view counter
Главная страница > Репортаж > Смоленский завод КДМ. Работа, планы и рыночная ситуация

Смоленский завод КДМ. Работа, планы и рыночная ситуация

Каких результатов достиг Смоленский завод КДМ, как он работает и как меняется вследствие изменений на рынке выпускаемой им техники?
09.12.2022
3018

КДМ, Смоленский завод КДМ, производство КДМ, производство мусоровозов, Ольга Соловьёва, дорожно-уборочная машина, уборка дорог, вывоз мусора, СТ-КТКаким образом и исходя из каких факторов складывается ситуация на российском рынке коммунальной и дорожной техники, какие её модели востребованы сегодня и будут востребованы завтра, как меняются требования заказчиков и как в соответствии с этими изменениями будут развиваться Смоленский завод КДМ  и выпускаемая им техника? На эти и другие вопросы мы попросили ответить генерального директора Смоленского завода КДМ Ольгу Соловьёву.

– Какие позиции завод занимает сегодня на российском рынке комбинированных дорожных машин (КДМ), сколько выпускает их в год, в каком направлении развивается?

– Смоленский завод КДМ выпускает коммунальную и дорожную технику для внутреннего рынка и входит в ТОП-3 её ведущих российских производителей полного цикла. После проведения очередного этапа модернизации в 2020 - 2021 годах мощности предприятия позволяют изготавливать до 1000 машин в год. В 2021 году было выпущено 813 единиц спецтехники. 

Завод производит КДМ в различных вариациях с 1960 года. Последние пять лет мы выпускаем новые модели комбинированных дорожных машин на базе шасси и самосвалов широкого спектра марок: МАЗ, КАМАЗ, ISUZU, Scania, Mercedes-Benz, Shacman и JAC. За это время на рынок было выведено 17 новых моделей КДМ.

В 2020 году Смоленский завод КДМ освоил новое направление: производство мусоровозов с задней загрузкой под брендом СМ – «Смоленский Мусоровоз». Сегодня их модельный ряд включает четыре автомобиля с кузовом вместимостью от 8 до 24 м3: СМ8, СМ16, СМ18, СМ22. Машины представлены в 10 модификациях и базируются на трёх шасси: КАМАЗ, МАЗ или JAC.

 

Есть ли в производственной программе завода уникальная продукция? Какие модели и разработки позволяют предприятию занимать одну из ведущих позиции на российском рынке КДМ?

– Отечественный рынок КДМ высококонкурентный, заказчики предъявляют к современному коммунальному оборудованию серьезные требования. Однако у нас есть конкурентные преимущества, которые позволяют нам выделяться в ряду основных производителей. 

Прежде всего это выпуск нового навесного оборудования, повышающего качество и скорость уборки улиц. Здесь главную роль играют ширина обрабатываемой полосы, объемы кузова для пескосоляной смеси, а также специальное оборудование для экологичного распределения химических реагентов и обслуживания больших площадей дорожных покрытий. Например, наши новые скоростные композитные отвалы СПО300К, с которыми спецтехника способна работать на скорости до 60 км/ч, можно назвать одним из самых востребованных продуктов на рынке. Не стоит забывать о том, что большой выбор навесного оборудования расширяет функционал машины и даёт возможность использовать её и в летний, и в зимний периоды. 

Среди наших разработок, не имеющих аналогов в России, можно выделить систему управления навесками с наличием двух пультов для регулирования работы переднего, межбазового и бокового навесного оборудования. Щетка и отвал могут использоваться одновременно, что повышает скорость выполнения операций, удобство управления машиной и, соответственно, эффективность ее эксплуатации.

 

– Два года назад завод начал выпуск мусоровозов. Почему было решено взяться за это направление, на котором действует очень много как российских, так и зарубежных конкурентов?

– Перед заводом стояли задачи по расширению производства. Соответственно,  возникла необходимость освоения новых типов продукции, и выбор был сделан в пользу мусоровозов. Можно назвать несколько причин такого решения. 

Прежде всего, конструкторские особенности производства мусоровозов и КДМ близки. Поэтому не потребовалось кардинальное переоборудование производства, оно было просто адаптировано под выпуск нового типа машин.

Второй показатель, на который мы ориентировались – ёмкость рынка мусоровозной техники, составляющая примерно 1500 – 2000 единиц в год. Порядка 25% рынка занимали зарубежные производители мусоровозов с задней загрузкой. Благодаря конкурентным преимуществам нашего оборудования – качественным импортным комплектующим и более низкой стоимости по сравнению с европейскими аналогами – мы смогли занять свою нишу.

Кроме того, в 2019 году активно обсуждались запуск национального проекта «Экология», а также «мусорная реформа». Это стало показателем того, что у государства возникла потребность в изменении системы сбора и вывоза твердых бытовых отходов, что, в свою очередь, обеспечивало повышение спроса на мусоровозы с задней загрузкой в период реализации нацпроекта и в последующие годы. В то время у нас большой популярностью пользовались европейские модели подобной техники. Их особенности легли в основу конструкторских разработок смоленского мусоровоза, созданного с учетом специфики российского рынка. 

КДМ, Смоленский завод КДМ, производство КДМ, производство мусоровозов, Ольга Соловьёва, дорожно-уборочная машина, уборка дорог, вывоз мусора, СТ-КТ

– Какую нишу на рынке мусоровозов и какую его долю завод планирует занять, на какую технику делается ставка?

– На данный момент самый популярный в нашем модельном ряду – универсальный среднетоннажный мусоровоз с задней загрузкой СМ16. Его основные отличия: высокий коэффициент прессования 1:7, удобная система управления пультами, наличие портального подъемника с камерами заднего вида и загрузочное устройство, усиленное благодаря использованию стали Hardox 450. Мусоровоз может быть установлен на шасси КАМАЗ, МАЗ или JAC. Это комфортная спецмашина для эксплуатации на улицах как больших, так и малых городов. Кроме того, в числе его важных преимуществ – срок гарантии на наши мусоровозы, составляющий 24 месяца. Это на год дольше, чем у предложенных на рынке аналогов.

Сегодня мы понимаем, что в условиях нехватки комплектующих для зарубежной техники спрос на отечественное оборудование будет расти. Согласно данным ППК «Российский экологический оператор», после введения санкций в течение ближайших четырёх лет в России придётся вывести из эксплуатации более 3800 иностранных мусоровозов – примерно 25% от общего их количества. На таком фоне мы ставим себе задачу занять 10-15% доли этого рынка к 2026 году.  

 

– Изменились ли предпочтения заказчиков в выборе моделей, типов или спецификаций КДМ за последние несколько лет, с чем это связано, отразилась ли на этих предпочтениях так называемая «мусорная реформа» или какие-то другие факторы?

– За последние 10 лет изменились и предпочтения заказчиков, и государственная экологическая политика, что связано в том числе с внедрением национального проекта «Экология». Кроме того, увеличилось финансирование коммунальной отрасли, повысились требования к качеству и уборке дорожных покрытий, а соответственно, и к производителям спецтехники. Региональные власти стали намного серьезнее относиться к содержанию дорог и улиц, и для удовлетворения их запросов необходима более удобная в  эксплуатации многофункциональная техника с продолжительным сроком службы. 

Возросли требования и к навесному оборудованию. Для повышения срока его службы мы стали использовать в производстве композитные материалы. Если раньше мы создавали скоростные отвалы, которые могли работать на максимальной скорости в 30 км/ч, то сейчас она увеличена до 60 км/ч. 

 

– Как изменилась ситуация на российском рынке КДМ и мусоровозов после февраля в связи с изменением экономической ситуации в стране и, в частности, с уходом ряда ведущих западных конкурентов? Насколько этот уход ощутим?

– Весной этого года большинство иностранных компаний, выпускающих автомобили и спецтехнику, приостановили поставки продукции в Россию и локальное производство. В результате у заказчиков, которые эксплуатировали европейский транспорт, возникли проблемы с комплектующими и сервисным обслуживанием. В связи с этим коммунальщики столкнулись с необходимостью закупки новых аналогичных спецмашин на шасси российских, китайских и белорусских производителей. Например, доля КДМ на базе иностранных шасси и самосвалов в общем объёме такой техники, эксплуатируемой в России, составляет примерно 10%, и если экономическая и геополитическая ситуация не изменится, в ближайшие три-четыре года их заменят машины на базе шасси и самосвалов КАМАЗ, МАЗ и китайских марок. 

Что касается Смоленского завода КДМ, то до весны 2022 года 70% всех выпускаемых нами коммунальных дорожных машин составляла техника на базовых автомобилях КАМАЗ, 20% – МАЗ и 10% – импортных самосвалов. Сегодня мы заменили европейские самосвалы  китайскими, в итоге доля КДМ на базе импортных самосвалов в третьем квартале этого года увеличилась и составила порядка 14%. 

Если говорить о мусоровозах с задней загрузкой, выпускаемых на Смоленском заводе КДМ, ситуация аналогичная. По статистике 2020-2021 годов 50% этих машин производилось на базе КАМАЗ, 35% – МАЗ и только 15% – на европейских шасси, которые сейчас успешно заменены продукцией китайских производителей, а именно JAC.

Изучение рынка шасси из КНР началось задолго до весны этого года, но наличие проблем помогло ускорить диалог с поставщиками из Поднебесной. В результате в 2022 году в серийное производство были выпущены новые модели техники. Например, российские дорожные компании уже активно используют в этом зимнем сезоне КДМ ЭД405Н на шасси Shacman SX3258. В сентябре на выставке WasteEcoExpo мы презентовали новые модификации мусоровозов с задней загрузкой: СМ 16-03 на шасси JAC N200S с объёмом  бункера-накопителя 17,5 м3, а также СМ 8-04 на шасси JAC N120 с объёмом кузова 8 м3 и высоким коэффициентом прессования 1:7. Продажи второй из этих машин стартовали в этом ноябре.

КДМ, Смоленский завод КДМ, производство КДМ, производство мусоровозов, Ольга Соловьёва, дорожно-уборочная машина, уборка дорог, вывоз мусора, СТ-КТ

– Насколько продукция завода локализована и насколько проблема локализации оказалась актуальной после февраля?

– Уровень локализации продукции завода достигает 75%. Основной компонент изготавливаемых на заводе надстроек, это металл: 90% – российская сталь 09Г2С, 10% – европейская сталь типа Hardox, используемая при выпуске мусоровозов с задней загрузкой. Из применяемых комплектующих 60% – российские, 40% – импортные.

Также у государства и потребителей есть запрос на полное импортозамещение. В связи с этим в первом квартале 2023 года планируется вывести на рынок новую массовую модель мусоровоза с задней загрузкой, отличающуюся  увеличенной составляющей отечественных компонентов.

 

Ряд ваших коллег в последнее время жаловался на трудности с получением отечественных шасси. Насколько актуальна эта проблема? Появление в последние месяцы в номенклатуре завода китайских шасси связано именно с ней? Есть ли сейчас у китайских шасси ценовые или какие-то другие преимущества перед отечественными, насколько они могут заменить европейские, японские и российские шасси?

– С третьего квартала текущего года мы не наблюдаем проблем, связанных с дефицитом отечественных шасси. Весной были сложности с поставками шасси КАМАЗ с двигателем экологического класса «Евро-5», и мы освоили производство спецтехники на базе КАМАЗ «Евро-2». На данный момент КАМАЗ восстановил поставки шасси «Евро-5».

На смену европейским пришли китайские базовые автомобили. Это связано с более привлекательной ценой, которая ниже европейской на 40-50%. Китайские самосвалы дороже отечественных на 15%, но они более функциональны и комфортны, будучи оснащены кондиционером, камерами заднего вида и более удобными сиденьями, поэтому составляют технике КАМАЗа серьёзную конкуренцию.

Например, согласно внутренней статистике завода КДМ, спрос на продукцию китайских производителей постепенно растет: в прошлом месяце на базе шасси и самосвалов из КНР мы изготовили 34% машин!

 

– В каком направлении завод планирует двигаться дальше, с чем связывает своё ближайшее будущее? Какие цели и задачи ставятся в сегодняшний рыночной ситуации?

– Завод планирует наращивать объёмы производства. Модельный ряд КДМ будет  расширяться за счет освоения новых шасси и самосвалов, а также благодаря разработке новых моделей навесного оборудования, соответствующего актуальным экологическим стандартам. К 2026 году мы ставим себе задачу занять 10-15% российского рынка производства мусоровозов. В первом квартале 2023 года собираемся начать выпуск новой массовой модели мусоровоза с увеличенной долей отечественных комплектующих. Также в следующем году планируем вывод на рынок новых моделей комбинированных дорожных машин на базе шасси и самосвалов китайских марок. 

ST-KT.RU




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки