view counter
Главная страница > Спецтехника > Тягач-гигант ТОНАР-7502: антисанкционное наполнение

Тягач-гигант ТОНАР-7502: антисанкционное наполнение

Приступив к выполнению крупного контракта на поставку 28 трёхзвенных 200-тонных автопоездов, завод «ТОНАР» в новых санкционных реалиях был поставлен перед сложнейшей задачей значительного изменения их технического облика. И эта задача была успешно решена!
16.03.2023
4737

Я уже рассказывал и про уникальную для нашей страны трёхзвенную восьмиосную самосвальную сцепку ТОНАР-7502, и про контракт на её поставку для алмазодобывающей компании «АЛРОСА». Вкратце напомню: этот впечатляющий своими размерами, рассчитанный на перевозку 120 тонн руды автопоезд в составе трёхосного капотного седельного тягача и двух полуприцепов-самосвалов общей грузовместимостью 76 кубов, был создан в 2016 году специально для перевозки алмазосодержащей руды от разрабатываемого на севере Якутии месторождения до обогатительного комбината, расстояние между которыми – аж 170 км.

автопоезд ТОНАР, автосцепка ТОНАР, алмазный автопоезд, АЛРОСА, антисанкционный тягач, импортозамещение, импортозамещённый ТОНАР, Майнинг, МЗ ТОНАР, новый самосвал, новый тягач, перевозка руды, СТ-КТ, суперсцепка, ТОНАР-7502

До недавнего времени на упомянутом маршруте работали пять ТОНАР-7502, конструкция которых по мере наработки опыта эксплуатации совершенствовалась и развивалась. Уход из России в 2022 году европейских производителей грузовиков, крайне негативно отразившийся на сервисном обслуживании и ремонте поставленной ими автотехники и ставший причиной её ускоренного вывода из эксплуатации, подтолкнул компанию «АЛРОСА» к заключению крупного контракта с Машиностроительным заводом «ТОНАР» на поставку 28 самосвальных автопоездов ТОНАР-7502, которые не только превосходят зарубежные аналоги по грузоподъёмности и грузовместимости, а значит, и по эффективности перевозок, но и сохранили со стороны производителя всеобъемлющую техническую поддержку.

автопоезд ТОНАР, автосцепка ТОНАР, алмазный автопоезд, АЛРОСА, антисанкционный тягач, импортозамещение, импортозамещённый ТОНАР, Майнинг, МЗ ТОНАР, новый самосвал, новый тягач, перевозка руды, СТ-КТ, суперсцепка, ТОНАР-7502

Надо сказать, что от введения санкций МЗ «ТОНАР» как производитель пострадал не меньше, чем компания «АЛРОСА» как потребитель: в выпускаемых им тягачах трёхзвенных автопоездов использовалось значительное число комплектующих происхождением из, как теперь принято говорить, недружественных стран, начиная от силового агрегата в составе дизеля Cummins и автоматической гидромеханической коробки передач Allison, и заканчивая многочисленными разъёмами, переключателями и другими небольшими, но крайне необходимыми деталями. Найти замену всем этим комплектующим предстояло в кратчайшие сроки – труднейшая задача с учётом того, что большинство из них в России не выпускаются. Но специалисты МЗ «ТОНАР» с этой задачей успешно справились: первый ТОНАР-7502 уже с новым техническим наполнением вышел из заводских ворот в последних числах декабря.

автопоезд ТОНАР, автосцепка ТОНАР, алмазный автопоезд, АЛРОСА, антисанкционный тягач, импортозамещение, импортозамещённый ТОНАР, Майнинг, МЗ ТОНАР, новый самосвал, новый тягач, перевозка руды, СТ-КТ, суперсцепка, ТОНАР-7502

Сегодня в сборочном цехе одновременно ведётся сборка шести седельных тягачей для сверхтяжёлых сцепок. Выглядит это примерно так. Сначала изготовленные МЗ «ТОНАР» рамы обрастают различными кронштейнами, на которые затем монтируют топливные баки, ресиверы и другие агрегаты, устанавливают самостоятельно изготовленную подвеску, задние 25-тонные и управляемый 13-тонный мосты HANDE, карданы, колёса, их крылья, раздаточную коробку, гидробак, радиаторы для систем охлаждения раздатки и наиболее нагруженного второго моста. На последних двух постах уже почти собранный тягач получает силовой агрегат, огромный белорусский радиатор, кабину и, под конец, внушительных размеров капот с символической фигуркой медведя на его передней кромке. В неделю из цеха выезжают и отправляются на обкатку два готовых тягача. Во время моего визита обкатывали десятую по счёту машину, изготовленную по контракту с компанией «АЛРОСА».

автопоезд ТОНАР, автосцепка ТОНАР, алмазный автопоезд, АЛРОСА, антисанкционный тягач, импортозамещение, импортозамещённый ТОНАР, Майнинг, МЗ ТОНАР, новый самосвал, новый тягач, перевозка руды, СТ-КТ, суперсцепка, ТОНАР-7502

Внешне этот седельный тягач остался таким, каким я запомнил его во время предыдущего посещения завода в октябре прошлого года. Разве что встроенные в бампер импортные галогенные фары заменены расположенными поверх него светодиодными фарами из Белоруссии. Главные же отличия скрыты под капотом: американские дизель Cummins и 6-диапазонный «автомат» Allison уступили место аналогам из Китая. Новый двигатель Yuchai тоже 6-цилиндровый и тоже 19-литровый, но в его конструкции появился интеркулер. Максимальная мощность китайского дизеля чуть больше, чем у американского – 800 л.с., но более важно то, что достигается она при меньших оборотах: 2000 против 2200 мин-1 – это выгодно с точки зрения повышения ресурса. Средний расход топлива из-за замены одного двигателя другим в условиях перевозок по отсыпанной дороге якутского месторождения не изменился и составляет порядка 32 г/ткм.

автопоезд ТОНАР, автосцепка ТОНАР, алмазный автопоезд, АЛРОСА, антисанкционный тягач, импортозамещение, импортозамещённый ТОНАР, Майнинг, МЗ ТОНАР, новый самосвал, новый тягач, перевозка руды, СТ-КТ, суперсцепка, ТОНАР-7502

Использованный на новых ТОНАР-7502 дизель Yuchai специально создан для комплектации карьерных самосвалов. Но с учётом установки на автопоезд, по требованию российского заказчика, в его конструкцию внесены ряд важных доработок. Например, двигатель снабдили высокопроизводительными воздушным компрессором и насосом гидроусилителя руля. Поскольку сверхтяжёлый автопоезд сам по себе уникален, дорабатывать приходится многие применяемые в его конструкции узлы и агрегаты. Например, на заводе ТОНАР самостоятельно изготавливают монтируемый вместе с коробкой передач ретардер, в раздаточную коробку встраивают дополнительный шестерёнчатый насос и делают охлаждающий контур увеличенной эффективности, а изначально применяемые специалистами ТОНАРа более прочные упорные шайбы сателлитов ведущих мостов теперь внедрены в производство на самом китайском заводе HANDE.

автопоезд ТОНАР, автосцепка ТОНАР, алмазный автопоезд, АЛРОСА, антисанкционный тягач, импортозамещение, импортозамещённый ТОНАР, Майнинг, МЗ ТОНАР, новый самосвал, новый тягач, перевозка руды, СТ-КТ, суперсцепка, ТОНАР-7502

Задняя подвеска тягача, как и подвеска полуприцепов, осталась без изменений – это заимствованная у австралийских автопоездов-тяжеловозов отлично зарекомендовавшая себя в суровых северных условиях конструкция с использованием резиновых упругих элементов и реактивных штанг: простая, надёжная и недорогая! Хотя, конечно, резина для неё подходит не всякая. А вот окончательный выбор конструкции передней подвески был сделан далеко не сразу. Сначала для неё решили использовать те же резиновые упругие элементы. Но, как оказалось, хотя они и работают надёжно, но слишком жёсткие, что неблагоприятно отразилось на ресурсе других агрегатов тягача. Поэтому такую подвеску заменили классическими листовыми рессорами, а потом – пневморессорной подвеской, у которой над пакетом рессор установлен пневмобаллон. Подобная конструкция сложнее, но при требуемых надёжности и допустимой нагрузке она обеспечивает наилучшую плавность хода.

автопоезд ТОНАР, автосцепка ТОНАР, алмазный автопоезд, АЛРОСА, антисанкционный тягач, импортозамещение, импортозамещённый ТОНАР, Майнинг, МЗ ТОНАР, новый самосвал, новый тягач, перевозка руды, СТ-КТ, суперсцепка, ТОНАР-7502

Ещё один уникальный элемент конструкции ТОНАР-7502 – седельно-сцепное устройство с допустимой нагрузкой в 50 тонн. Точнее – два седельно-сцепных устройства: одно – на тягаче, другое – в задней части первого трёхосного самосвального полуприцепа. Это уникальное «седло»: ничего подобного в российском производстве не найти, да и в остальном мире тоже поискать придётся. Будучи рассчитано на 4-дюймовый шкворень полуприцепа, для первых двух десятков седельных тягачей его изготавливали с помощью сварки и последующей механообработки. Теперь же тягачи комплектуют литыми седельными устройствами с более высокими характеристиками. Надо сказать, что во всём технологическом процессе производства ТОНАР-7502 изготовление их сёдел относится к числу наиболее сложных и трудоёмких операций.

автопоезд ТОНАР, автосцепка ТОНАР, алмазный автопоезд, АЛРОСА, антисанкционный тягач, импортозамещение, импортозамещённый ТОНАР, Майнинг, МЗ ТОНАР, новый самосвал, новый тягач, перевозка руды, СТ-КТ, суперсцепка, ТОНАР-7502

Одно из преимуществ ТОНАР-7502 в том, что все колёса этого автопоезда комплектуют исключительно карьерными шинами. Ведь не случайно на той же 170-километровой якутской трассе, отсыпанной щебнем с острыми гранями, у европейских тягачей обычные шины с внедорожным рисунком протектора очень быстро изнашиваются, что негативно отражается на рентабельности перевозок. У автопоездов ТОНАРа таких проблем нет: ходимость более прочных карьерных шин очень высокая! В основном это китайские шины марки Aeolus, но в последнее время на комплектацию пошли и их белорусские аналоги. Важно, что с целью избежать пробуксовки при трогании на обледеневшей зимней дороге, седельный тягач комплектуют передним ведущим мостом. Его принудительное подключение осуществляется нажатием кнопки на приборной панели, а соседней кнопкой включается понижающая передача раздаточной коробки.

автопоезд ТОНАР, автосцепка ТОНАР, алмазный автопоезд, АЛРОСА, антисанкционный тягач, импортозамещение, импортозамещённый ТОНАР, Майнинг, МЗ ТОНАР, новый самосвал, новый тягач, перевозка руды, СТ-КТ, суперсцепка, ТОНАР-7502

Кабина внутри сделана угловато, с использованием простых материалов и виднеющимися шляпками саморезов. Тем не менее, интерьер выполнен аккуратно. Рулевая колонка регулируемая: нажал кнопку внизу центральной консоли, и можешь перемещать её хоть по наклону, хоть по вылету. Кстати, в нижней части упомянутой консоли есть три кнопки, защищённые откидывающимися предохранительными колпачками – специально, чтобы случайно их не нажать. Это включение блокировок межосевого и межколёсных дифференциалов, а также коробки отбора мощности. Сиденье подрессорено,  водитель может настроить под себя жёсткость его подвески, наклон спинки, величину поясничного подпора, а подушка регулируется не только по наклону, но и по вылету! Рычаг стояночного тормоза находится по левую руку чуть позади водительского сиденья, а тот рычаг, что справа на центральной консоли – это тоже тормоз, но не «ручник», а «парашют», то есть тормоз полуприцепов.

автопоезд ТОНАР, автосцепка ТОНАР, алмазный автопоезд, АЛРОСА, антисанкционный тягач, импортозамещение, импортозамещённый ТОНАР, Майнинг, МЗ ТОНАР, новый самосвал, новый тягач, перевозка руды, СТ-КТ, суперсцепка, ТОНАР-7502

Подведём итог: МЗ «ТОНАР» сумел справиться с непростой задачей антисанкционной доработки конструкции самосвальных автопоездов и успешно выполняет контракт на их поставку заказчику. Теперь на очереди – аналогичная доработка новейшего, тоже уникального для нашей страны шарнирно-сочленённого самосвала ТОНАР-7507. О его рассчитанной на перевозку 35 тонн модификации я уже рассказывал, теперь ждём воплощения в металле более тяжёлой модификации грузоподъёмностью 45 тонн: когда эта машина будет готова, о ней я тоже обязательно расскажу.

Константин Закурдаев

автопоезд ТОНАР, автосцепка ТОНАР, алмазный автопоезд, АЛРОСА, антисанкционный тягач, импортозамещение, импортозамещённый ТОНАР, Майнинг, МЗ ТОНАР, новый самосвал, новый тягач, перевозка руды, СТ-КТ, суперсцепка, ТОНАР-7502




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки