Приемный день на заводе ТОНАР
Новости отрасли
Самое читаемое
Я регулярно, начиная с 2008 года, езжу на расположенный в подмосковном Губино Машиностроительный завод ТОНАР, и каждый раз к своему немалому удивлению нахожу на его территории очередное строительство. Что ни визит, то возведение нового здания: несмотря ни на какие кризисы за последние семь лет производственные площади предприятия разрослись раза в два, если не в три, а заводской периметр уже фактически дотянулся до обширной площадки готовой продукции, хотя между ними еще недавно располагался здоровенный пустырь. К нынешнему визиту здесь как раз закончили строить внушительный по размерам цех, куда переведут автомобильное производство, достраивается инженерный корпус, проложена новая технологическая дорога…
Правда, по словам технического директора Машиностроительного завода ТОНАР Юрия Вайнштейна, основная стройка на сегодняшний день подходит к концу и теперь главная стоящая перед предприятием задача – технологическое переоснащение. В чем это будет выражаться? Завод в самое ближайшее время обзаведется более современными и производительными окрасочными и сушильными камерами, мощной дробеметной установкой, увеличит количество роботов в три с лишним раза, с 7 до 26…
Впрочем, и сейчас ТОНАР по используемым технологиям даст фору многим предприятиям своего профиля: здесь немало самого передового оборудования включая несколько мощных прессов и высокопроизводительных агрегатов для плазменного раскроя металла. Я не говорю о развернутых на ТОНАРе уникальных производствах собственных осевых агрегатов и изотермических кузовов. Причем все это используется на полную катушку: в отличие от многих других российских заводов, где мне за последнее время довелось побывать, ТОНАР реально работает! Пока наша внушительная по составу делегация обходила цеха, ни один из работяг на нас даже не обернулся – потому что некогда! Все кругом грохотало, шипело, рассыпалось снопами искр… Редкая по нынешним временам жизнеутверждающая производственная картина! Видно, что предприятие вопреки кризисной экономической ситуации по-прежнему располагает реальными заказами, что у производственников как и раньше на счету каждая минута.
Конечно, в лучшие времена здесь делали до 20 прицепов и полуприцепов в день, а сейчас 8-9. Но и это по нынешним меркам хлеб! Более того, хотя Юрий Вайнштейн и говорит, что цель предприятия – серийность, с каждым годом ассортимент продукции расширяется, и сегодня даже при падении объемов выпуска завод изготавливает за смену больше разных моделей, чем несколько лет назад. Судите сами: помимо традиционной для себя гаммы самосвальных, изотермических, контейнеровозных и общетранспортных моделей в настоящее время заказчикам предложены сортиментовозы, панелевозы, ломовозы и широчайший спектр прицепной техники сельскохозяйственного назначения начиная от скромного по размерам одноосного тракторного прицепа-самосвала и заканчивая трехэтажным полуприцепом-свиновозом с полностью алюминиевым кузовом. Всевозможных же модификаций и вовсе не счесть. Не удивительно, что в сборочном цеху редко увидишь два одинаковых экземпляра, а это уже требует иного уровня организации производства, технологического обеспечения и подготовки кадров.
Что нового из техники ТОНАР показал в это раз? Начнем с казалось бы мелочи: все самосвальные полуприцепы теперь серийно комплектуют механизмом автоматического зачехления кузова: водителю больше не нужно карабкаться на высоченный борт для того чтобы после загрузки расправлять, а перед разгрузкой – убирать тент: за него это сделает специальный механизм. Одно нажатие на кнопку, и железная рука, закрепленная на внешней стороне переднего борта, в два счета плотно укрывает многокубовую самосвальную платформу. Что это дает? Начнем с очевидного, то есть с экономии времени: вручную кузов зачехляется за 10, а зимой – за 15 минут, тогда как с помощью автоматики – меньше, чем за одну минуту. Прибавим сюда и неочевидные плюсы. Как показывает практика, из двадцати пяти - тридцати водителей самосвалов двое-трое рано или поздно срываются во время процесса зачехления кузова и получают тяжелейшие травмы. Или, что также важно: тем, кому перевалило за пятьдесят, уже трудно управляться с тентом на верхотуре далеко не маленького автомобиля, из-за чего с самосвалов уходят самые опытные и ответственные водители.
Технический директор ТОНАРа Юрий Вайнштейн: "Кризисы - наше любимое время!"
Очередная новинка в ряду тентованных полуприцепов – модель ТОНАР-974611ДН: длинна – 16,5 м, полезный объем – 110 «кубов»! Но самое главное, что это «шторник», то есть при необходимости для загрузки или разгрузки можно распахнуть только крышу или только один из бортов. Конструкция предусматривает перестановку на 350 мм сцепного шкворня и закрепление по периметру платформы съемных коников для лучшей фиксации груза. Как утверждают специалисты завода, за счет увеличенной кубатуры полуприцеп берет на 25% больше груза по сравнению со стандартным. То есть за четыре рейса перевозчик может перевести столько же, сколько ранее возил за пять.
Еще одна новика – изотермический трехосник ТОНАР-9746Н: за счет увеличения габаритной длины, позволившей нарастить полезный объем до 90 «кубов», и алюминиевому полу, снизившему снаряженную массу, этот полуприцеп может «взять на борт» аж 35 европалет – на две палеты больше, чем входит в изотермический кузов обычного полуприцепа. Кроме того, данная модель благодаря передовой конструкции прекрасно термоизолированного кузова отвечает всем требованиям международного соглашения по перевозке скоропортящихся продуктов, что подтверждено сертификатом FRC, выданным на 6-летний срок.
И самая неожиданная новинка: кассетный самосвал. С виду это обычный самосвальный автопоезд: трехосный автомобиль и двухосный прицеп с близкими по вместимости кузовами U-образного профиля. Но вся соль в том, что кузов прицепа специальным механизмом полностью затягивается в чуть большее широкий кузов автомобиля! Зачем? Прежде всего – для удобства работы на стесненных городских улицах, где автопоезду порой просто невозможно развернуться или подобраться к месту разгрузки. А кассетный самосвал в загруженном состоянии, подъехав вместе с также загруженным прицепом к городской черте, оставляет последний где-нибудь на стоянке, а сам едет на стройплощадку, ведь у одиночной машины гораздо выше маневренность. Затем он, высыпав груз, возвращается, затягивает в свой уже пустой кузов остающийся заполненным кузов прицепа и вновь едет на ту же стройплощадку уже для его выгрузки. Удобно, а главное, если плечо перевозки большое, еще и выгодно!
Несколько слов скажу о развитии на заводе автомобильного производства. После распространения утилизационного сбора на отечественных производителей заниматься им стало непросто. И тем не менее, в результате естественного отбора, в автомобильном направлении предприятия вырисовался явный лидер. Речь идет о трехосном карьерном самосвале ТОНАР-4525: после трех лет продвижения на рынок потребители наконец распробовали новинку, и сегодня, когда в нескольких карьерах эксплуатируется уже 15 таких машин, в Губино активно формируют на них обширный пакет заказов. Не удивительно: модель полной массой под 70 т чуть ли не в два раза дешевле схожего по весовым характеристикам БЕЛАЗа! В апреле 2014-го ТОНАР продемонстрировал ее модификации для перевозки песка и скальной породы, теперь же показал машину со специальным кузовом для перевозки угля. Во время знакомства с предприятием в одном из цехов я заметил четыре находящихся в стадии сборки карьерника – то есть дело идет! Кстати, завод сам изготавливает для них раму и самосвальную платформу, а в перспективе планирует освоить и кабину с капотом. С учетом применения российского дизеля ЯМЗ-650 это здорово повысит уровень локализации!
В завершении материала – еще одна позитивная деталь. За минувший год ТОНАР здорово продвинулся в расширении экспорта и начал реально зарабатывать на зарубежных поставках. Благодаря сотрудничеству с одной из голландских компаний здесь стали производить прицепную технику для африканских стран.
Я обратил внимание на несколько таких полуприцепов в разной степени готовности – их отличает окраска в белый цвет. Речь идет главным образом о полуприцепах-самосвалах и полуприпепах-платформах на трех или четырех осях, для которых в подавляющем большинстве случаев используется не пневматическая, а рессорная подвеска. Оказывается, продукция ТОНАРа реально конкурентоспособна не только на внутреннем, но и на зарубежных рынках! Международное сотрудничество постоянно наращивается. Например, после апробации в течение нескольких месяцев произведенного на ТОНАРе 100-тонного самосвального полуприцепа одна из работающих в Суринаме компаний решила заказать их в количестве 18 единиц. Крупная партия из самосвальных платформ U-образного профиля необычного бирюзового цвета во время нашего посещения готовилась к отгрузке в Европу для последующей установки на шасси Mercedes-Benz. Несколько полуприцепов-платформ изготавливались в сборочном цехе для к отправки в Гану…
Таким образом, Машиностроительный завод ТОНАР, став сначала одним из ведущих производителей прицепной техники в стране, теперь выходит на международный уровень. И ведь покорение зарубежных рынков только начинается! Как дело в этом направлении пойдет дальше – сейчас сказать трудно: на данном пути полно нюансов и подводных камней. Но мы обязательно проанализируем экспортные успехи предприятия ровно через год, ведь руководство завода пригласило всех присутствующих на дне открытых дверей в гости в следующем апреле. Что же, с удовольствием приедем, оценим, посмотрим – ведь ТОНАРу всегда есть, чем удивить!
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов