Подсанкционная выставка. Часть III. Спецтехника
Новости отрасли
Самое читаемое
В одном ранее опубликованном материале мы рассказали о показанной на проходившей в Москве со 2 по 9 апреля Белорусско-российской промышленной выставке, посвященнлй дню единения народов двух государств, автотехнике Камского автозавода, а в еще одном материале – об автотехнике Минского автозавода. Теперь речь пойдет об экспонировавшихся на ней образцах спецтехники.
В предыдущий раз белорусские карьерные самосвалы-гиганты демонстрировались на ВДНХ очень-очень давно. На моей памяти – более 30 лет назад. И вот два БЕЛАЗа снова оказались едва ли не в центре Москвы! Тот, что покрупнее, – БЕЛАЗ-7555А грузоподъемностью 55 тонн. Это наиболее тяжелая серийная модель завода, оснащенная гидромеханической коробкой передач, тогда как более крупные самосвалы снабжаются уже электрическим приводом. Вместимость кузова карьерника при загрузке до уровня бортов – 22,7 м3, а с «шапкой» – 32,3 м3. В моторном отсеке – 12-цилиндровый V-образный дизель ЯМЗ-845.10 рабочим объемом 26 л, развивающий 730 л.с. Кстати, чтобы самосвал можно было перевозить на трале по дорогам общего пользования, с него снимают кузов, продольно размыкаемый на две неравные части, которые сваривают по прибытии к месту работы. Несмотря на внушительные габариты, БЕЛАЗ-7555А обладает неплохой маневренностью: радиус поворота всего 9 м.
Второй карьерник, тот, что поменьше, – самый легкий в линейке самосвалов Белорусского автозавода. Это БЕЛАЗ-7540, рассчитанный на перевозку 30 тонн. Но в индексе данной конкретной машины появилась буква S, поскольку в ее моторном отсеке установлен уже не дизельный, а газовый двигатель Т-22, в основе которого 22-литровый дизель ЯМЗ-240. Его газификация выполнена компанией «Технология 1604» из Екатеринбурга. Непосредственной адаптацией Т-22 и газового оборудования на БЕЛАЗ-7540S занималась белорусская компания «Газовые транспортные системы». По заверениям ее специалистов, при питании сжиженным метаном вместо солярки эксплуатационные расходы применительно к данному самосвалу снижаются примерно двукратно! На выставке БЕЛАЗ-7540S демонстрировали с баллонами для хранения сжатого газа, но, когда его доставят заказчику, их заменят на специальный криогенный бак, предназначенный для сжиженного газа.
Специальная строительная техника на вставке была представлена двумя марками. С белорусской стороны – ее крупнейшим в СНГ производителем, компанией «АМКОДОР». Это единственная на территории Таможенного союза компания, которая выпускает всю линейку колесных строительных погрузчиков, начиная от миниатюрных машин с бортовым поворотом и заканчивая моделью грузоподъемностью 7 тонн с 3,8-кубовым ковшом. Правда, на выставке самой грузоподъемной оказалась 5-тонная модель. Причем, что самое интересное, и двигатель, и трансмиссия, и гидравлика у многих погрузчиков «АМКОДОР» не закупаются за рубежом, а производятся белорусскими предприятиями, чем обеспечиваются максимальная локализация и импортонезависимость.
В ряду показанных на выставке фронтальных погрузчиков «АМКОДОР» оказались две новых модели грузоподъемностью 4 и 5 тонн – в их обозначении присутствует буква W. У первой вместимость ковша 2,3 м3, у второй – 3 м3. От моделей предыдущего поколения эти погрузчики отличаются прежде всего мостами и гидромеханической коробкой передач собственного производства, модернизированными двигателями, гидрофицированным устройством для быстрой замены рабочих органов, а также новой, более комфортабельной и эргономичной кабиной. Интересно, что рассчитанный на 4 тонны груза погрузчик АМКОДОР W401C показали в опытном варианте с 112-сильным дизелем QSB 6.7 (судя по всему – Cummins), а погрузчик АМКОДОР W500C грузоподъемностью 5 тонн оказался оснащен привычным минским дизелем Д-260.9, развивающим 180 л.с.
Еще одной новинкой в экспозиции компании «АМКОДОР» стал автогрейдер G160. Точнее сказать, направление производства автогрейдеров для «АМКОДОРа» в принципе новое, эти машины были освоены компанией в серии не так давно, в 2020 году. АМКОДОР G160 выполнен по шарнирно-сочлененной схеме, обладает эксплуатационной массой 15,4 тонны. Он оборудован гидромеханической трансмиссией и оснащен дизелем Д-260.9S2 максимальной мощностью 180 л.с. Особо впечатляет внешне очень эффектная, просторная и хорошо оборудованная кабина.
Российскую строительную технику представлял самый успешный в стране завод по выпуску тракторов – Петербургский, известный под аббревиатурой ПТЗ. Правда, эта техника оказалась в одном-единственном экземпляре: из Петербурга в Москву привезли только универсальную дорожную машину К-708УДМ, сделанную на базе трактора нового поколения. У этой машины с одной стороны – бульдозерный отвал, с другой – фронтальный ковш, как у погрузчика. Его вместимость – 4,1 м3, а грузоподъемность К-708УДМ составляет 7 тонн. Вторым экспонатом в экспозиции Петербургского тракторного завода оказался один из его наиболее востребованных колесных сельскохозяйственных тракторов – «Кировец К7М». В семейство под таким названием входит семь моделей 5–8 тяговых классов.
А вот с белорусской стороны экспозиция сельскохозяйственных тракторов была куда более обширна и разнообразна, хотя и состояла из техники одного-единственного завода – Минского тракторного. Белорусы действительно молодцы: они не только сохранили массовое производство тракторной техники, но и здорово расширили ее линейку! На выставке были показаны сельскохозяйственные модели, что называется, от мала до велика! Включая знаменитый МТЗ-82, который сегодня и выглядит, и работает совсем не так, как прежде. Интересно, что к настоящему моменту Минский тракторный завод, по сути, остался единственным, массово выпускающим на территории Таможенного союза сельскохозяйственные тракторы нижних тяговых классов.
Помимо тракторов на выставке была представлена и другая российская и белорусская сельскохозяйственная техника, которую привезли такие известные компании, как «Ростсельмаш», «Гомсельмаш» и «Брянсксельмаш». В первую очередь это были комбайны самого разного назначения, включая даже одну гусеничную косилку, предназначенную для уборки риса. То есть, как можно было наглядно убедиться, сельхозтехника для обеспечения продовольственной безопасности страны есть. Но, как сказал один из представителей крупного агрохолдинга, в любой отечественной самоходной машине, используемой в ходе посевной или для сбора урожая, от 30 до 70 процентов приходится на зарубежные комплектующие. Так что работы по импортозамещению здесь предстоит не меньше, чем в автомобилестроении.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов