«Автодизель» подключает к газу
Новости отрасли
Самое читаемое
Вроде бы выпуск газовых моторов в Ярославле только стартовал, а среди выстроившихся рядами готовых к отгрузке потребителям дизелей они уже нет-нет да и встречаются: знакомясь с заводом, где выпускают двигатели ЯМЗ-530, я заметил сразу несколько газовых «шестерок» ЯМЗ-536 CNG (эти двигатели развивают 258–312 л.с.), предназначавшихся, судя по сопроводительным документам, для ликинских автобусов и уральских грузовиков. Подобная оперативность неудивительна: спрос на подобные двигатели в нашей стране пока превосходит предложение. Ведь предложение это до последнего времени оставалось сильно ограничено: в России не было действительно современных средних и тяжелых моторов, работающих на компримированном природном газе. То есть на сжатом метане. А теперь есть! И событие это для автопрома столь важное, что нажать кнопку пуска участка газовых двигателей в Ярославль 12 ноября приехал лично Владимир Путин.
Прежде значительную часть отечественной газобаллонной автотехники, причем поставляемой главным образом по госпрограммам, приходилось оснащать импортными силовыми агрегатами. Теперь же их отечественные конкурентоспособные аналоги помимо ЛиАЗов и «Уралов» получат «Газоны» и «пазики»: для них предназначены уже более легкие 4-цилиндровые ЯМЗ-534CNG мощностью 150–170 л.с. А в перспективе в круг потребителей таких двигателей войдут МАЗ и, вполне возможно, КАМАЗ, который уже обозначил свою заинтересованность.
Производство 4-цилиндровых и 6-цилиндровых метановых двигателей организовано на площадях самого современного моторостроительного завода в структуре «Автодизеля» – от основной площадки он находится фактически на другом конце Ярославля. В начале нынешнего десятилетия этот завод специально построили под выпуск новейших дизелей семейства ЯМЗ-530. И вот теперь на их базе спроектированы и запущены в серию модификации, работающие на компримированном природном газе.
Причем газовые двигатели сохранили, с одной стороны, основную компонентную базу своих прародителей, с другой – схожий с ними мощностной диапазон: выходные характеристики при заполнении цилиндров метаном не стали ниже. То есть ярославские газовые моторы можно устанавливать на те же модели автомобильной, автобусной и специальной техники, которые до этого оснащались дизелями семейства ЯМЗ-530.
Значительных отличий в конструкции газовых двигателей не так много. Но, что важно, их унификация с дизелями 530-го семейства коснулась не только блока цилиндров, поршней и коленчатого вала – разработчики сумели разместить свечи зажигания в посадочных местах форсунок, а систему подачи газа в цилиндры – на месте системы распределенного впрыска топлива. Подобные технические решения позволили не вносить сколько-нибудь существенных изменений в головку блока. Столь значительная унификация сделала возможной организацию выпуска газовых моторов из тех же комплектующих и на том же производственном оборудовании, что и дизельных. А также позволила обойтись без значительного удорожания: не случайно ярославский газовый мотор вышел заметно дешевле американских и немецких «одноклассников».
Впрочем, ценовых преимуществ удалось достичь не только унификацией, но и значительной локализацией семейства ЯМЗ-530. Ведь в первое время их выпускали фактически из закупаемых за рубежом базовых компонентов, которые в Ярославле лишь обрабатывали и собирали. Теперь – другое дело. Еще во время адаптации ЯМЗ-534 для «Газона» было принято решение снизить его стоимость на 30%. Как? За счет локализации. И дело пошло! В 2015 году на ГАЗе освоили изготовление отливки блока цилиндров, на КАМАЗе – поковку коленчатого вала, а на ЯЗДА – кулачковый вал. В 2016-м ГАЗ приступил к поставкам «Автодизелю» головки блока цилиндров, ЯЗДА – топливных насосов, костромское ЗАО «КЗА» – поршней. Также российскими предприятиями освоены турбокомпрессор и стартер. В следующем году отечественными станут генераторы, толкатели поршней и шестерни. Естественно, все перечисленные комплектующие в равной степени идут как на дизельные, так и на газовые двигатели 530-го семейства.
Сегодня работающие на метане ярославские моторы соответствуют требованиям экологического стандарта Евро-5. Но уже к 2019 году запланировано создание их версий, удовлетворяющих более строгим нормам Евро-6: это откроет перед автотехникой «Группы ГАЗ» двери ведущих европейских стран. Причем до требований Евро-6 к этому времени будут доведены и дизельные двигатели 530-го семейства.
Что еще изменится в продуктовой линейке «Автодизеля» в ближайшие два-три года? Самая близкая перспектива – наращивание верхней границы мощности с 450 до 530 л.с. у V-образных 8-цилиндровых двигателей: это требование ряда производителей спецтехники. Тем не менее доля V-образных «шестерок» и «восьмерок» в общем количестве производимых в Ярославле моторов в дальнейшем будет только снижаться. Причем уже по итогам 2016-го она окажется меньше половины – впервые за все время существования «Автодизеля». В дальнейшем данный процесс подстегнет начало выпуска в 2018 году наследника ярославских V-образных двигателей. Речь идет о рядном дизеле ЯМЗ-780, диапазон мощности которого составляет от 120 до 550 л.с. Он предназначен для установки на тракторную, сельскохозяйственную и водную технику. А в 2020-м потребителям начнет поступать и автомобильный вариант этого двигателя, получивший обозначение ЯМЗ-770. Его мощностной диапазон – от 370 до 550 л.с. При этом V-образные двигатели, как и лицензионные ЯМЗ-652, в принудительном порядке никто с производства снимать не собирается: пока на них есть спрос, будет и предложение!
Сюда же добавим, что в ближайших планах «Автодизеля» запустить в производство уникальную по меркам нашего автопрома топливную аппаратуру с повышенным давлением впрыска, а также модернизировать линейку выпускаемых коробок передач, снизив их массу, шумность, вибронагруженность и усилия при переключении. Пятиступенчатую ЯМЗ-1205 в улучшенном виде начнут поставлять для МАЗов и «Уралов» уже в следующем году, а девятиступенчатую ЯМЗ-1309 – в 2019-м.
Расширение поставок двигателей семейства ЯМЗ-530 новым потребителям (среднетоннажники «Газон NEXT», павловские и ликинские автобусы, строительная техника «РМ-Терекс» и АМКОДОР, сельхозтехника РОСТСЕЛЬМАШ и ГОМСЕЛЬМАШ) привело к росту спроса на них даже на фоне общего снижения выпуска автотехники в стране. Соответственно, рост производства 530-х моторов дал толчок росту общего выпуска ярославских двигателей: в 2016 году «Автодизель» сделает их в общей сложности 41,9 тыс. против 35,6 тыс. в 2015-м. Свой вклад в успех внесут и газовые моторы: до конца декабря их выпустят в количестве полутысячи. В Ярославле надеются, что рост продолжится и в обозримом будущем: в 2017 году «Автодизель» планирует изготовить 45,9 тыс., а в 2018-м – 59,6 тыс. двигателей. Для этого мощности по выпуску ЯМЗ-530, на некоторых производственных участках сегодня уже загруженные до предела, придется наращивать: через пять лет они должны увеличиться с нынешних 20–25 тыс. до 50 тыс. в год.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов