Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Спецтехника > Автогрейдеры. Планировать и профилировать

Автогрейдеры. Планировать и профилировать

Сегмент автогрейдеров на фоне остального российского рынка строительной техники во многом выглядит уникальным: с одной стороны он продолжает устойчиво расти, с другой – техника российских и китайских производителей вполне успешно уживается на нем с техникой ведущих мировых брендов.
15.01.2014
7163

Если изучить статистику последних лет, то создается впечатление, что автогрейдерам в нашей стране не страшны никакие кризисы и экономические катаклизмы: эта техника с каждым годом востребована все больше, причем своих клиентов в равней степени удается находить как суперсовременным зарубежным, так и не столь технически продвинутым отечественным или китайским моделям. И этому есть свое объяснение.

автогрейдер John Deere 872 G
Импортируемый в Россию полноприводный автогрейдер John Deere 872 G эксплуатационной массой 20,4 т. В трансмиссии применен автоматический двухпоточный гидростатический привод. Двигатель – John Deere PowerTech рабочим объемом 9 л. 

Начнем с того, что в нашей стране автогрейдер, несмотря на достаточно скудный перечень навесных орудий – машина универсальная, используемая как по прямому назначению, то есть для планирования и профилирования площадей и откосов, так в смежных областях, а именно для перемещения грунта и очистки дорог. То есть в России автогрейдерам помимо своей основной специальности нередко приходится исполнять роль бульдозера или дорожно-уборочной машины. Подобная многофункциональность – одна из причин неослабевающего интереса к ним со стороны заказчиков, которые в условиях экономических сложностей стараются делать акцент на технике универсального применения. В большинстве других стран все иначе: автогрейдеры там эксплуатируют в жестких рамках их базового предназначения, добиваясь при этом максимальной отдачи.

Антон Веремчук, технический специалист компании John Deere.

Антон Веремчук, технический специалист компании John Deere.Российский рынок автогрейдеров полностью восстановился после кризиса еще в 2011-2012 годах и сегодня продолжает расти. За это время на него вышли новые игроки, которые меняют его структуру и задают новые тенденции. Так, John Deere начал поставлять в Россию автогрейдеры как раз в 2009 году, сразу же сделав ставку на полноприводные модели. И сегодня все больше заказчиков осознают преимущества полного привода над классической схемой с приводом на задний тандем, ведь только в этом случае удается полностью использовать массу машины и получить выигрыш до 30% в тяговом усилии. Еще одно заметное изменение на российском рынке автогрейдеров за последние годы – растущая популярность младших моделей в исполнении для дорог общего пользования. Например, два года назад John Deere предложил российским заказчикам грейдер 672G с уменьшенной шириной переднего отвала и передних колес, благодаря чему он вписывается в дорожные ограничения по габаритам. Сейчас до 70% машин младшего класса заказывают именно в таком исполнении.восстановился после кризиса еще в 2011-2012 годах и сегодня продолжает расти. За это время на него вышли новые игроки, которые меняют его структуру и задают новые тенденции. Так, John Deere начал поставлять в Россию автогрейдеры как раз в 2009 году, сразу же сделав ставку на полноприводные модели. И сегодня все больше заказчиков осознают преимущества полного привода над классической схемой с приводом на задний тандем, ведь только в этом случае удается полностью использовать массу машины и получить выигрыш до 30% в тяговом усилии. 
Что касается прогнозов, то, по нашим оценкам, значительного увеличения, как и резкого спада на рынке автогрейдеров в ближайшей перспективе не будет.

«Если говорить об отличиях российского рынка, то в первую очередь, это касается конфигурации автогрейдеров, – говорит технический специалист компании John Deere Антон Веремчук. – Так, в России основное их оборудование – это передний отвал, в то время как в США он почти не используется. Кроме того в США уже почти полвека технология применения грейдеров основана на преимуществах шарнирно-сочлененной рамы, тогда как большинство российских операторов используют ее лишь для уменьшения радиуса поворота».

автогрейдер ГС-10.01Выпускаемый «Брянским арсеналом» легкий автогрейдер ГС-10.01 эксплуатационной массой 7,5 т. Двигатель – минский Д-243, трансмиссия – механическая, с использованием коробки передач ZF. 

Спрос на автогрейдеры в нашей стране и дальше будет поддерживаться на хорошем уровне благодаря набирающему обороты переходу к более передовым технологиям строительства дорог. Эти технологии вскоре оставят не у дел значительную часть ныне существующего парка подобной техники, которому потребуется обновление за счет введения в него более современных и оснащенных моделей.

Виктор Алексеев, продакт-менеджер отдела дорожно-строительной техники ООО «НТК форклифт»

Николай Молгачев,Наблюдавшийся в 2013 году постепенный рост российского рынка автогрейдеров и хорошие перспективы для продолжения такого роста в 2014 году во многом связаны с активным развитием среднего ценового сегмента, в который устремились как уже освоившие массовый выпуск бюджетных моделей китайские производители, так и западные производители, под собственными брендами, создающие более доступные по цене образцы. Изготавливаемые под маркой Cat грейдеры среднего ценового сегмента относятся к семейству «К» массой от 14 до 18 т, а к премиум-сегменту принадлежат более сложные и совершенные по конструкции грейдеры семейства «М» массой от 16 до 60 т. Главная отличительная особенность последних – джойстиковая система управления, которой на сегодня нет ни у одного из грейдеров других марок. В настоящее время все больше российских заказчиков отдают предпочтение полноприводным автогрейдерам. Именно поэтому наша компания в дополнение к полноприводной модели 140М в течение 2014 года предложит российским заказчикам еще две: 120М и 160М. Главный же тренд последнего времени – наличие системы нивелирования: все автогрейдеры производства Caterpillar сегодня предлагаются как минимум с подготовленными для ее установки электропроводкой, гидравлическими магистралями и информационным дисплеем.

«Недавно в России были приняты новые, гораздо более жесткие технические требования к качеству строящихся дорог, – поясняет старший специалист по маркетингу ООО «Катерпиллар Евразия» Алиса Кузьмина. – Соблюдение этих требований возможно только при использовании автогрейдеров, укомплектованных системой нивелирования. Все идет к тому, что в сегменте автогрейдеров, предназначенных для дорожного строительства, модели без такой системы вообще не будут продаваться».


Кабина автогрейдера должна обладать максимальной обзорностью, а также позволять водителю встать в полный рост, поскольку зачастую ему приходится работать стоя, чтобы лучше следить за работой навесок.

Казалось бы, усложнение конструкции грейдеров за счет применения системы нивелирования и ряда других систем, а также все возрастающие эксплуатационные требования должны развернуть российских заказчиков к технически более продвинутым моделям зарубежного производства. Отчасти это справедливо – обновление парка автогрейдеров в стране сопровождается расширяющимся спросом на модели ведущих мировых брендов. Тем не менее, интерес к более доступным по цене автогрейдерам российского и китайского происхождения и дальше останется весьма высоким по причине особенностей применения основной массы подобной техники.

Автогрейдер ДМ-14
Автогрейдер ДМ-14 завода Дорожных машин эксплуатационной массой 14,7 т. Для его оснащения предложены двигатели ЯМЗ-236 и Cummins 6BTA5.9, с которыми агрегатируют гидромеханическую коробку передач YD13, позиционируемую в качестве аналога АКП ZF.

«Большинство автогрейдеров эксплуатируются в более щадящем режиме, чем, скажем, бульдозеры или экскаваторы: они часто простаивают в зимний период, когда строительство дорог затихает, и редко подвергаются максимальным нагрузкам, – говорит специалист по применению оборудования ООО «Катерпиллар Евразия» Николай Молгачев. – По указанным причинам даже среди российских заказчиков, которые при покупке остальной строительной техники отдают предпочтение исключительно ведущим мировым маркам, немало таких, кто считает вполне допустимым обзавестись недорогим автогрейдером отечественного или китайского производства. При подобном подходе выход на наш рынок дорогих зарубежных автогрейдеров изначально был сильно затруднен. И именно нашей компании удалось переломить ситуацию, представив в России в самом начале 2000-х выпускавшуюся в Китае под брендом Cat линейку моделей «Н» с уникальным для того времени соотношением цена/качество».

Volvo G946
Полный привод автогрейдера Volvo G946 эксплуатационной массой 17,3 т обеспечивают два аксиально-поршневых насоса, питающие моторы колес.

Поскольку в стране сохраняется значительное число заказчиков, не предъявляющих высоких требований к узлам и агрегатам приобретаемых автогрейдеров, доля моделей на отечественной агрегатной базе в общих объемах продажи такой техники в стране продолжает оставаться высокой. Еще бы: при стоимости самых ходовых российских автогрейдеров от 3 до 4 млн. руб. введение в их конструкцию, скажем, импортного двигателя и КПП увеличивает цену приблизительно на миллион!

Впрочем, если говорить о перспективах, представленных в стране производителей, сравнительно простых и недорогих автогрейдеров, то в ведущийся между ними конкурентной борьбе наиболее весомо выглядят шансы китайцев, славящихся своим умением добиваться выпуска любой продукции по минимальной цене.


Двигатель этого 65-тонного CAT-24М развивает 533 л.с., а ширина его отвала составляет 7,3 м

«Основная часть российских заказчиков сегодня отдает предпочтение простым, надежным и ремонтопригодным автогрейдерам, – говорит продакт-менеджер отдела дорожно-строительной техники ООО «НТК форклифт» Виктор Алексеев. – Машины, изготовленные в Китае, отвечают всем этим условиям, при этом их стоимость в сравнении с грейдерами западных марок ощутимо ниже».

Как отечественные, так и китайские модели на фоне аналогов ведущих мировых производителей действительно выглядят крайне привлекательно. К примеру, если стоимость произведенных в России или Китае автогрейдеров эксплуатационной массой 13-14 т лежит в пределах 3,0 – 3,5 млн. руб., то за аналоги такой сравнительно демократичной немецкой марки, как HBM-NOBAS, просят примерно в два раза больше! Разница от половины до трети от стоимости сохраняется между отечественной и западной техникой и в других весовых категориях. Правда, следует делать поправку на укомплектованность сравниваемых машин рабочим оборудованием: скажем, наличие или отсутствие переднего отвала может менять стоимость зарубежного автогрейдера в пределах 0,4 – 0,8 млн. руб. Заметную прибавку к его цене дает и наличие полноприводной трансмиссии.

Михаил Чепелев, менеджер по продукту Volvo Construction Equipment

Михаил ЧепелевТенденции на рынке автогрейдеров тесно связаны с тенденциями в области дорожного строительства. Устойчивый рост этого рынка определяется рядом причин, включая расширение дорожной сети, а также замену устаревшего оборудования для ее ремонта и обслуживания. В настоящее время сегмент рынка автогрейдеров для строительства и горнорудной отрасли достаточно стабилен.

У заказчиков, занимающихся ремонтом и обслуживанием дорог, сегодня происходит переоценка эксплуатационных показателей автогрейдеров: растут требования к их надежности и производительности. Эти два показателя зависят не только от качества и ресурса агрегатов, но и от обеспечения комфорта оператора, ошибки в работе которого в ходе дорожного строительства дорого стоят и трудно устранимы. Поэтому все большую роль играет не только удобство, но и возможность автоматизации процессов управления рабочим оборудованием. Кроме того с ростом требований к экономичности и скорости строительства дорог заказчики все чаще отдают предпочтение более тяжелым и полноприводным машинам.

Планы наращивания и улучшения дорожной сети страны определяют позитивные настроения на рынке оборудования для строительства дорог, частью которого являются автогрейдеры.

Спрос на сравнительно несложные по конструкции модели, не обремененные обилием вспомогательных систем, в какой-то мере поддерживается еще и низкой квалификацией работающих на них операторов. Как высказался представитель одной из эксплуатирующих организаций, только десять процентов операторов знают хотя бы десять процентов от тех возможностей, которыми наделены вверенные им автогрейдеры, и если к концу смены машина не оказалась выведенной из строя, то уже хорошо!

И тем не менее, пусть более дорогие и сложные в эксплуатации, но спроектированные и оснащенные на самом современном уровне автогрейдеры ведущих мировых брендов в стране востребованы все сильнее. И востребованность эта будет только расти: сегодня в России такими автогрейдерами по-хорошему охвачен только сегмент моделей эксплуатационной массой 15-20 т, тогда как развивающийся российский рынок требует большего ассортимента. Появился спрос на импортные автогрейдеры легкого и среднего классов, то есть на модели массой, соответственно, до 9 и до 14 т, наблюдается все возрастающий интерес к особо тяжелым моделям, применяемым не только в дорожном и промышленном строительстве, но и при разработке карьеров. Ведь самосвалам массой в несколько сот тон, предназначенным для перевозки угля и руды, требуются качественные подъездные пути, поддержание которых в рабочем состоянии без грейдирования во многих случаях просто не реально (иначе добывающая компания разорится на замене, применяемых на большегрузах, сверхдорогих шин). Не случайно среди предлагаемых в России автогрейдеров Caterpillar есть модель 24М эксплуатационной массой свыше 65 т. Кроме того наши заказчики все больше обращают внимание на наличие у автогрейдеров полноприводной трансмиссии, на их экономичность, наличие диагностических систем, а также на удобство и функциональность органов управления. И здесь козыри тоже у европейских и американских производителей.

Виктор Алексеев, продакт-менеджер отдела дорожно-строительной техники ООО «НТК форклифт»

Возрастание спроса на автогрейдеры в России напрямую связано с планами государства по капитальному ремонту и строительству дорог. Причем в последние годы наиболее активно растут поставки зарубежной техники: еще в середине 2000-х импорт автогрейдеров был практически неощутим – не более 1%, сейчас же множество европейских и американских машин работают на наших дорогах. Следом за ними на российский рынок начали активно выходить китайские производители автогрейдеров, в том числе компания XGMA, с которой ООО «НТК форклифт» активно сотрудничает с 2011 года. Успех грейдеров этой марки можно объяснить тем, что помимо использования узлов и агрегатов известных мировых брендов, высоких эксплуатационных характеристик и сравнительно доступной цены они одновременно отвечают реалиям российской эксплуатации. Например, среди них есть модели шириной до 2,55 м, что позволяет вписаться в предельные для движения по дорогам общего пользования габариты, а также тяжелые полноприводные модели с высоким усилием на грейдерном отвале, которое значительно больше, чем у заднеприводных аналогов. Российский дебют одного из самых современных полноприводных грейдеров XGMA намечен на 2014 год.

Что касается российских автогрейдеров, то недавно у них появился реальный шанс не только на сохранение, но и на рост объемов производства. Более того, в ближайшей перспективе именно они, скорее всего, станут наиболее экспортоориентированной техникой среди всех прочих выпускаемых в нашей стране машин строительного назначения. Дело в том, что на «Брянском арсенале» в конце прошлого года начато производство сразу нескольких моделей автогрейдеров под брендом Terex с перспективой их поставок не только на внутренний рынок, но и буквально по всему миру. Ведь собственных аналогов в производственной программе у копании Terex попросту нет, зато есть хорошо развитая глобальная дилерская сеть. Впрочем, на данную тему стоит поговорить более обстоятельно, что мы и сделаем на следующих страницах.

 




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки