Гигант ТОНАР-7502: большой контракт и модернизация
Новости отрасли
Самое читаемое
Этот автопоезд-великан на завод не случайно называют «Три медведя»: первый медведь – это трехосный седельный тягач, а два других – сцепка из пары самосвальных полуприцепов: на задней трехосной тележке переднего сделано седельно-сцепное устройство, к которому прицеплен задний, с двухосной тележкой. У каждого из этих полуприцепов – 36-кубовый кузов с боковой разгрузкой. Такой автопоезд, рассчитанный на работу в условиях экстремальных якутских холодов, получил обозначение ТОНАР-7502. Его максимальная грузоподъемность составляет 125 тонн, а полная масса достигает 198 тонн. В принципе, у завода была идея сделать автопоезд еще длиннее и грузоподъемнее, увеличив количество полуприцепов с двух до четырех и встроив в тележку одного из них еще один силовой агрегат. Но все упирается в ограничение по полной массе в 200 тонн – именно таков предел по нагрузке для мостовых сооружений на маршруте, по которым курсируют подобные автопоезда.
Маршрут, для работы на котором и проектировали ТОНАР-7502, конкретный и пока единственный. Его проложила компания «Алроса» для доставки алмазосодержащей руды от разрабатываемого месторождения до обогатительного комбината, находящегося на удалении аж в 170 км, в поселке Удачный – это на севере Якутии. Самое интересное, что «Алроса» такой автопоезд «ТОНАРу» сделать предложила, но приобретать его в свою собственность не стала, отдав предпочтение автопоездам с тягачами Volvo и Scania. А эксплуатацией своей трехзвенной сцепки ТОНАР в Якутии занимается самостоятельно – «Алроса» платила только за тонно-километры, то есть за выполненную работу. Теперь Volvo и Scania по сути бросили своего заказчика, отказавшись от поставок даже запчастей к уже купленным автомобилям. И тогда в отношениях «Алросы» и «ТОНАРа» наступил долгожданный прорыв: первая заказала у второго сразу 28 таких суперсцепок. На самом деле их сделают даже больше. Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Первый трехзвенный автопоезд МЗ «ТОНАР» вышел из сборочного цеха завода в августе 2016 года. Он был рассчитан на перевозку 130 тонн груза в двух кузовах общей емкостью порядка 70 кубов. Переднюю подвеску седельного тягача по требованию «Алросы» сделали пневмогидравлической, а в его задней подвеске, как и в подвеске полуприцепов, использовали заимствованные у австралийских сверхтяжелых автопоездов резиновые упругие элементы и реактивные штанги. Под капот установили 6-цилиндровый дизель Cummins QSK19 рабочим объемом 18,9 л, развивающий максимальные 600 л.с. и 2644 Нм. С ним агрегатировали автоматическую гидромеханическую коробку передач Allison 4700. Все три моста: передний управляемый, рассчитанный на 13 тонн, и задние ведущие на 25 тонн каждый поставила китайская компания HANDE Для изготовления седельно-сцепного устройства, выдерживающего 50 тонн, заводу даже пришлось покупать специальный горизонтально-расточный станок.
В том же 2016 году автопоезд убыл работать в «Алросу» и после двух лет непрерывной эксплуатации стало понятно, что значительные изменения нужно вносить едва ли не в каждый его узел. В результате построенный в конце 2018 года второй экземпляр трехзвенного автопоезда при практически тех же габаритных и весовых характеристиках оказался по сути новой машиной. Двигатель под его капотом остался прежним, но за счет изменений настроек его мощность подняли до 750 л.с., а крутящий момент – до 3084 Нм. Рост этих параметров потребовал использования рассчитанной на более высокий передаваемый момент коробки передач – в этом качестве выбрали Allison 6620. Поскольку при трогании в порожнем состоянии на обледеневшей дороге водитель первого автопоезда часто сталкивался с пробуксовкой колес, тягач снабдили передним ведущим мостом, подвеску которого сделали более практичной рессорно-пневматической. Были внедрены 4-точечная пневмоподвеска кабины, улучшенная шумоизоляция моторного отсека и еще ряд важных изменений в конструкцию.
Следом за вторым, уже модернизированным автопоездом в Якутию отправился аналогичный по техническому устройству еще один ТОНАР-7502, и сегодня алмазосодержащую руду возят уже три таких сверхтяжелых сцепки, демонстрируя отличный коэффициент технической готовности на уровне 0,96 – 0,98 и очень хорошие показатели по расходу топлива на уровне 28 г/ткм. То есть, как показала практика, после модернизации машины полностью соответствуют условиям применения и требованиям заказчика, достигая окупаемости примерно в течение двух лет при как минимум десятилетнем эксплуатационном ресурсе. Поэтому на ТОНАРе и решили увеличить количество сверхтяжелых сцепок, эксплуатируемых в интересах «Алросы», до семи. К изготовлению трех на заводе уже приступили – по конструкции они будут фактически такими же. А вот седьмой ТОНАР-7502 снова подвергнут модернизации. Но здесь дело уже только не в учете опыта эксплуатации.
В связи с последними событиями на Украине перед МЗ «ТОНАР», как и перед любым другим российским заводом, в полный рост встала проблема импортозамещения. Точнее – замещения американских и европейских комплектующих. У ТОНАР-7502 это в первую очередь двигатель Cummins QSK19 и коробка передач Allison 6620. Поскольку в России аналогов этих агрегатов не производят, то пришлось обращаться к китайским товарищам. И те не оставили просьбу без внимания: седьмой по счету ТОНАР-7502 получит близкий по литражу и основным характеристикам дизель Yuchai, а также китайскую гидромеханическую коробку передач. Подобный силовой агрегат встанет под капот и следующих 28 трехзвенных автопоездов, которые пополнят парк уже непосредственно самой «Алросы». Как уже говорилось, на подобный шаг ведущая в России алмазодобывающая компания пошла из-за отказа продолжать сотрудничать с ней со стороны Volvo и Scania, автотехника которых без подпитки запчастями начнут массово списывать в 2024-2025 годах.
Естественно, для полной ее замены 28 автопоездов недостаточно. Поэтому за этим контрактом просматривается следующий, уже на 40 трехзвенных сцепок. И хотя МЗ «ТОНАР» за последние десять лет многократно преумножил расположенные в подмосковном Губино производственные площади и станочный парк, их все равно не хватит для производства такого количества автопоездов-гигантов. Тем более, что здесь приняли решение разработать и начать изготавливать собственный аналог ГМП Allison 6620. Поэтому МЗ «ТОНАР» в ближайшее время на полученной от правительства Московской области территории заложит по сути новый завод – автомобильный, в цехах которого помимо ТОНАР-7502 планируется выпускать промышленные и шарнирно-сочлененные самосвалы собственной разработки – о тех и других мы ранее уже рассказывали. Этот завод возведут максимально быстро и постараются ввести в строй уже в 2024 году. И не только его – МЗ «ТОНАР» планирует построить в ближайшее время еще и новый цех механообработки, где будет изготавливать в том числе собственные дисковые тормозные механизмы, последние 17 лет закупаемые у компании WABCO.
Такие дисковые тормоза предназначены для выпускаемых МЗ «ТОНАР» осевых агрегатов, которыми, в свою очередь, комплектуется производимая заводом прицепная техника. И среди этой прицепной техники в 2022 году появилось несколько новых интересных моделей. Но о них – в следующий раз.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов