Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Производство > Соллерс в Алабуге: русификация Атлантов

Соллерс в Алабуге: русификация Атлантов

Место «Транзита» занял «Атлант»! Как сегодня организовано его производство и каковы планы «Соллерса» в отношении новых малотоннажников?
28.08.2023
1444
view counter

Что было?

Алабужская история «Соллерса» началась с сотрудничества с компанией FIAT. В 2008 году совместными усилиями партнёров в Татарстане, недалеко от старинного города Елабуга, на территории особой экономической зоны Алабуга был развёрнут выпуск малотоннажников FIAT Ducato. Но партнёрство с итальянцами продлилась недолго: в 2012 году на том же заводе вместо FIAT Ducato уже выпускали Ford Transit. В 2014-м, с освоением сварки, грунтовки, окраски кузовов и комплектации их интерьером, сборка превратилась в полноценное производство. Штамповку ряда основных кузовных деталей Ford Transit взяло на себя предприятие, построенное в той же особой экономической зоне компанией «Джошкуноз Алабуга» – «дочкой» турецкого промышленного холдинга Coskunoz. Примерно в тогда же на конвейер завода в Алабуге встал Ford Transit следующего, восьмого поколения. В 2015 году, то есть в первый полный год реального российского производства, в реализации этих малотоннажников на нашем рынке произошли значительные подвижки: годовые продажи выросли на 62% и составили 5,2 тыс. машин. И это было только начало! По итогам 2021 года удалось достигнуть впечатляющий результат примерно в 21 тыс. автомобилей. Получается, выпуск Ford Transit в России за шесть лет вырос в четыре раза!

Соллерс, Соллерс Атлант, Соллерс Алабуга, Sollers, Sollers Atlant, Sollers Alabuga, малотоннажник, производство автомобилей, Ford Transit, Форд Транзит, производство Соллерс, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Причем он увеличивался даже в 2019 и 2020 годах, осложнённых не только обрушившейся на мир пандемией, но и трансформацией компании «Форд Соллерс» в «Соллерс Форд», что было связано со сворачиванием бизнеса Ford Motors в нашей стране. Правда, сворачивание тогда оказалось не полным: мало того, что Ford Transit остался в России, так ещё и дела с его выпуском уверенно пошли в гору. Но, тоже до поры – до времени, а именно, до начала военных действий в феврале 2022 года, после чего Ford Motors решил распрощаться с Россией уже окончательно. В «Соллерсе» теперь с улыбкой вспоминают, как 23 февраля 2022 года обсуждали с фордовцами планы на следующие пять лет, а уже 25 февраля решали, кто станет новым производственным партнёром. Именно тогда и было решено, что никакой зависимости от этих самых партнёров, кем бы и откуда они ни были, больше не будет, а будет собственная автомобильная марка – «Соллерс». И наметили для этой марки шаги на пути в светлое будущее. Но о будущем мы поговорим несколько погодя, а пока речь пойдёт о настоящем: 24 августа «Соллерс» пригласил журналистов в Алабугу для знакомства со сборочным заводом, который выпускает заменившие Ford Transit малотоннажники «Соллерс Атлант».  

Соллерс, Соллерс Атлант, Соллерс Алабуга, Sollers, Sollers Atlant, Sollers Alabuga, малотоннажник, производство автомобилей, Ford Transit, Форд Транзит, производство Соллерс, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Что стало?

Как говорится, за одного битого двух не битых дают. Вот и «Соллерс» на замену снятому с производства Ford Transit организовал выпуск сразу двух моделей малотоннажников, причём, как уже говорилось, под собственной маркой. Тот, что поменьше, рамный бескапотный «Арго» полной массой 2,5 – 3,5 тонны, после изготовления в Алабуге первых серий методом крупноузловой сборки, теперь передан в Ульяновск. Там сварку и окраску его кабины, а также финальную сборку организуют на новой производственной площадке, в технопарке на территории Ульяновского автозавода – старт производства намечен на сентябрь. А вот полукапотный «Атлант» полной массой 2,5 – 4,2 тонны, то есть фактически прямой наследник Ford Transit, продолжает обживаться в особой экономической зоне Алабуга. Его делают в том же производственном корпусе, что и предшественника, выполняя фактически аналогичный набор сварочных, окрасочных и сборочных операций. А в соседнем корпусе продолжают изготавливать сэндвич-панели и собирать из них предназначенные для этого и других малотоннажников промтоварные и изотермические кузова.

Соллерс, Соллерс Атлант, Соллерс Алабуга, Sollers, Sollers Atlant, Sollers Alabuga, малотоннажник, производство автомобилей, Ford Transit, Форд Транзит, производство Соллерс, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Но в производстве «Атлантов» уже появились свои нюансы. Например, их антикоррозионная обработка – более серьёзная и тщательная. Так, в качестве антикора используется восковое покрытие: проникающую во внутренние и скрытые полости противокоррозионную мастику наносят на днище «Атлантов», включая пороги – такого не практикуется у ставшего для них прообразом JAC Sunray, как не практиковалось у прежде выпускаемых в Алабуге Ford Transit. Вообще, по мнению специалистов «Соллерс», антикоррозионная обработка и окраска «Атлантов» более качественные и долговечные, а также лучше отвечающие нашим климатическим условиям, чем у тех же JAC Sunray.

Соллерс, Соллерс Атлант, Соллерс Алабуга, Sollers, Sollers Atlant, Sollers Alabuga, малотоннажник, производство автомобилей, Ford Transit, Форд Транзит, производство Соллерс, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Производственная площадка, на который производят «Атланты», выполнена по всем современным европейским канонам. В цехах всё аккуратно, безопасно, а главное – чисто. Прежде всего, здесь чистый, то есть нормальный воздух без букета тяжёлых технических запахов, которые знакомы всякому, кто бывал на старых промышленных предприятиях. Полы в некоторых местах начищены буквально до зеркального блеска. Вдоль конвейерной линии аккуратно разложены комплектующие и инструмент. На полу – разноцветная разметка. Между сборочными постами снуют роботизированные транспортные тележки. Работа сборщиков – без спешки и суеты: темп движения конвейера пока небольшой, поскольку автомобили производятся исключительно в соответствии с потребности рынка, который сейчас прибывает далеко в не лучшем состоянии. То есть на склад здесь не работают, а работают исключительно по дилерским заявкам. Все машины, выстроившиеся на стоянке готовой продукции – это заказанные машины, которые дилеры рассчитывают реализовать в месячный срок.  За решётчатыми заграждениями трудятся сварочные роботы. Их использование – самая лучшая гарантия качественной сварки кузовов. Важно, что всё производство, включая роботизированные комплексы и конвейерное оборудование, изначально спроектировано максимально гибким, рассчитанным на выпуск разных моделей автомобилей. Именно поэтому переход от «Транзитов» к «Атлантам» удалось осуществить в максимально короткий срок!

Соллерс, Соллерс Атлант, Соллерс Алабуга, Sollers, Sollers Atlant, Sollers Alabuga, малотоннажник, производство автомобилей, Ford Transit, Форд Транзит, производство Соллерс, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Качество выпускаемых заводом малотоннажников держится на двух китах. Во-первых, это опытный квалифицированный персонал – многие из производственных работников трудятся на предприятии более десятка лет. Во-вторых – тщательный контроль выпускаемой продукции, включая выборочный. В отдельном лабораторном помещении самым доскональным образом измеряют геометрию сваренного кузова – этим занят специальный автоматический измерительный комплекс. А в ещё одном помещении кузова «Атлантов» проверяют на герметичность: создают внутри вакуум, а потом  стараются обнаружить места утечек воздуха. Подобная проверка важна не только с точки зрения защиты салона от попадания снаружи загрязнённого воздуха и снижения энергозатрат на работу климатической системы, но и с точки зрения улучшения шумоизоляции. В общем, между герметичностью кузова и комфортом – прямая зависимость.

Соллерс, Соллерс Атлант, Соллерс Алабуга, Sollers, Sollers Atlant, Sollers Alabuga, малотоннажник, производство автомобилей, Ford Transit, Форд Транзит, производство Соллерс, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Ещё один тест, уже не выборочный – его проходят все сходящие с конвейера автомобили: их прогоняют по расположенной рядом с производственным корпусом небольшой трассе, на которой имитированы разные типы дорожных неровностей. Если при этом что-то скрипит, свистит или шипит, то есть, если возникают хоть малейшие подозрения на некачественную сборку – такую машину ждёт дополнительная проверка на вибростенде, где возможен уже инструментальный замер определяющих качество показателей.

Производственная мощность, на которую рассчитан собирающий «Атланты» завод, составляет 85 тысяч автомобилей в год. И это при односменной работе. При этом, в планах на текущий год значится сделать около 10 тысяч автомобилей. На фоне упомянутых возможностей предприятия – не так уж и много. Но потенциал для роста есть.

Соллерс, Соллерс Атлант, Соллерс Алабуга, Sollers, Sollers Atlant, Sollers Alabuga, малотоннажник, производство автомобилей, Ford Transit, Форд Транзит, производство Соллерс, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Что будет?

Производство «Атлантов» в Алабуге началось в прошлом декабре с цельнометаллических фургонов с тремя разными колёсными базами и с одной-единственной 15-местной версии микроавтобуса. Фургоны зашли в рынок удачно: сегодня они занимают четверть своего сегмента, уступая только «Газели NEXT». А вот микроавтобусу, пока довольствующемуся всего 8% своего сегмента, есть куда расти. Правда, для этого нужны его новые версии с самым разным количеством мест. Поэтому одна из перспективных модификаций, которые запланированы к постановке на производство в самое ближайшее время – 8-местный микроавтобус на базе короткобазного цельнометаллического фургона. Он будет доступен к заказу с начала следующего года. Такой микроавтобус должен заинтересовать не только корпоративных, но и индивидуальных заказчиков, то есть сыграть роль семейного минивэна.

Соллерс, Соллерс Атлант, Соллерс Алабуга, Sollers, Sollers Atlant, Sollers Alabuga, малотоннажник, производство автомобилей, Ford Transit, Форд Транзит, производство Соллерс, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Ещё более высокий потенциал видится у «Атлантов» в качестве шасси. Ведь в России, в отличие от западных стран, именно на них, а не на цельнометаллические фургоны, приходится наибольшая доля на рынке малотоннажников. До последнего времени в этом сегменте под флагом «Соллерса» в одиночку бился «Арго», сумев занять лишь весьма скромную рыночную долю в 3%. А «Атланты » в виде рамных шасси «Соллерс» начал делать совсем недавно, с июля, предложив заказчикам варианты полной массой 3,5 и 4,2 тонны, и те же, что и у цельнометаллических фургонов, варианты колёсной базы. Так вот, сегодня спрос на них превышает предложение! Так что «Газелей», на все три поколения которых приходится более 80% сегмента малотоннажных шасси, «Атлантам» получится подвинуть и здесь.

Соллерс, Соллерс Атлант, Соллерс Алабуга, Sollers, Sollers Atlant, Sollers Alabuga, малотоннажник, производство автомобилей, Ford Transit, Форд Транзит, производство Соллерс, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Плюс появившаяся в июне рефрижераторная, а в июле – грузопассажирская версия цельнометаллического фургона, плюс разрабатываемые сейчас полноприводные модификации «Атлантов»… А в линейке «Арго» в следующем году появятся модификации с увеличенной на 36 см колёсной базой, с удлинённой двухрядной кабиной и с бензиновым двигателем рабочим объёмом 2 л и мощностью 147 л.с. Так что есть основания для уверенности, что в 2024 году «Соллерс» сможет существенно нарастить как рыночную долю «Арго» и «Атлантов», так и их выпуск в количественном выражении. И что этот рост будет достаточным, чтобы появились экономические стимулы к углублению локализации производства. Впрочем, планы дальнейшей локализации обоих малотоннажников у руководства «Соллерса» уже есть.

Соллерс, Соллерс Атлант, Соллерс Алабуга, Sollers, Sollers Atlant, Sollers Alabuga, малотоннажник, производство автомобилей, Ford Transit, Форд Транзит, производство Соллерс, СТ-КТ, Константин Закурдаев

В Алабуге, буквально бок о бок с корпусом, где производят «Атланты», есть ещё один. Это высокоавтоматизированный моторный завод, в котором с 2015 года выпускали бензиновые двигатели Sigma для собираемых в России легковушек Ford Focus, Ford Fiesta и Ford EcoSport. А после прекращения их выпуска, с 2022 года там начались работы по развёртыванию производства дизелей для малотоннажников Ford Transit. Теперь же на этом заводе локализуют 2,7-литрвовые 150-сильные дизели для «Соллерс Атлант». В настоящее время уже ведётся их тестовая сборка из китайских комплектующих, но уже скоро заработает механообработка, и завод снова приступит к полноценному выпуску продукции. Так что «Атлант» обзаведётся своим, то есть российским двигателем. Точнее – российским силовым агрегатом: мощности по производству механической 6-ступенчатой коробкой передач в количестве 50 тысяч в год будут введены в работу на Заволжском моторном заводе во втором квартале следующего года. Причем там организуют не только сборку этих коробок, но также литьё и мехобработку их картеров. В дальнейшем планируется начать выпуск и других важных компонентов.

Соллерс, Соллерс Атлант, Соллерс Алабуга, Sollers, Sollers Atlant, Sollers Alabuga, малотоннажник, производство автомобилей, Ford Transit, Форд Транзит, производство Соллерс, СТ-КТ, Константин Закурдаев

А вот второй предназначенный для «Атлантов» 1,9-литровый турбодизель мощностью 139 л.с. локализовывать не будут – не те объёмы. Дело в том, что этим двигателем комплектуют только короткобазные версии данной модели малотоннажника, доля которых в общем объёме продаж невелика – порядка 10 - 15 процентов. А на оснащение «Арго» идёт другой дизель – 2-литровый, мощностью 130 л.с. Вот его тоже освоят в России. Что вряд ли бы случилось, если им планировали комплектовать только «Арго» – в компании рассчитывают, что этот дизель найдёт место в моторных отсеках как упомянутых короткобазных «Атлантов», так и различных моделей Ульяновского автозавода.

Соллерс, Соллерс Атлант, Соллерс Алабуга, Sollers, Sollers Atlant, Sollers Alabuga, малотоннажник, производство автомобилей, Ford Transit, Форд Транзит, производство Соллерс, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Несколько удивило, что «Соллерс» не планирует наращивать полную массу «Атлантов», что, в принципе, позволяет сделать и двигатель, и коробка передач. Ведь у покинувших страну европейских производителей подобные малотоннажники предлагались и в 6-тонных и, даже, в 7-тонных вариантах, которые были востребованы! Не планирует компания и создавать собственное производство мостов для «Арго» и «Атлантов» даже несмотря на возможную синергию по этим агрегатам с УАЗом. Зато собирается локализовать кузовную штамповку. Но постепенно и не всю: первые результаты этого процесса мы увидим во втором квартале следующего года. И ещё во время посещения завода я впервые услышал, что «Соллерс» вынашивает планы вывести на рынок под собственным брендом более тяжёлые, чем «Атлант», грузовые автомобили под другими названиями. Так что новинки будут!

Константин Закурдаев

Соллерс, Соллерс Атлант, Соллерс Алабуга, Sollers, Sollers Atlant, Sollers Alabuga, малотоннажник, производство автомобилей, Ford Transit, Форд Транзит, производство Соллерс, СТ-КТ, Константин Закурдаев




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки