Volvo Trucks: что нового, «строители»?
Новости отрасли
Самое читаемое
Состоявшийся на Дмитровском автополигоне тест-драйв новых самосвалов Volvo прошел под девизом «Новые вершины в строительстве». Проверку техники устроили на дорожном, гравийном и горном участках. «Шведов» ждали слепые повороты, затяжные подъемы, крутые спуски, трассы с разным покрытием и коэффициентом сцепления. На дорожном участке проверку прошли самосвальные автопоезда с тягачами Volvo FM 4х2 и 6х4, гравийный «полигон» был уготован одиночным самосвалам Volvo FMX 6x6 и 8x4, а горный серпантин покоряли строительные Volvo FM 6x4 и 8x4.
За короткое время гости получили возможность протестировать шесть разных транспортных решений. На пробу руля были представлены автомобили с колесной формулой 4х2, 6х2, 6х4, 6х6 и 8х4, с кузовами объемом 10 и 15 м3 или с самосвальными полуприцепами вместимостью 22 и 28 м3. Разброс грузоподъемности – от 12 до 25 т. На их примере демонстрировались механизм подъема ведущей оси в двухосной тележке Tandem Axle Lift, роботизированная коробка передач I-Shift для тяжелых условий эксплуатации и задняя пневматическая подвеска для полного привода. Севшие за руль смогли оценить автоматическое подключение переднего моста Automatic Traction Control, EBS для барабанных тормозов, сдвоенные передние оси с увеличенной до 20 т (вместо прежних 18 т) полезной нагрузкой. Драйверы из числа гостей убедились в эффективности системы динамического рулевого управления Volvo Dynamic Steering, которую теперь применяют и на сдвоенных передних мостах. Особый интерес вызвала АКПП I-Shift с понижающими передачами. Из презентации многие узнали, что появились серийные пятиосные самосвалы и Volvo FL 4х4 Евро-6, правда, на тест-драйве их не представили.
Дорожный участок только на первый взгляд казался простым. На деле этот маршрут отличался чередой изгибов и поворотов, подъемов и спусков, участков разгона и торможения. Здесь проверку проходил механизм подъема ведущего моста Tandem Axle Lift. С поднятым ленивцем трехосный тягач 6х4 работает как 6х2. На выходе меньше потребление топлива, сокращение диаметра разворота и продление ресурса шин. У порожнего автомобиля третий мост поднимается автоматически за 15 с, а при загрузке электроника опускает его на скорости менее 30 км/ч. При желании процедуру можно выполнить в принудительном режиме, с помощью клавиши в блоке управления.
Вторая новинка на строительных тягачах Volvo FM 4х2 и 6х4 – роботизированная коробка передач I-Shift в усиленном исполнении. Ее применяют на дорогах со сложным рельефом: при частой смене подъемов и спусков, а также на уклонах более 10%. В трансмиссии усилены валы, шестерни, картер промежуточного вала и другие ключевые компоненты. Коробка хороша тем, что адаптирована для разных двигателей и не боится больших нагрузок. Она еще и универсальна: помимо самосвальных полуприцепов тягачи с I-Shift в усиленном исполнении могут таскать бетоновозы, панелевозы, «шаланды» с уложенным на поддонах кирпичом и другими грузами.
До сих пор российские строители старались использовать самосвальные полуприцепы с кубатурой 30 и 33 м3. Но сейчас растет спрос на модели вместимостью 22, 26 и 28 м3. На тесте был представлен 22-кубовый Grünwald собственной массой 6,5 т с полезной нагрузкой 23 т и максимальной нагрузкой 9 т на ось. Тягачом выступил Volvo FM (4x2) с двигателем Volvo D11C (410 л.с., 1950 Нм, Евро-4), механической 14-ступенчатой коробкой передач, рессорно-пневматической подвеской и топливным баком на 730 л. Полная масса такого автопоезда не превышает 37,5 т при законодательно допустимых 40 т.
Другая сцепка – 420-сильный тягач Volvo FM (6x4) и семитонный 26-кубовый полуприцеп Wielton. Тягач спереди на рессорах, сзади на пневматике, с топливными баками на 365 и 450 л. При собственной массе 16,3 т автопоезд перемещает 25 т груза, а его полная масса составляет 41 т при допуске в 44 т. Те, кто сел за руль, были приятно удивлены легким управлением и приемлемым расходом топлива.
Горный серпантин предстояло пройти самосвалам: 380-сильному Volvo FM13 (6х4) и 420-сильному Volvo FM13 (8х4). Первый перевозит 10 кубов или 12 т груза (технически – 17 т), второму по силам 15 кубов или 14,5 т (технически – 28 т). Обоих характеризует компактная компоновка: небольшое расстояние между кабиной и кузовом, гидроцилиндр под самосвальной платформой, убранная запаска.
На горном маршруте тестировалась КПП I-Shift с усиленным карданным валом и понижающим рядом. Она обеспечивает легкий старт с места и позволяет преодолевать труднопроходимые участки без дополнительных переключений. Хотя коробка получила модуль длиной 120 мм, это не повлекло изменений компоновки. Прибавка в весе составила всего 48 кг, что на фоне полной массы самосвала «ни о чем». Зато появились пять, а не три «ползучие» передачи заднего хода. Минимальная скорость при движении вперед снизилась с 1,8 до 0,9 км/ч, а назад – с 1,7 до 0,8 км/ч – отличное подспорье для маневрирования на объектах!
Самым же ярким по эмоциям и сложным по напряжению сил стал гравийный участок. Раскисший от проливных дождей лесной проселок, по сути, имитировал условия стройплощадки. Тут прошли проверку два самосвала: Volvo FMX13 (6x6) снаряженной массой 15,6 т с загрузкой в 23 т при возможных 25 т и 15,8-тонный FMX13 (8x4) Tridem с грузом в 24 т при способности везти до 30 т.
Трехосный рессорный FMX с 16-кубовым кузовом Meiller иллюстрировал плюсы системы автоматического подключения переднего моста АТС (Automatic Traction Control). Пока 420-сильный самосвал едет по асфальту или бетонке, эта функция не задействована. Но при подъеме в гору на грязевом участке она активируется: едва машина начинает терять скорость, электроника распознает пробуксовку задних колес, сразу подключает «передок», и слабеющая тяга тут же стабилизируется. Система хороша простотой использования: передний привод включается автоматически или по усмотрению водителя в ручном режиме. АТС снижает риск повреждения трансмиссии, продлевает ходимость шин и экономит топливо.
Систему динамического рулевого управления Volvo Dynamic Steering теперь применяют не только на магистральных, но и на строительных грузовиках полной массой 43–56 т. Она минимизирует нагрузку на кисти рук, плечевую зону, шею и спину водителя. Крутить баранку на бездорожье заметно легче, чем прежде. Ощутимо снижены вибрации на порожнем самосвале, а поведение машины с грузом более стабильное. По крайней мере, такие ощущения дает управление Volvo FMX13 (8x4) Tridem: будучи оснащен двигателем мощностью 420 л.с., самосвал везет 15 т груза – на полтонны больше, чем аналогичный FM. При этом техническая грузоподъемность почти вдвое выше – 26 т. За это спасибо 10-тонному переднему мосту вместо прежнего с нагрузкой в 9 т. Сомнительным кажется применение пневмоподвески в агрессивной среде. Впрочем, это предстоит оценить реальным эксплуатантам, а не тем, кто сел за руль на один день. В любом случае ясно: перевозчики получили широкий набор инструментов для того, чтобы сделать свой бизнес более прибыльным.
Александр Трохачёв
По новым правилам нагрузок
С 1 июля 2015 года полная масса двухосного транспортного средства, движущегося по дорогам общего пользования в нашей стране, не должна превышать 18 т, трехосного – 25 т, четырехосного – 32 т. Впервые ограничение обозначено для пятиосных грузовиков – 35 т. Для автопоездов с шестью и более осями потолок допустимой массы поднят с 40 до 44 т. Законодатели прописали ограничения с привязкой к типу ошиновки колес. Разрешенную нагрузку на одиночную управляемую ось снизили с 10 до 9 т. Возможная нагрузка для двухосной тележки на грузовиках с колесной формулой 6х4 осталась прежней: 16 т, – но в случае с колесной формулой 6х2 при односкатной ошиновке подъемной оси она уменьшена с 16 до 15 т. Не облагаемая штрафом нагрузка на трехосную тележку стала 22,5 т против прежних 24 т, и это ограничение касается в том числе прицепного состава.
Одновременно ужесточились меры административного воздействия. Штраф за перегруз вырос до 500 тыс. руб. На федеральных трассах вдобавок к стационарным стали дежурить мобильные посты весового контроля. По новым законодательным нормам юридическое лицо, будь то строительный карьер, лесозаготовительное предприятие, бетонный завод или другой субъект хозяйственной деятельности, может быть наказано штрафом в размере до 400 тыс. руб.
С нами уже 1039 профессионалов