STELLANTIS в России. Итоги 2021, планы 2022
Новости отрасли
Самое читаемое
Концерн STELLANTIS, объединивший под своим крылом такие известные в мире бренды, как Citroen, Jeep, Opel, Peugeot и специализирующийся на коммерческих малотоннажниках FIAT Professional, – один из наиболее развивающихся производителей автомобилей на рынке нашей страны, и особенно – в сегменте малотоннажного коммерческого транспорта. Этот сегмент для нас как раз и интересен: какие достижения STELLANTIS продемонстрировал в нем по итогам 2021 года и каковы его планы на 2022 год?
Для начала – немного статистики. В минувшем году продажи автомобилей Peugeot в России выросли на 93%, Citroen – на 30%, вышедших на наш рынок в 2020 году Opel – на 253%, а Jeep – на 2%. FIAT Professional, ограниченный поставками с европейских заводов и сокративший линейку с трех до двух моделей, остался на прежнем уровне. Под первым из брендов российским заказчикам реализовано в общей сложности 8727 автомобилей, под вторым – 4897, под третьим – 2053, под четвертым – 1652, под пятым – 1101. Таким образом, в общей сложности на нашем рынке STELLANTIS продал чуть менее 18,5 тыс. машин с совокупным ростом 65%. Но это, понятно, малотоннажники вместе с кроссоверами, которые есть в российских линейках Peugeot, Citroen и Opel, не говоря о Jeep.
Если же говорить только о результатах продаж коммерческих версий, то есть каблучков, фургонов, комби и микроавтобусов, то, согласно суммированию данных аналитического агентства «АВТОСТАТ», получается в общей сложности 7650 машин под четырьмя марками. Очень неплохой результат, из иностранных брендов уступающий разве что результату Ford Transit, выпускаемого в «Алабуге» СП «Форд Соллерс». Причем значительная часть из вышеперечисленных малотоннажников STELLANTIS изготовлена в России, на калужском заводе «ПСМА Рус».
Напомним, что в 2018 году под Калугой стартовало производство легких коммерческих автомобилей на платформе К0. Это унифицированные цельнометаллические фургоны Citroen Jumpy и Peugeot Expert, их пассажирские версии Peugeot Traveller и Citroen SpaceTourer, а также присоединившиеся к ним в середине 2020 года грузовой Opel Vivaro и пассажирский Opel Zafira. В 2021 году в развитии калужского производства STELLANTIS сделан новый важный шаг: началось изготовление еще одного малотоннажного семейства, уже на более легкой платформе В9. Речь идет о грузовых и пассажирских каблучках Citroen Berlingo, Opel Combo и Peugeot Partner. Во многом благодаря им объем производства автомобилей брендов Peugeot, Citroen и Opel на заводе «ПСМА Рус» в прошлом году вырос в два раза.
Кроме того, рост производства стимулировало появление в линейке новых специализированных модификаций, включая уникальный, предназначенный для людей с ограниченными возможностями автомобиль с салоном-трансформером, автомобиль скорой медицинской помощи и автогидроподъемник. Поэтапно углубляется локализация: в одном из цехов налажена сборка 4-цилиндровых турбодизелей DV6 рабочим объемом 1,6 л и мощностью от 74 до 125 л.с., которые ставят под капоты выпускаемых в Калуге малотоннажников. Мощность линии – 70 тыс. двигателей в год. Развитие производства сделало необходимостью расширить штат российских сотрудников STELLANTIS на 700 человек в 2021 году и позволит принять на работу еще около 1000 человек в этом году.
Сборка упомянутых двигателей – только начало становления моторного производства на заводе в Калуге: в 2022-м стартует по сути полноценное изготовление этих дизелей с механической обработкой блоков цилиндров, алюминиевые отливки для которых будет поставлять одно из нижегородских предприятий. Позже планируется локализовать головку блока, коленвал, поршни, подшипники и еще ряд компонентов. А еще к концу нынешнего года в другом заводском цехе будет освоена сборка агрегатируемых с упомянутым двигателем 5-ступенчатых механических коробок передач с перспективой локализации алюминиевых компонентов. Мощность производства составит 60 тыс. таких КПП в год. Причем упомянутые и двигатели, и коробки передач ставят на автомобили, выпускаемые не только «ПСМА Рус», но заводами STELLANTIS в других странах. Поэтому в будущем на экспорт уйдет примерно 80% из всего их изготавливаемого объема. Более того, с февраля 2022 года начнутся экспортные поставки выпускаемых в Калуге малотоннажников.
Первыми за рубеж, в том числе в Западную Европу, пойдут Citroen Jumpy, Opel Vivaro и Peugeot Expert. Позже к ним присоединится и соплатформенный Fiat Scudo, российское производство которого только планируется развернуть к концу текущего года. Всего «ПСМА Рус» нацелено на ежегодный экспорт порядка 30 тыс. коммерческих автомобилей. Чтобы повысить эффективность операций по их зарубежным отгрузкам, а также зарубежным отгрузкам двигателей и коробок передач, на территории завода в ближайшее время заработает крупный экспортный хаб. Поставки на международный рынок дадут мощный толчок развитию калужского завода. Например, в 2022 году выпуск автомобилей на нем намечено нарастить двукратно.
Впрочем, развивать производство в Калуге планируется не только за счет экспортных поставок. Свою весомую лепту внесет и дальнейшее расширение линейки модификаций выпускаемых на «ПСМА Рус» машин: в этом году на российский рынок выйдут специальные версии Citroen Berlingo и Peugeot Partner, премиум-версия Peugeot Traveller и VIP-версия Opel Zafira. Кроме того, привлекательность ряда уже выпускаемых моделей повысят за счет включения в число их опций сдвижной левой двери, электрообогрева ветрового стекла и отделки панелями грузового отсека. Но более важно, что STELLANTIS активно развивает в нашей стране дилерско-сервисное направление.
В 2021 году количество российских дилеров у входящих в STELLANTIS марок продолжило неуклонно расти. В общей сложности введены в работу 33 новых дилерских центра: шесть у Citroen, три у Fiat Professional, пять у Jeep, восемь у Opel и 11 у Peugeot. Как отметили представители компании, результат мог быль и более высоким, но развитие дилерской сети сдерживается лимитом на поставки наиболее популярных моделей. Стоит отметить, что из 11 новых дилеров Peugeot семь открыты в формате Peugeot Professional. Это специальный формат для продвижения коммерческих автомобилей, включающий, образно говоря, небольшую площадку под навесом, опять же небольшой шоурум на одну-две машины и хорошо оборудованную переговорную. Торговать малотоннажниками в таком формате можно весьма эффективно и со сравнительно небольшими вложениями.
Но STELLANTIS, справедливо желая повысить отдачу от сервисного обслуживания, идет по пути развития не только фирменных дилерско-сервисных центров. Параллельно развивается и еще одно направление. Речь идет о принадлежащей этому автомобильному холдингу мультибрендовой сети независимых сервисных станций EUROREPAR. Казалось бы, для чего такое дублирование? Дело в том, что, согласно информации маркетологов, доля официальных дилеров в сервисных услугах продолжает неумолимо сокращаться (с 20% в 2013 году до 10% в 2020-м), как продолжает сокращаться и доля используемых оригинальных запчастей (с 45% в 2013 году до 25% в 2020-м): люди все меньше хотят переплачивать за бренд. Вряд ли эту тенденцию можно побороть традиционными методами. А раз ее нельзя побороть, то нужно возглавить! Что STELLANTIS и сделал, создав собственную сервисную сеть EUROREPAR, которая обслуживает автомобили всех известных марок, предлагая им 42 продуктовые линии мультибрендовых запасных частей, обещающих покупателю экономию в среднем 20%.
На сегодня эта сеть включает более 5,7 тыс. сервисных станций во всем мире, в том числе 273 в России. Причем в нашей стране по их количеству EUROREPAR стал мультибрендовой сервисной сетью номер один. И не забудем добавить сюда же оперативную доставку запасных частей DISTRIGO для всех типов клиентов, то есть не только для своих, но и для всех без исключения сервисных центров. Создание полного покрытия этой сетью завершится в 2023 году, а к 2030 году срок доставки в один день должен стать стандартом на всей территории России. Естественно, сеть EUROREPAR тоже не будет стоять на месте: в 2022 году количество ее станций в стране вырастет как минимум до 350, а количество городов присутствия – со 106 как минимум до 147. Если заглянуть на несколько более отдаленную перспективу, то к 2030 году российская сеть EUROREPAR будет насчитывать уже более 1000 станций, расположенных более чем в 300 городах.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов