Главная страница > Репортаж > КАМАЗ в сверхтяжелой весовой категории

КАМАЗ в сверхтяжелой весовой категории

После года испытаний тяжелые КАМАЗы встают на конвейер. Какие новшества внесены в их конструкцию на пути от опытных к серийным образцам?
27.03.2017
8183
view counter

В прошлом году мы уже рассказывал о новом семействе камских самосвалов, в которое входят КАМАЗ-6580 (6х4), КАМАЗ-65801 (8х4) и КАМАЗ-65802 (6х6). Все три обладают увеличенными грузоподъемностью и полной массой, а потому предназначены для эксплуатации преимущественно на технологических дорогах, например, при разработке карьеров или отсыпке площадок для нефтегазодобычи. Но тогда это были самые первые, фактически опытные образцы, которые построили для проведения испытаний. Теперь же мне довелось в деталях познакомиться уже с машинами из установочной партии. То есть с фактически серийными автомобилями, которые готовились к передаче реальным клиентам для эксплуатации в реальных условиях. По результатам проводившихся в течение года полигонных испытаний эти самосвалы подверглись значительным доработкам и улучшениям. Каким конкретно? В этом я и попробовал разобраться. 

КАМАЗ-6580, КАМАЗ-65801, КАМАЗ-65802, Камский автозавод, карьерный самосвал, карьерник, самосвал КАМАЗ, KAMAZ, карьерная техника

Штрихи к портрету

Итак, для начала небольшой экскурс на тему, что же представляют собой камские самосвалы нового тяжелого семейства. Трехосные модели обладают полной массой 41 т, четырехосная – 50 т (для сравнения: у хорошо знакомых во всех уголках страны дорожных самосвалов КАМАЗ-6520 (6х4) и КАМАЗ-65201 (8х4) полная масса составляет соответственно 33,1 и 41 т). Рама выполнена из высокопрочной стали по типу лонжерон в лонжероне. Мосты выпускаются по лицензии MAN китайской компанией HANDE: допустимая нагрузка на передние составляет 9 т, на задние – 16 т.

КАМАЗ-6580, КАМАЗ-65801, КАМАЗ-65802, Камский автозавод, карьерный самосвал, карьерник, самосвал КАМАЗ, KAMAZ, карьерная техника, HANDE

В моторном отсеке – 11,8-литровый рядный 6-цилиндровый дизель Cummins ISG12 экологического стандарта Евро-5, который на трехосные самосвалы ставят в варианте 410 л.с., а на четырехосные – в варианте 440 л.с. С ним агрегатирована 16-ступенчатая коробка передач ZF 16S2220TO с делителем и демультипликатором. Автомобиль с колесной формулой 6х6 комплектуют раздаточной коробкой КАМАЗ-6522, которая с недавних пор применяется и на других камских полноприводниках: ее серийный выпуск завод освоил фактически одновременно с завершением проектирования тяжелых самосвалов. Как в передней, так и в задней подвесках использованы разработанные в сотрудничестве с Чусовским заводом упрочненные рессоры с впервые примененными на грузовиках Камского автозавода необслуживаемыми резинометаллическими шарнирами. 

КАМАЗ-6580, КАМАЗ-65801, КАМАЗ-65802, Камский автозавод, карьерный самосвал, карьерник, самосвал КАМАЗ, KAMAZ, карьерная техника

Первые опытные образцы тяжелых самосвалов оснастили разгружаемыми назад кузовами U-образного профиля, изготовленными на НЕФАЗе – филиале ПАО «КАМАЗ»: у трехосных КАМАЗ-6580 и КАМАЗ-65802 их геометрическая вместимость составляет 20 м3, у четырехосного КАМАЗ-65801 – 25 м3. Кабина – локализованная в Набережных Челнах от Mercedes-Benz Axor в коротком дневном варианте с низкой крышей. Такие же кабины ставят и на ряд других выпускаемых предприятием грузовиков нового поколения.

КАМАЗ-6580, КАМАЗ-65801, КАМАЗ-65802, Камский автозавод, карьерный самосвал, карьерник, самосвал КАМАЗ, KAMAZ, карьерная техника

О кабине следует сказать чуть подробнее: своим оснащением она здорово отличается от классических кабин камских грузовиков. Первое, на что обращаешь внимание в ее салоне, – пневмоподрессоренное сиденье водителя: весомый аргумент для сопровождаемого тряской движения вне асфальта. Причем жесткость пневмоподвески варьируется поворотом небольшого переключателя. Рулевая колонка изменяет положение не только по углу наклона, но и по высоте. Таким образом, на водительском сиденье можно устроиться максимально удобно! И тут же настроить внутренний климат: для этого есть блок управления автономным обогревателем. Справа от руля – рычаг моторного тормоза: хороший помощник для тяжелой машины во время продолжительного спуска! А на самой баранке расположились кнопки управления темпоматом: запрограммировал автоматику – и она сама будет поддерживать требуемую скорость. А если впереди грязь, песок или снег, справа на торпедо есть кнопки, которыми водитель приводит в действие механизмы блокировки межосевого и межколесных дифференциалов. Одно нажатие – и пневматический привод включит их в работу.

КАМАЗ-6580, КАМАЗ-65801, КАМАЗ-65802, Камский автозавод, карьерный самосвал, карьерник, самосвал КАМАЗ, KAMAZ, карьерная техника

Изменения в машинах

Теперь поговорим о том, какие изменения и улучшения претерпели камские автомобили тяжелого семейства на пути от опытных к серийным образцам.

Начнем с двигателя. Точнее, с его систем: впускной, выпускной, нейтрализации и охлаждения.  Вместе со специалистами компании Cummins конструкторы Камского автозавода провели их оптимизацию с целью добиться соответствия рабочих параметров дизеля заданным техническим условиям, оговоренным его поставщиком. Иначе и быть не могло: только при соблюдении этих условий двигатель смог бы работать в оптимальном режиме, то есть в режиме, в котором Cummins гарантирует заявленные выходные характеристики и ресурс. В настоящее время все необходимые технические условия соблюдены.

КАМАЗ-6580, КАМАЗ-65801, КАМАЗ-65802, Камский автозавод, карьерный самосвал, карьерник, самосвал КАМАЗ, KAMAZ, карьерная техника

В результате длительных испытаний на булыжной дороге Дмитровского автополигона пришлось частично пересмотреть, казалось бы, доведенную до совершенства во время стендовых испытаний конструкцию рамы с целью ее дополнительного упрочнения. В итоге где-то болтовые соединения уступили место заклепкам, где-то – наоборот. То же самое можно сказать о подвеске и мостах: сами по себе они подтвердили способность исправно работать в самых неблагоприятных условиях, но вот их крепежные соединения потребовалось усовершенствовать. Причем, по словам разработчиков, сделано это было не только для повышения надежности, но и для оптимизации процесса сборки, который, как известно, должен быть согласован с тактом движения конвейера. Кроме того, в ходе полигонных испытаний был получен и, соответственно, устранен ряд замечаний, касавшихся пока непривычных для КАМАЗов резинометаллических шарниров в подвеске.

КАМАЗ-6580, КАМАЗ-65801, КАМАЗ-65802, Камский автозавод, карьерный самосвал, карьерник, самосвал КАМАЗ, KAMAZ, карьерная техника

Несколько упростилась конструкция рулевого механизма: разработчики отказались от вспомогательного цилиндра. Во время проектирования автомобиля его было решено применить из-за опасения, что увеличение нагрузки на управляемые колеса приведет к росту усилия на рулевом колесе. Но испытания показали, что тревоги были напрасны: усилие изменилось не сильно и с ним вполне успешно справляется штатный ГУР. Таким образом, отказ от вспомогательного цилиндра упростил, а значит, удешевил рулевой механизм, одновременно сократив трудозатраты во время сборки машин на конвейере.

КАМАЗ-6580, КАМАЗ-65801, КАМАЗ-65802, Камский автозавод, карьерный самосвал, карьерник, самосвал КАМАЗ, KAMAZ, карьерная техника

Еще одно новшество касается кузовов. Как уже говорилось, для первых экземпляров тяжелых камских самосвалов их поставил Нефтекамский автозавод. Но в вопросах выбора самосвальных платформ занимающиеся разработкой карьеров заказчики отличаются крайней требовательностью и придирчивостью: каждому нужна своя уникальная конструкция вплоть до толщины металла, профиля заднего борта и количества ребер жесткости. И у каждого в приоритете та или иная кузовостроительная компания. Вот и заказчик одного из первых КАМАЗ-6580 пожелал видеть будущий самосвал с кузовом «Бецема». Понятно, ему пошли навстречу: машину снабдили требуемой платформой, отличающейся от нефтекамской рядом особенностей. Из основных – прямоугольное сечение, система подогрева выхлопными газами, иная конструкция надрамника, гидравлика Binotto вместо HIVA, а также более короткий и массивный стабилизатор опрокидывания. Примерно такие же платформы «Бецема» поставляет заказчикам на иностранных шасси, к которым теперь присоединятся и КАМАЗы.

КАМАЗ-6580, КАМАЗ-65801, КАМАЗ-65802, Камский автозавод, карьерный самосвал, карьерник, самосвал КАМАЗ, KAMAZ, карьерная техника

Ближайшие перспективы

Как и год назад, у разработчиков нового тяжелого семейства камских самосвалов пока нет окончательного решения, какой привод использовать для установленной на них коробки передач: классический, то есть чисто механический, или же более современный тросовый. На небольшом полигоне недалеко от завода мне довелось опробовать эти машины и с одним, и с другим. Не хочу говорить за всех, но мне механика понравилась больше, прежде всего из-за более четкого переключения, хотя в теории все должно быть как раз наоборот. Впрочем, если уж на то пошло, на мой взгляд, подобные машины нужно оснащать коробками с автоматизированным управлением. И они, кстати, у этих самосвалов скоро появятся. Как появятся модификации с 16-тонными мостами собственного камазовского производства – к их разработке завод уже приступил.

КАМАЗ-6580, КАМАЗ-65801, КАМАЗ-65802, Камский автозавод, карьерный самосвал, карьерник, самосвал КАМАЗ, KAMAZ, карьерная техника

Пожалуй, единственное, что на сегодня не значится в перечне дальнейших усовершенствований самосвалов нового тяжелого семейства, – замена их унифицированного с магистральниками здоровенного переднего бампера на более утилитарный стальной. Нынешний бампер слишком низкий и слишком большой – в сложных дорожных условиях целым ему оставаться недолго. Как подтверждение – на моих глазах во время теста на полигоне не вписавшийся в поворот на скользкой дороге КАМАЗ-65801 слегка зацепил бампером обочину и тут же за это поплатился, раскромсав правую нижнюю часть «скулы». К слову: обочина была не из камня или гравия, а всего лишь из слежавшегося и смерзшегося снега! И ведь заводскими конструкторами прорабатывался вариант установки стального бампера, но добро на него пока получить не удалось, исходя из чисто финансовых соображений: унифицированный бампер в производстве дешевле.

КАМАЗ-6580, КАМАЗ-65801, КАМАЗ-65802, Камский автозавод, карьерный самосвал, карьерник, самосвал КАМАЗ, KAMAZ, карьерная техника

Что касается расширения семейства тяжелых КАМАЗов, то этот процесс начался фактически с их появлением на свет. В прошлом году линейку пополнила лесовозная модификация КАМАЗ-6580, расстояние между первой и второй осями которой увеличили с 3510 до 4410 мм, а в моторный отсек вместо 410-сильного установили 440-сильный Cummins. Уже запущен в серию трехосный седельный тягач КАМАЗ-65806, рассчитанный на работу в составе автопоезда полной массой до 74,3 т. Вместо дизеля Cummins его оснастили мерседесовским дизелем ОМ 457LA мощностью 428 л.с. Кстати, этот же двигатель сейчас адаптируют для КАМАЗ-6580 и КАМАЗ-65801 в варианте соответственно 401 и 428 л.с. Именно он в дальнейшем станет базовым для всей автотехники данного семейства! Впрочем, отказываться от Cummins намерений нет: право выбора оставлено за заказчиком. А вот собственными камазовскими дизелями, хорошо всем нам знакомыми V8 в вариантах 420 и 440 л.с., КАМАЗ-6580 и КАМАЗ-65801 комплектовать точно не будут, хотя еще год назад такое предложение обсуждалось. Да, по мощности эти двигатели не уступают зарубежным, но значительно отстают от них как по величине максимального крутящего момента (на 100–200 Нм), так и по числу оборотов, на которых он достигается (1300 против 1000 мин-1).

КАМАЗ-6580, КАМАЗ-65801, КАМАЗ-65802, Камский автозавод, карьерный самосвал, карьерник, самосвал КАМАЗ, KAMAZ, карьерная техника

Зато тяжелые КАМАЗы точно получат перспективный дизель КАМАЗ-910.10. Напомню, что эта подготавливаемая к производству перспективная рядная 12-литровая «шестерка» будет предложена в модификациях мощностью до 550 л.с. Правда, КАМАЗ-910.10 встанет на автомобили тяжелого семейства, скорее всего, одновременно с новой кабиной, унифицированной с кабиной Mercedes-Benz Actros нынешнего поколения, – сейчас на территории Камского автозавода полным ходом ведется сооружение производственного корпуса для ее изготовления. Впрочем, это будет уже фактически новый КАМАЗ.

Константин Закурдаев

КАМАЗ-6580, КАМАЗ-65801, КАМАЗ-65802, Камский автозавод, карьерный самосвал, карьерник, самосвал КАМАЗ, KAMAZ, карьерная техника

 




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки