view counter
Главная страница > История > Studebaker US6. В строю Моторов войны

Studebaker US6. В строю Моторов войны

В Москве все желающие смогли воочию познакомиться с одним из самых знаменитых автомобилей Второй Мировой войны, Studebaker US6.
18.04.2022
2658
SPRINGER - Чусовская рессора
view counter

По субботам выставка «Моторы войны», что находится на территории музея Транспорта Москвы на Рогожском Валу, как правило проводит динамический показ то одного, то другого демонстрируемого в ее рамках экспоната – автомобилей и прочей советской или зарубежной техники военного периода. В этот раз собравшимся любителям автоистории продемонстрировали знаменитый Studebaker US6: машину завели и показали в движении. В выставочной коллекции «Моторов войны» Studebaker US6 представлен в виде гвардейского миномета БМ-13 – реактивной системы залпового огня, также хорошо известной как «Катюша».

БМ-13, Катюша, РСЗО, реактивная установка залпового огня, гвардейский миномет, Студебекер, Моторы Войны, Studebaker US6, СТ-КТ, история техники, история автомобилей, автоистория

То, что на выставке этот «американец» оказался именно в качестве «Катюши», не удивительно: во второй половине Великой Отечественной войны именно автомобили данной марки чаще всего использовались в качестве шасси под советские реактивные установки залпового огня, поскольку справлялись с данной ролью лучше всех остальных как получаемых по ленд-лизу, так и производимых в стране грузовиков. Напомним, что до начала поставок Studebaker US6,  установки БМ-13 монтировали главным образом на трехосный ЗИС-6 или на гусеничный СТЗ-5. Но первый был недостаточно мощным и проходимым, а вторых выпускали мало, да и скорость СТЗ-5 была не велика.

БМ-13, Катюша, РСЗО, реактивная установка залпового огня, гвардейский миномет, Студебекер, Моторы Войны, Studebaker US6, СТ-КТ, история техники, история автомобилей, автоистория

Studebaker US6, в отличие от того же ЗИС-6, был мощнее (95 л.с. против 73 л.с.), а главное, обладал полноприводной трансмиссией с понижающим рядом передач. Передний мост подключался к ней с помощью расположенного в кабине рычага, а расположенный рядом второй небольшой рычаг отвечал за переключение ступеней в раздаточной коробке. То есть Studebaker US6 – настоящий автомобиль повышенной проходимости, не пасующий в сложных дорожных условиях, что считалось крайне важным преимуществом для реактивной артиллерии, вынужденной идти сразу за наступающими войсками, поддерживая их огнем, и стремительно менять позицию после каждого залпа.

БМ-13, Катюша, РСЗО, реактивная установка залпового огня, гвардейский миномет, Студебекер, Моторы Войны, Studebaker US6, СТ-КТ, история техники, история автомобилей, автоистория

В двухместной кабине Studebaker US6 нет раздельных сидений для водителя и пассажира – вместо них установлен традиционный для американского автопрома тех лет общий «диван». Небольшая приборная панель расположена по центру торпедо. Ветровое стекло плоское, состоящее из двух половин, которые в жаркую погоду можно было откинуть кверху и зафиксировать в открытом положении. В боковые окна встроены поворотные форточки, а их основные стекла сделаны опускающимися. Сзади и сверху кабина прикрыта дополнительными стальными листами, а ветровое стекло можно прикрыть опускающимися бронещитками толщиной 3 мм. От пуль и осколков также защищен бензобак.

БМ-13, Катюша, РСЗО, реактивная установка залпового огня, гвардейский миномет, Студебекер, Моторы Войны, Studebaker US6, СТ-КТ, история техники, история автомобилей, автоистория

На ниже приведенной фотографии хорошо виден механизм наведения направляющих с ракетами на цель: вращением правой рукоятки они перемещались в горизонтальном направлении, вращением левой ручки – в вертикальном. На каждом из восьми рельсовых направляющих размещались по два реактивных снаряда калибром 132 мм: один сверху, другой снизу. Все 16 снарядов выстреливались всего за 7 – 10 секунд, окутывая установку густыми клубами дыма и пыли, заметными на большом расстоянии. Но контрбатарейная борьба с «Катюшами» для противника все равно была крайне сложной задачей: после залпа БМ-13 фактически моментально покидали позицию, и к началу ответного обстрела были уже далеко.  

БМ-13, Катюша, РСЗО, реактивная установка залпового огня, гвардейский миномет, Студебекер, Моторы Войны, Studebaker US6, СТ-КТ, история техники, история автомобилей, автоистория

У показанного на выставке экземпляра БМ-13 сразу за кабиной размещены инструментальный ящик и одно запасное колесно – в таком виде, по словам сотрудников выставки «Моторы войны», эти гвардейские минометы приходили с заводов на фронт. Но сразу ставал вопрос: если водитель и командир расчета размещались внутри кабины, то куда посадить наводчика и двух – трех заряжающих? Поэтому уже в частях для них кустарным образом изготавливали разнообразные сиденья, которые размещали за кабиной или продольно, или поперечно. Делали даже дополнительные сиденья на задних крыльях – на фотографиях БМ-13 военной поры можно увидеть самые разные варианты рассадки расчета.

БМ-13, Катюша, РСЗО, реактивная установка залпового огня, гвардейский миномет, Студебекер, Моторы Войны, Studebaker US6, СТ-КТ, история техники, история автомобилей, автоистория

Конечно же, поступающие в Советский Союз американские Studebaker US6 шли не только под монтаж «Катюш»: в ряде источников указывается, что данном образом были использованы порядка 1,85 тыс. этих автомобилей. А всего в страну за время войны их было поставлено 114, 5 тыс.: в 1942 году – 3,8 тыс., в 1943 году – 34,8 тыс., в 1944 году – 56,7 тыс. и в 1945 году – 19,2 тыс. Значительная часть Studebaker US6 применялась в качестве артиллерийских тягачей. Большинство поступивших в страну этих автомобилей были полноприводными, но какое-то их количество поставили с колесной формулой 6х4, а еще 2 тыс. – в варианте седельного тягача. Остается добавить, что Studebaker US6 стал самым массовым автомобилем Лэнд Лиза. Для сравнения, вторым по численности (61 тыс.) из поставленных в Советский Союз зарубежных машин стал Ford G8T.

Константин Закурдаев

БМ-13, Катюша, РСЗО, реактивная установка залпового огня, гвардейский миномет, Студебекер, Моторы Войны, Studebaker US6, СТ-КТ, история техники, история автомобилей, автоистория




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки