Главная страница > Статистика > Российский рынок автобусов. Новая реальность

Российский рынок автобусов. Новая реальность

С какими результатами российский рынок автобусов завершил первое полугодие и как отразились на нем последние политические и экономические события?
08.08.2022
1769

В двух предыдущих материалах, в которых рассказывалось о сложившейся в России за первые шесть месяцев ситуации на рынке грузовиков и ситуации на рынке малотоннажников, я делал упор на данные за июнь, когда ситуация на рынке более-менее утряслась после всколыхнувших страну сначала политических, а потом и экономических событий. В этом материале, посвященному ситуации на рынке новых автобусов, я в первую очередь буду анализировать данные по всему полугодию. Эти данные предоставлены аналитической компанией «Автостат Инфо». Дело в том, что поставки автобусов осуществляются главным образом по долгосрочным контрактам, которые более устойчивы к изменениям рыночной конъюнктуры, а в качестве заказчиков, особенно городских машин, чаще всего выступают госструктуры, опирающиеся на независящее от событий на рынке госфинансирование. Таким образом, в данном случае рассматривать статистику за все полугодие вполне уместно. Впрочем, и месяц июнь как наиболее показательный я в своем анализе не стану обходить стороной.

Как всегда, в начале сделаю традиционную для наших статистических материалов оговорку: анализируя данные продаж российских автозаводов, следует учитывать, что они не тождественны данным по объемам производства, поскольку в регистрациях ГИБДД не отражается значительная часть поставок техники для силовых структур, ее различные специальные версии и исполнения, а также экспортные поставки. Поэтому на основе сведений о количестве продаж не следует делать выводов о результатах производства.

рынок автобусов, автобусный рынок, продажи автобусов, российский рынок автобусов, производство автобусов, рынок автобусов 2022, ЛИАЗ, НЕФАЗ, Группа ГАЗ, ПАЗ, КАВЗ, СВАРЗ, электробус, автобус, новый автобус, падение продаж, СИМАЗ, РариТЭК, Волгобас, СТ-КТ

Если по итогам полугодия количество регистраций грузовиков и малотоннажников в России довольно существенно сократилось в связи с известными событиями, то на автобусном рынке – совсем другая картина. В силу его более высокой инертности количество регистраций автобусов за первые шесть месяцев 2022 года по данным «Автостат Инфо» не на много, но все же увеличилось: 6648 против 6480 за тот же период 2021 года. Но еще интереснее то, что если у российских производителей количество регистраций сократилось (5970 против 6085), то у зарубежных, напротив, выросло (687 против 395) – такая вот ситуация, которую, впрочем, странной не назовешь. Потому что европейские или японские модели, то есть техника из стран-инициаторов санкций, в нашей стране последние несколько лет и без того продавались фактически штучно,  из-за чего сокращение их поставок на общем фоне едва ли заметно. Основной же объем импорта идет из Китая, который не только не присоединился к санкционным ограничениям, но и вполне ожидаемого воспользовался ими в собственных интересах.

Так, количество регистраций новых автобусов Yutong в первом полугодии составило 229 ед. с ростом в 1,9 раза, а по итогам июня оно выросло и вовсе в 2,5 раза, до 68 ед. Higer, чей результат за шесть первых месяцев составил 132 ед., показал 2,3-кратный рост, а по итогам июня регистрация автобусов данной марки увеличилась более чем в 3 раза! Автобусов KingLong и Zhongtong в первом полугодии в России было зарегистрировано, соответственно, 33 и 25 ед. против 13 и 21 ед. за тот же период годом ранее. Одним словом, на фоне сокращения поставок автобусов отечественными и европейскими производителями, китайцы не сидят сложа руки. Можно не сомневаться: они по полной воспользуются открывшимися перспективами! А у европейцев тем временем – по нулям, за исключением компании MAN, автобусы которой в первом полугодии были зарегистрированы в количестве 10 ед. – столько же, сколько и годом ранее.

рынок автобусов, автобусный рынок, продажи автобусов, российский рынок автобусов, производство автобусов, рынок автобусов 2022, ЛИАЗ, НЕФАЗ, Группа ГАЗ, ПАЗ, КАВЗ, СВАРЗ, электробус, автобус, новый автобус, падение продаж, СИМАЗ, РариТЭК, Волгобас, СТ-КТ

Теперь посмотрим, как по итогам первых шести месяцев 2022 года обстоят дела у производителей из стран Таможенного Союза. Как всегда, в лидерах – Павловский автобусный завод – за указанный период в стране зарегистрировано 2890 его автобусов, падение на 9,2%. А по итогам июня, когда было зарегистрировано 358 пазиков, это падение увеличилось до 42%. Лидером марки в первом полугодии стал неувядающий ПАЗ-3205 (1439 ед., -9,1%), к которому по-хорошему следовало бы приплюсовать и его длиннобазную модификацию ПАЗ-4234 (538 ед., -13,2%). Следом идет наследник ПАЗ-3204 (468 ед., -29,5%), сумевший обойти наиболее новый и современный в линейке завода ПАЗ Вектор Next (369 ед., +72,6%). Кстати, у последнего количество регистраций в июне – ноль, тогда как у ПАЗ-3204 – 146 ед., у ПАЗ-3205 – 138 ед., а у ПАЗ-4234 –62 ед.

На втором месте по количеству регистраций за первое полугодие – Нефтекамский автозавод (752 ед., -40,1%), известный под аббревиатурой НЕФАЗ и являющийся филиалом КАМАЗа. Из указанного количества 28 ед. приходится на вахтовые автобусы, а остальные 724 машины – это семейство городских, пригородных и междугородных НЕФАЗ-5299. Отметим, что данные по автобусам, точнее – по электробусам под брендом КАМАЗ идут в статистике отдельно: за первые шесть месяцев их зарегистрировано 78 ед. против 88 за тот же период 2021 года. Выпуск электробусов КАМАЗ-6282 начиная с весны прошлого года осуществляется не только на НЕФАЗе, но и на СВАРЗе в Москве.

рынок автобусов, автобусный рынок, продажи автобусов, российский рынок автобусов, производство автобусов, рынок автобусов 2022, ЛИАЗ, НЕФАЗ, Группа ГАЗ, ПАЗ, КАВЗ, СВАРЗ, электробус, автобус, новый автобус, падение продаж, СИМАЗ, РариТЭК, Волгобас, СТ-КТ

Минский автозавод (718 ед., +167,9%) по-настоящему удивил: по итогам первого полугодия поставки его новых автобусов на российский рынок увеличились более чем в 2,5 раза, что обеспечило ему третью позицию в нашем рейтинге. Основной объем поставок пришелся на две модели: среднеразмерный МАЗ-206/226 (325 ед., рост в 2,2 раза) и большой городской МАЗ-203 (327 ед., рост в 14,2 раза). Интересно, что продолжает пользоваться спросом и городская модель первого поколения МАЗ-103 (63 ед, -21,2%). Кроме того, за рассматриваемый период в России были зарегистрированы три «туриста»: одни МАЗ-251 и два МАЗ-231.

Самыми востребованными среди автобусов Ликинского автобусного завода (558 ед., -41,4%) стал городской ЛИАЗ-5292 (326 ед., -22,2%) большого класса и его сочлененный вариант ЛИАЗ-6213 (178 ед., -54,6%) особо большого класса. Кроме того, 18 регистраций числится за среднеразмерным ЛИАЗ-4292, 10 – за постепенно уходящим на покой ЛИАЗ-5256 и 21 – за электробусом ЛИАЗ-5294. Кроме того, были зарегистрированы один туристический ЛИАЗ-5291 и четыре полунизкопольных городских ЛИАЗ-5293. Интересно, что по данным за июнь регистрировались только ЛИАЗ-5292.

Несмотря на изменившуюся экономическую ситуацию улучшил свои рыночные позиции «Волгабас» (430 ед., рост в 4,3 раза), у которого количество регистраций выросло не только по итогам полугодия, но и по итогам июня (79 ед, +71,7%). Наиболее востребовано семейство городских автобусов большого класса (364 ед.), но сохраняется спрос на пригородные и междугородные автобусы (34 ед., -52%), а также на среднеразмерные автобусы нового поколения Volgabus 4298 (32 ед. против 2 ед. в первом полугодии 2021 года). А вот ни одного автобуса «Волгабас» на шасси MAN и Scania в перечень регистраций за первое полугодие не попали.

рынок автобусов, автобусный рынок, продажи автобусов, российский рынок автобусов, производство автобусов, рынок автобусов 2022, ЛИАЗ, НЕФАЗ, Группа ГАЗ, ПАЗ, КАВЗ, СВАРЗ, электробус, автобус, новый автобус, падение продаж, СИМАЗ, РариТЭК, Волгобас, СТ-КТ

Курганский автобусный завод (262 ед., рост в 3,7 раза) по итогам полугодия показал хорошую прибавку. Три четверти регистраций пришлось на городские и пригородные автобусы семейства «Аврора», но и сравнительно новая модель КАВЗ-4270 (61 ед. против 1 ед. в первом полугодии 2021 года) тоже пользовалась хорошим спросом.

За первые шесть месяцев этого года неплохой рост показали еще два российских производителя: «РариТек» из Набережных Челнов, выпускающий среднеразмерные автобусы под маркой Lotos (128 ед., рост в 10,7 раза), а также SIMAZ (106 ед, рост в 3,8 раза), который изготавливает автобусы малого класса на шасси ISUZU в Ульяновске. Причем 117 из 128 автобусов компании «РариТэк» – это современная модель Lotos 105, запущенная в производство в 2019 году.  Кроме того, вахтовые автобусы на собственных шасси продолжает выпускать, и тоже с хорошим полугодовым ростом, автозавод «Урал» (284 ед., +70,1%). Но дело в том, что «вахтовки» на шасси «Уралов», как, впрочем, и на шасси КАМАЗов, в стране делают и многие другие предприятия, поэтому приводимые в этом статистическом материале данные не отражают полной картины по «вахтовому» сегменту.

В завершение – одно интересное наблюдение. Российский рынок автобусов по сравнению с другими его сегментами: легковым, грузовым и малотоннажным – явление во многом необычное и уникальное. Потому что он являет собой образец того, как по-хорошему должен был бы развиваться российский автомобильный рынок в целом. Что я имею ввиду? Объясняю.

рынок автобусов, автобусный рынок, продажи автобусов, российский рынок автобусов, производство автобусов, рынок автобусов 2022, ЛИАЗ, НЕФАЗ, Группа ГАЗ, ПАЗ, КАВЗ, СВАРЗ, электробус, автобус, новый автобус, падение продаж, СИМАЗ, РариТЭК, Волгобас, СТ-КТ

Вспомните нулевые: зарубежные модели как европейского, так и азиатского происхождения активно вытесняли отечественных производителей в автобусных перевозках буквально по всей стране. И вспомните, как наши автобусные заводы тогда критиковали, и в общем-то заслуженно, за выпуск неконкурентоспособной продукции. Действительно, ни по техническим, ни по эксплуатационным характеристикам, ни по эргономике или комфорту они не шли ни в какое сравнение не только с новыми, но и подержанными зарубежными автобусами, поток которых в страну неудержимо рос. В общем, тогда на автобусном рынке происходило то же самое, что до сих пор происходит и в легковом, и в грузом его сегментах. То есть, еще немного, и автобусный рынок просто оказался бы отдан под безраздельное господство иностранных производителей, как, скажем, это в конце концов случилось с российским рынком легковых автомобилей.

Но несколько лет назад на государственном уровне было принято решение: закупать для городских и муниципальных перевозок только автобусы отечественного производства. То есть сложилась идеальная для развития национальной автобусной промышленности ситуация: с одной стороны отдача от инвестиций в новые разработки гарантировалась обеспечением сбыта продукции в условиях отсутствия конкуренции со стороны более мощных и технически развитых зарубежных производителей, а с другой стороны сохранялась внутренняя конкуренция – в тех же городских перевозках за контракты между собой борются ЛИАЗ, КАМАЗ (НЕФАЗ), «Волгобас» и МАЗ, принадлежащие к независящим друг от друга структурам.

рынок автобусов, автобусный рынок, продажи автобусов, российский рынок автобусов, производство автобусов, рынок автобусов 2022, ЛИАЗ, НЕФАЗ, Группа ГАЗ, ПАЗ, КАВЗ, СВАРЗ, электробус, автобус, новый автобус, падение продаж, СИМАЗ, РариТЭК, Волгобас, СТ-КТ

И результат не заставил себя ждать! Производство российских автобусов уверенно пошло вверх, но что еще важнее: сперва медленно, а потом со все набирающим темпом начали осуществляться разработки и внедрение в производство новых современных моделей! Посмотрите, все ведущие отечественные производители автобусов на сегодня располагают полностью новым модельным рядом! Я могу судить по курсирующим по Москве ЛИАЗам и НЕФАЗам: по дизайну, конструкции, комфорту и эргономике современные машины этих заводов совсем не чета тем, что ходили по городу каких-то десять лет назад! Без преувеличения это уже автобусы мирового уровня, не уступающие, а в чем-то даже превосходящие зарубежные образцы!

То есть рецепт создания мощного и конкурентоспособного национального автопрома, когда, с одной стороны, за счет жесткого отсечения зарубежных поставщиков создаются благоприятные условиях для инвестиций во внутреннее производство с их гарантированной отдачей, а с другой стороны не менее жестко поддерживаются условия конкуренции между внутренними производителями, в свое время более чем успешно сработал в Японии, в Корее и Китае, а теперь подтверждает свою эффективность и в России тоже. Пусть только в одном единственном сегменте городских автобусов, но результат налицо! Так может стоит все же наконец сделать выводы и воспользоваться этим рецептом для возрождения всего российского автопрома? Что мешает?

Константин Закурдаев

Статистические данные предоставлены ООО "Автостат инфо"




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1018 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки