНАР-4525, ТОНАР, TONAR, ТОНАР-45251, новый ТОНАР, карьерный ТОНАР, карьерник, карьерный самосвал, самосвал ТОНАР, карьерная техника, БелАЗ

К концу этого года, когда завершиться монтаж и ввод в строй всего необходимого оборудования, в месяц предприятие сможет делать до 7 – 8 таких автомобилей. А в более отдаленной перспективе «ТОНАР» планирует создать мощности, которые позволят ежемесячно выпускать до 30 карьерных самосвалов, шасси и тягачей.

Константин Закурдаев




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки