КАМАЗы едут в карьеры
Новости отрасли
Самое читаемое
Новые рубежи
За всю свою 40-летнюю историю Камский автозавод никогда не делал самосвалов для эксплуатации вне дорог общего пользования. Теперь в его производственной программе их сразу три: КАМАЗ-6580 с колесной формулой 6х4, КАМАЗ-65801 с колесной формулой 8х4 и КАМАЗ-65802 с колесной формулой 6х6. Полная масса трехосников – 41 т, а четырехосника – 50 т. Максимально допустимая нагрузка на задний ведущий мост у каждого достигает 16 т – ни одно шоссе, не говоря уже о региональных или городских дорогах, такого не выдюжит. Поэтому и применяют подобные машины вне асфальта, главным образом в местах добычи полезных ископаемых, то есть во всевозможных карьерах, или же при строительстве крупных промышленных и инфраструктурных объектов, где движение осуществляется по временным, а потому не закрытым для большегрузов никакими весовыми ограничениями дорогам.
Появление самосвалов семейства КАМАЗ-6580 в модельной линейке предприятия не случайно. Дело в том, что за несколько последних лет Камский автозавод стал безоговорочным лидером фактически во всех традиционных для себя сегментах российского рынка тяжелых грузовиков, из-за чего его возможности по наращиванию выпуска на фоне затянувшегося падения спроса внутри страны уперлись в потолок. Так что выхода нет: спрос на автотехнику, судя по всему, восстанавливаться начнет еще не скоро, и, чтобы развиваться, то есть чтобы от падения производства снова перейти к его росту, нужно идти в новые рыночные сегменты.
И камазовцы пошли: первоначально в качестве цели выбрали сегмент магистральных тягачей, где правит бал так называемая большая европейская семерка и где автомобили из Набережных Челнов прежде фактически не были представлены. Но вот в прошлом году в серию пошел КАМАЗ-5490, и ситуация начала меняться буквально на глазах! Благодаря этому двухосному седельному тягачу с двигателем, ведущим мостом и кабиной Mercedes-Benz автозаводу уже удалось откусить весомый кусок «дальнобойного пирога»: по предварительной информации, в 2015 году указанную модель, а также ее трехосную модификацию изготовили в количестве порядка 1,2 тыс. экземпляров. «Мы не поспеваем за спросом, на машину очередь», – сообщил мне один из представителей заводской службы сбыта. И это действительно так: будучи на КАМАЗе в первых числах декабря, я лично смог убедиться, что и на главном конвейере, и на площадке готовой продукции новых камских магистральников очень и очень много. По словам одного из заводских специалистов, изготовление кабин для КАМАЗ-5490 вышло на уровень 300–400 в месяц, что уже в 2016 году позволит поставить заказчикам порядка трех тысяч магистральников нового поколения.
Сегмент же внедорожных самосвалов, о которых далее пойдет речь, стал вторым, куда Камский автозавод наметил вторжение. И сделал это он весьма своевременно: использование для добычи полезных ископаемых не специальных самосвалов-гигантов типа БЕЛАЗов, а унифицированных с дорожными грузовиками менее затратных в эксплуатации самосвалов полной массой в четыре-пять десятков тонн – общемировая тенденция, которая не обошла и нашу страну. Из европейских производителей подобные машины в России уже несколько лет предлагают Scania, MAN, Volvo и Astra, да и китайцы поставляют отечественным добывающим компаниям усиленные дорожные модели, у которых кузова по своим размерам скорее напоминают железнодорожный вагон. И вот в их порядки неожиданно вклинился КАМАЗ со своими тремя перспективными моделями. Насколько высоки его шансы?
Три модели для карьера
За последние месяцы мне удалось протестировать несколько тяжелых грузовиков европейского производства. Так вот, когда едешь за рулем нового камского самосвала, ощущения фактически те же самые: легкость управления, удобство и комфорт. То есть хочешь не хочешь, а возникает чувство, что управляешь европейцем. Ведь кабина здесь пусть и локализованная, но как-никак от Mercedes-Benz Axor: тихая, с отличным подрессориванием, отменной эргономикой, качественным интерьером и удобным, также подрессоренным водительским сиденьем. Четкость переключения коробки передач, послушность руля, отзывчивость педали газа и внятность педали тормоза – все это сделано и отрегулировано на пять баллов. Но – с минусом. Минус – за оказавшийся слегка свернутым руль у тестового КАМАЗ-65802: и это после стольких услышанных накануне от руководства предприятия слов о повышении качества и клиентоориентированности! Тем не менее по первым ощущениям новые КАМАЗы, не скрою, мне очень понравились: с такими автомобилями заводу вполне реально тягаться с европейскими конкурентами.
Чем все три самосвала похожи, так это силовой линией. У каждого в моторном отсеке установлен современный 12-литровый дизель Cummins ISG, развивающий 410 л.с. у трехосных модификаций и 440 л.с. у четырехосной. С ним агрегатирована механическая 16-ступенчатая коробка передач ZF немецкого производства. Да, сейчас КПП этой марки делают и в России силами организованного при участии Камского автозавода СП «ЦФ-КАМА». Но они рассчитаны на максимальный крутящий момент в 1800 Нм, то есть под стандартные камазовские моторы, тогда как у двигателей перспективных самосвалов крутящий момент выше и составляет 2100–2200 Нм, из-за чего и понадобились коробки передач с более высокими характеристиками. Управляемые оси и ведущие мосты – китайского производителя HANDE: максимально допустимая нагрузка для первых 9,5 т, для вторых 16 т. Считается, что упомянутые мосты в Китае изготавливают по лицензии компании MAN, что, кстати, весьма похоже: специалисты КАМАЗа рассказывали, что испытывали осевые агрегаты самых разных производителей, но именно HANDE показали наиболее высокие результаты как по составу стали и качеству изготовления, так и по ресурсу, который значительно превысил миллион километров. Как в передней, так и в задней подвеске применены специально разработанные в сотрудничестве с Чусовским заводом оригинальные упрочненные рессоры с необслуживаемыми резинометаллическими шарнирами. Кстати, из-за того, что такие шарниры пришли на смену привычным на серийных КАМАЗах втулкам, пришлось пересмотреть конструкцию задней балансирной подвески – вместо одной верхней штанги в ней теперь использованы две, поставленные буквой «V». Шины тоже под стать осевым нагрузкам: размер 12.00R24, тип протектора – универсальный, производитель – Continental. В рулевом управлении повышенные весовые характеристики автомобилей заставили помимо штатного гидроусилителя ZF применить еще и дополнительный гидроцилиндр (у четырехосника таких цилиндров два по числу управляемых осей).
А вот чем самосвалы различаются, так это прежде всего кубатурой кузовов, изготовленных на Нефтекамском автозаводе. У всех трех моделей они с U-образным профилем, но у трехосников вместимостью 20 кубов, у четырехосника – на пять кубов больше. Понятно, что у полноприводного КАМАЗ-65802 в трансмиссии применена раздаточная коробка. Причем в отличие от других агрегатов силовой линии – отечественного производства. В завершение рассказа об особенностях конструкции самосвалов-новичков добавлю, что по выбору заказчика отечественным может быть и двигатель – речь идет о V-образном 8-цилиндровом КАМАЗ-740.735 рабочим объемом 11,76 л и мощностью, в зависимости от модификации, от 400 до 440 л.с. Кстати, какой двигатель эффективнее в эксплуатации: свой, камазовский, или импортный Cummins, – еще вопрос. По словам испытателей, автомобили с первым из них получились даже экономичнее. Впрочем, выбор комплектации, как это сейчас принято, оставлен за заказчиком.
Чего ждать дальше?
Тремя вышеупомянутыми моделями семейство перспективных тяжелых самосвалов, конечно же, не ограничится. Начнем с того, что заказчикам все они будут предложены также с «коробчатыми» кузовами различной вместимости и с системой их подогрева, препятствующей примерзанию груза. Кроме того, в целях дальнейшей локализации производства Камский автозавод планирует освоить у себя выпуск 13-тонных и 16-тонных мостов, по качеству и ресурсу не уступающих зарубежным. Кстати, на 13-тонных мостах самосвал нового поколения уже появился – это модификация трехосного полноприводника КАМАЗ-65802 с собственным 400-сильным двигателем, локализованной в Набережных Челнах коробкой передач ZF 1820 и всеми тремя мерседесовскими осями. Платформа тоже производства НЕФАЗа и тоже разгружаемая назад, но меньшей емкости, чтобы не допускать чреватого высокими штрафами перегруза.
Закономерный вопрос: когда же новейшие тяжелые камские самосвалы перейдут из разряда опытных в разряд серийных образцов? Как выяснилось, ждать осталось недолго: их первые поставки запланированы на третий квартал 2016 года. Но с началом конвейерного производства семейства КАМАЗ-6580 обновление модельного ряда не завершится. Напротив, оно только начинается! Ведь, по большому счету, мы имеем дело с переходными моделями, следом за которыми идет еще более современное семейство автомобилей.
Каким это семейство будет? Прежде всего, тяжелые камские грузовики получат рядный 6-цилиндровый дизель нового поколения КАМАЗ-910.10 рабочим объемом 12 л, создаваемый сегодня в сотрудничестве со специалистами компании Liebherr. Как сообщил заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» по продажам и сервису Сергей Афанасьев, несмотря на сложности, с которыми в нынешних непростых экономических условиях сталкивается предприятие, работы по данному проекту идут в полном соответствии с графиком, и опытные образцы двигателя уже проходят испытания.
То есь через два-три года в распоряжении камазовцев будет принципиально новый, современный, экономичный и, что немаловажно, значительно локализованный мотор. Который, кстати, под освоенную в Набережных Челнах кабину от Mercedes-Benz Axor не впишется! И дело здесь не в конструкторской ошибке: оказывается, к моменту запуска упомянутого дизеля в серию Камский автозавод обзаведется принципиально новой кабиной. Причем не так называемой корейской, а совершенно иной, заимствованной у Mercedes-Benz Actros самого последнего на данный момент, то есть четвертого, поколения. Под производство этой кабины КАМАЗ планирует не модернизировать нынешние производственные мощности, а построить завод с нуля. Продукция этого завода будет поставляться как на собственный конвейер, так и на конвейер уже пять лет работающего в Набережных Челнах сборочного завода «Мерседес-Бенц Трак Восток».
Важно, что столь впечатляющие планы, требующие значительных инвестиций и серьезного перевооружения производства, Камский автозавод не собирается откладывать в долгий ящик. Ведь без автомобилей нового поколения не удастся нарастить экспорт, который в 2015 году составил порядка 6,5 тыс. грузовиков, а в 2016-м, по предварительным прикидкам, достигнет 7 тыс. С одной стороны, это немало, но с другой – поддержание порогового для рентабельности уровня производства в условиях обрушения спроса на внутреннем рынке требует куда более серьезного, можно сказать, кардинального увеличения экспортных поставок! Для этого КАМАЗу как воздух нужна новая модельная линейка, причем своя, на своей агрегатной базе, чтобы прибыль с продаж оставалась на счетах завода, а не уходила компонентщикам за рубеж. Сколько потребуется времени для ее появления? Точной даты сегодня никто не называет. Но, опять же по словам Сергея Афанасьева, срок жизни нынешней кабины составит еще как минимум года три. То есть, другими словами, при благоприятных обстоятельствах абсолютно новые серийные КАМАЗы мы увидим именно через этот срок. Будем надеяться, что, в отличие от КАМАЗ-5490, их дебют придется не на обвал, а на подъем нашего автомобильного рынка.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов