VECTOR NEXT. Отличительные черты
Новости отрасли
Самое читаемое
Пусть не говорят, что в одну реку нельзя войти дважды. Очень даже можно. И не только дважды – даже трижды! Во всяком случае, у Павловского автобусного завода это неплохо получается. Сперва, в конце 1980-х, в его производственной программе появился ныне заслуженный и все еще пользующийся отменным спросом ПАЗ-3205. Потом, в 2007 году, на рынок вышел ПАЗ-3204 того же класса (после модернизации его стали называть VECTOR). И вот теперь заказчикам предложен VECTOR NEXT, очень близкий «ноль четвертому» по массогабаритным характеристикам. Так что на сегодняшний день в производственной программе павловчан оказались сразу три автобуса одного класса! Впрочем, класс один, а конструкция разная.
Так, ПАЗ-3204, в отличие от ПАЗ-3205, получил вместо несущего рамный кузов, а бензиновый двигатель уступил место дизелю – все, как у более крупных машин! При разработке же VECTOR NEXT решили снова вернуться к раме. Но, зато, его задняя подвеска не рессорная, а пневматическая! Я специально прокатился сначала на «ноль четвертом», а потом – на VECTOR NEXT (спасибо компании «ТЕХИНКОМ» за возможность сравнить обе машины). Действительно, второй из них проходит дорожные стыки и неровности мягче. Кстати, ПАЗ-3204 поначалу тоже комплектовали задней пневмоподвеской, но на низкокачественных отечественных дорогах она дала слабину. Не повторится ли то же самое с подвеской у VECTOR NEXT? По уверениям разработчиков, для новичка спроектировали более совершенную пневматическую подвеску с автоматической регулировкой давления в баллонах, что должно гарантировать ее долговечность.
Раму VECTOR NEXT получил не просто так, а в составе заимствованной у среднетоннажника «Газон NEXT» ходовой части, то есть вместе с передней осью, передней малолистовой подвеской и задним ведущим мостом. Здесь такие же, как на нижегородском грузовике, дизель ЯМЗ-534 мощностью 150 л.с. и «газоновская» 5-ступенчатая механическая коробка передач в усиленном исполнении, рассчитанная на передачу повышенного крутящего момента. Вот она, снижающая издержки унификация! Интересно, что ПАЗ-3204 в базовой версии оснащают дизелем Cummins в паре с коробкой передач ZF. А у VECTOR NEXT – полностью отечественный силовой агрегат, который, по заверениям павловчан, показывает себя ничуть не хуже.
Кстати, вышеупомянутая унификация может сыграть на руку не только VECTOR NEXT, но и «Газон NEXT», для которого теперь ничто не мешает создать модификацию с заимствованной у автобуса пневматической подвеской – такие автомобили используют для перевозки разнообразных хрупких грузов.
Чем еще VECTOR NEXT отличается от «ноль четвертого»? Угол поворота его передних колес больше, а значит, радиус поворота меньше: 6,75 против 9,1 м. Не удивительно, ведь VECTOR NEXT рассчитан прежде всего на городскую эксплуатацию, когда совершить маневр сложнее, а прибегать к нему приходится чаще. Последнее обстоятельство потребовало снизить усилие на руле и повысить остроту управления. Добились этого за счет внедрения интегрального рулевого механизма ZF/Bosch. Эффективность торможения тоже удалось повысить: вместо архаичных барабанных автобус получил дисковые тормозные механизмы в сочетании с АБС, ПБС и системой распределения тормозных усилий EBD.
Если в салоне VECTOR NEXT (у модификации длиной 7,6 м его вместимость составляет 43 – 53 чел.) принципиальные отличия от ПАЗ-3204 обнаружить непросто, то снаружи, на фоне неброской лаконичной внешности «ноль четвертого», новичок просто стиляга! Кстати, это первый серийный «пазик», у которого вместо родной эмблемы на облицовке радиатора появилась эмблема с оленем, ныне единая для всей автотехники «Группы ГАЗ». Интересно, что аббревиатура «ГАЗ» оказалась нанесена на передние блок-фары – я обнаружил ее, когда не получив от сотрудника завода прямого ответа, кто же взялся делать для автобуса столь вычурную светотехнику, попытался выяснить это сам. Сведущие люди, так впрочем и не раскрывшие секрет о происхождении упомянутых фар, заверили, что ГАЗ все же самостоятельно их не выпускает, а свое название ставит на правах разработчика.
Как и в случае с другой автомобильной техникой «Группы ГАЗ», в названии которой появилось слово NEXT, с целью повышения надежности и долговечности конструкции нового автобуса в ее состав включили немало комплектующих от ведущих мировых производителей. Из наиболее важных помимо уже упомянутого рулевого механизма можно назвать сцепление ZF, высококачественные зарубежные подшипники и синхронизаторы в коробке передач, импортные манжеты сразу в нескольких узлах и агрегатах, а также необслуживаемую карданную передачу Spicer, пневмопривод тормозного механизма Wabco и противобуксовочную систему того же производителя, подвеску двигателя Vibracoustic и амортизаторы Tenneco. Как результат – межсервисный интервал доведен до 20 тыс. км, а гарантия составляет 3 года или 150 тыс. км пробега (что наступит раньше).
И в завершение – самый важный вопрос: как обстоит дело со стоимостью новой машины? Понятно, что «ноль пятому», за который просят какие-то полтора миллиона рублей, VECTOR NEXT не соперник – у них разный технический уровень, а потому разные ценовые сегменты. А вот с «ноль четвертым» новичок может потягаться вполне! Потому что большее количество импортных комплектующих у него компенсируется установкой полностью отечественного силового агрегата. Потому-то дилеры и просят за VECTOR NEXT порядка 2,9 – 3,1 млн руб. – фактически столько же, сколько за схожий по габаритам VECTOR, он же ПАЗ-3204. При этом выпуск последнего Павловский автобусный завод сворачивать не собирается: у него близкие с VECTOR NEXT потребительские характеристики и цена, но несколько иное предназначение. Выбор, как всегда, остается за покупателем!
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов