Долой тахограф, даешь ГЛОНАСС!
Новости отрасли
Самое читаемое
Тахографы в России: дорого, запутанно, нелогично
Вот показательный пример: 2 декабря 2015 года Минтранс России сделал очередной «подарок» отечественным автоперевозчикам, выпустив приказ №348. Согласно этому документу, срок обязательного переоборудования цифровыми тахографами грузовиков и автобусов (транспортных средств категорий N2, N3, M2, M3), уже имеющих аналоговые аппараты, переносится с 1 января 2018 года, как это должно было произойти согласно приказу №273 от 21.08.2013 года, на 1 июля 2016 года. Видимо, волнений, связанных с введением «Платона», показалось мало: Минтранс решил подбросить еще «ведро бензину» в разгорающийся пожар народного недовольства.
Сейчас очень значительная часть грузовиков и автобусов оборудована аналоговыми тахографами. Владельцы потратили на них немалые финансовые средства, провели поверки. Система начала работать только недавно, с 1 июля 2014 года. Теперь перевозчикам предлагают снова раскошелиться и потратить порядка нескольких десятков тысяч рублей на замену тахографов и приобретение электронных карточек для водителей. Причем, когда начнется ажиотаж, цены наверняка вздуют.
Все, что происходит в России с внедрением тахографов, не может вызвать ничего, кроме недоумения. Возьмем пассажирский транспорт: тахографы почему-то не требуются на маршрутных автобусах при осуществлении регулярных городских и пригородных перевозок (приказ Минтранса №36 от 13.02.2013 года). Хотя именно там происходит подавляющее большинство нарушений режима труда и отдыха водителей. Ситуация, когда один и тот же водитель выезжает на линию в шесть утра, а заканчивает работу в одиннадцать, скорее правило, чем исключение. Как пример – инцидент со множеством пострадавших, случившийся 8 ноября 2015 года, когда водитель 17-го парка Мосгортранса заснул за рулем и автобус врезался в столб. Поэтому выглядит парадоксально, что тахографы необязательны именно для автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных маршрутах.
А вот для заказных автобусов, которые в среднем работают гораздо меньше (и по времени, и по пробегу), тахографические аппараты обязательны. Чтобы отвезти доярок на соседнюю ферму утром и привезти назад вечером, на старенький заезженный пазик нужно ставить тахограф, причем теперь – только цифровой. То есть «ковырять» электропроводку, гонять автобус в специальную «контору», отправлять водителя в город делать электронную карточку. Затраты на все это порой превышают стоимость самого автобуса!
Относительно недавно в оборот были запущены тахографы двух типов: ЕСТР и с СКЗИ. Первый предназначается для подвижного состава, задействованного на международных перевозках, второй – для внутреннего потребления, но с устройством криптографической защиты данных. Карточки водителей для каждого из этих типов разные, не взаимозаменяемые. Для транспортных компаний это создало огромные неудобства. Например, в случае болезни водителя нельзя его подменить другим, не имеющим карточки нужного типа.
Все вышесказанное, как это у нас часто бывает, дорого, запутанно и нелогично. Но самое главное, никто не задается вопросом: а нужны ли тахографы вообще?
Способен ли ГЛОНАСС заменить тахограф?
Конечно, необходимость соблюдать и контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей большегрузных автомобилей и автобусов не вызывает сомнений.
Вопрос в другом. Почему соответствующие органы даже не попытались сделать эффективную, не затратную для транспортников и, соответственно, для населения систему, имея в распоряжении такой мощный инструмент, как ГЛОНАСС? Зачем страна создавала мощную орбитальную группировку, если ей невозможно толком пользоваться?
Уровень затрат на покупку и установку тахографа составляет порядка 60 тысяч рублей на один автобус. Эти приборы, особенно российского производства, как показывает опыт эксплуатации, пока еще ненадежны. Транспортные средства придется периодически снимать с линии, отгонять на специализированные сервисы, ремонтировать и тарировать. Для автоперевозчиков это издержки. Государство также ожидают большие затраты на оснащение пунктов контроля специальным оборудованием, его регулярные поверки, обучение персонала, расширение штата сотрудников контролирующих органов. Кроме того, с начала нынешнего года, согласно приказу Минтранса России, цифровой тахограф стал не только автокомпонентом, но и средством измерения. Его поверка может производиться только в специализированной и хорошо оснащенной лаборатории.
Существуют и другие негативные моменты, связанные с тахографами. В последнее время в России участились случаи мошенничества в сфере продаж тахографического автомобильного оборудования. В частности, мошенники предлагают купить тахографы и оборудование известных производителей по невероятно низкой цене либо с существенной скидкой. На эту удочку попадаются тахографические мастерские, чей перечень в открытом доступе находится на сайте ФБУ «Росавтотранс».
Часто на вопрос, почему такая низкая цена, мошенники поясняют, что связано все со сворачиванием бизнеса и срочной продажей оборудования, либо убеждают, что приобрели тахографы и оборудование по «заводским», «оптовым» и каким-либо еще спецценам. И как только предоплата произведена, продавец исчезает и отключает телефон.
Также участились случаи продажи ворованных тахографов, за приобретение которых, кстати, покупатель несет уголовную ответственность.
Приборы тахографического контроля не могут быть дешевыми в принципе, поскольку стоимость аппарата состоит не только из цены на микросхемы. Каждый тахограф – сложнейший высокотехнологичный прибор, разработка которого включает в себя многочисленные испытания, самые современные инженерные решения, взаимодействие с производителями транспортных средств, Федеральной службой безопасности и ведущими заводами по производству комплектующих.
Неужели все это действительно нужно?
В европейских странах тахографы на автобусы стали устанавливать в конце 1970-х годов прошлого века. Основное назначение – контроль скорости и рабочего времени водителя. Россия опоздала на 35 лет. За это время многое изменилось: появились персональные компьютеры, интернет, сотовая связь, системы спутниковой навигации. Наконец, наша страна обзавелась собственной системой спутниковой навигации ГЛОНАСС.
К этой системе уже подключены многие автобусы и грузовики. Причем никто из автоперевозчиков против подключения к ГЛОНАСС не возражает: затраты минимальные. Даже с дополнительными опциями они не превышают 10 тысяч рублей. А предоставляемые сервисные возможности очень велики!
Где находится автобус, с какой скоростью движется, каков пробег за выбранный интервал времени, получение «тревожных» сообщений, сведения о расходе, заправке и сливе топлива и прочие данные поступают и хранятся на сервере в очень удобном для обработки виде. К ним имеют доступ руководство транспортных компаний и контролирующие органы.
Тахограф фиксирует лишь скорость движения, а система ГЛОНАСС – нарушения скоростного режима. То есть не только что машина ехала 90 км/ч, но что происходило это в зоне действия знака 40 км/ч. Поэтому контроль на основе ГЛОНАСС намного эффективнее тахографов. Оборудование автобуса системой ГЛОНАСС, в отличие от тахографов, не требует серьезного вмешательства в электропроводку и другие элементы конструкции, не вызывает впоследствии разного рода технических проблем с электроникой.
ГЛОНАСС вместо тахографа: проще, дешевле, справедливей!
Единственная функция, которая пока не реализована на основе системы ГЛОНАСС, – это контроль режима труда и отдыха водителя. Но ее реализация не представляет технической трудности: была бы поставлена задача!
Как такую функцию возможно реализовать? Скажем, водитель перед поездкой прикладывает к соответствующему считывающему устройству, подключенному к системе ГЛОНАСС, свою электронную персональную карту (так же как к электронному тахографу), на сервер поступает сигнал, после чего система «знает», кто за рулем, сколько времени он проработал и нарушал ли правила. Далее открывается широкий простор для реализации профилактических и фискальных мероприятий, начиная от отправки предупредительных SMS-сообщений руководству компании и на сотовый телефон самому водителю и заканчивая наложением штрафов. Причем все это – в автоматическом режиме при минимальных затратах.
Такая система не предусматривает «проверку на дорогах», а значит, исключает прямой контакт нарушителя с проверяющим. Соответственно, исчезает коррупционная составляющая.
Немаловажно отметить, что пассажирские перевозки имеют свою специфику. Если контроль водителя грузовика покажет, что он превысил допустимое время работы, то грузовик можно поставить на стоянку. С автобусами так не получится: пассажиры в салоне вряд ли согласятся ждать, пока водитель отдохнет. Так что в любом случае придется «договариваться» с проверяющим.
Нарушения режима труда и отдыха могут быть заранее запланированными, так сказать злостными, а могут возникать по объективным причинам.
Представим ситуацию, когда автобус повез экскурсию и по плану должен вернуться через 10 часов. Естественно, едет один водитель. Но возникли непредвиденные задержки: кто-то потерялся, ДТП, ремонтные работы, огромная пробка. Допустимое рабочее время вышло, хотя до возвращения домой осталось совсем немного. Что делать? Конечно, водитель продолжит движение и в случае проверки может быть наказан по полной программе, что не вполне справедливо. Вопрос опять отдается на откуп проверяющему.
На основе системы ГЛОНАСС вполне возможно создать интеллектуальную систему контроля, которая учитывала бы многие обстоятельства, в том числе на сколько превышено рабочее время, с какой средней скоростью двигался автобус (не стоял ли в пробке?), было ли время у водителя на отдых в промежутках между поездками.
Россия имела и до сих пор имеет шанс создать самую эффективную, передовую и, что важно, не затратную для перевозчиков систему контроля, вместо того чтобы слепо копировать путь, который европейцы прошли десятилетия назад.
Представляется разумным рассмотреть вопрос комплексно. Не торопиться. Найти реально эффективные решения. Тем более что в условиях жестокого экономического кризиса, отсутствия средств у перевозчиков даже на самое необходимое, массового недовольства транспортников системой «Платон» упомянутый в начале статьи приказ Минтранса, очевидно, реализован не будет, а только вызовет новую волну недовольства и протестов со стороны автотранспортников.
Владимир Рабинков, Валерий Васильев
С нами уже 1039 профессионалов