Броня и колеса. Новинки АРМИЯ 2022
Новости отрасли
Самое читаемое
Уже традиционно во второй половине августа, в подмосковном конгрессно-выставочном центре «Патриот», состоялся Международный военно-технический форум «АРМИЯ». А я традиционно рассказываю о представленных в его экспозиции новинках колесной техники.
Очень популярный в войсках четырёхосный камский внедорожник, на котором установлены солнечные батареи и, даже ветрогенератор! По сути, это передвижная электростанция для питания мобильных потребителей электричества.
А вот ещё один спецавтомобиль на аналогичном четырёхосном шасси. Называется БУМ-2, что расшифровывается как бурильно-ударная машина. Эта машина применяется входе инженерных работ для бурения скважин в грунтах, в том числе мёрзлых, и даже в скальных породах. Диаметр скважины 80 см, глубина – без малого 3 метра.
Тот же четырехосник стал базой и для аэродромной машины, предназначенной для спецобработки самолётной и ракетной техники, или вообще любых объектов высотой до 17 метров.
А вот тоже камское шасси 8х8, но по грузоподъёмности на класс выше. И это уже не тыловая, а самая настоящая боевая машина! Называется ИСДМ, то есть инженерная система дистанционного минирования местности.
Насколько можно понять, заряжание здесь не раздельное, а пакетное. То есть боеприпасы привозят на транспортно-зарядной машине уже сгруппированными вместе с направляющими в два пакета – так процесс заряжания идёт намного быстрее, занимая не более 15 минут.
А вот еще одна боевая машина тоже на шасси тяжелого класса, но уже на трехосном «Торнадо» с бронезащитой кабины и моторного отсека. Данный конкретный автомобиль показали в качестве тяжелой огнеметной системы ТОС-2. Напомню, что ТОС-1 – Это уже ставший широко известным «Солнцепек» на танковом шасси. А здесь шасси автомобильное.
Да, из-за меньшей грузоподъемности число направляющих 18 вместо 24-х. Но, зато, куда выше мобильность, ибо танк сам по себе тихоходный, да еще, если расстояние значительное, его нужно возить на трале с мощным тягачом – все это повышает уязвимость. А на автомобильном шасси такой огнемет за час может переместиться на 40-50, а по шоссе – так и на все 90 км, что очень весомо в сегодняшних реалиях.
Еще опыт последних событий стал причиной рождения таких машин, как эта, показанная на стенде «Ремдизеля», который производит армейскую автотехникуна базе продукции и наработок одного из российских автозаводов. Называется новинка З-СТС: защищенное специальное транспортное средство.
По словам участников выставки, даже в ближнем тылу действия диверсионных групп заставляют переходить от использования обычных грузовиков к бронированным машинам. Но не специальной, а значит, сложной и дорогой конструкции, как, например, у известного «Торнадо», а на базе серийных шасси. То есть берется такое шасси с обычными механической коробкой передач, неразрезными мостами и зависимой рессорной подвеской,на которое водружают бронекорпус, защищающий от обстрела и подрыва.
Конечно, можно просто обойтись заменой штатной кабины на бронированную, как например, в этом случае, когда такую кабину поставили на шасси хорошо всем известного камского грузовика-внедорожника с колесной формулой 6х6.
Но военные совершенно справедливо акцентируют внимание на наличии у таких бронемашин капота! Как результат, на базе серийного полноприводного грузовика на «Ремдизеле» в кратчайшие сроки создали такой вот 10-местный З-СТС, да еще с люком для пулеметчика. То есть, по сути, получился даже не защищенный автомобиль, а самый настоящий бронетранспортер!
Посмотрим, что в салоне. Интерьер здесь предельно утилитарный. Рычаг коробки передач, который раньше стоял на кожухе двигателя, пришлось водрузить на специальное возвышение. Между двумя сиденьями второго ряда расположена амортизированная площадка, на которой стоит пулеметчик.
А вот задняя часть бронекорпуса – здесь узкая торцевая дверь и по три сиденья с каждого борта. Увы, трансформировать это обитаемое пространство в грузовое Уже не получится. То есть З-СТС это де-факто самый настоящий бронетранспортер!
Еще один бронетранспортер на аналогичной агрегатной базе, но с несущим кузовом. Это 12-местный СБА-70К, разработанный возрожденной компанией «Специальные бронированные автомобили». Тут тоже камазовский движок и камазовская трансмиссия, но широкий проем задних дверей и ровный пол в задней части кузова позволяет помимо бойцов транспортировать и различные грузы. Тем более, грузоподъемность здесь не полторы, а целых шесть тонн.
На АРМИИ СБА-70К показали как мобильный комплекс для борьбы с беспилотниками: не стратегическими, парящими под облаками, а совсем небольшими аппаратами, ведущими разведку для взводов и рот непосредственно над полем боя.
С помощью радара и оптики машина обнаруживает даже самые маленькие из них на расстоянии до 3,5 километров и сбивает или с помощью направленного радиоэлектронного подавления на дальности 2,5 километра или боевого лазера на дальности до километра.
Уральская новинка, по сути представляющая собой аналог на стенде «Ремдизеля» – шасси с хорошо всем знакомой передней частью тоже заимствовали от серийного полноприводника, но осей у машины всего две и габаритная длина меньше, а потому меньше и вместимость: на защищенных от подрыва сиденьях размещается 9 человек.
И еще одна наша военно-автомобильная компания, известная производством «Тигров» и БТР-80, привезла на АРМИЮ бронеавтомобиль для решения аналогичного круга задач, то есть для перевозок в ближайшем тылу. Точнее, таких автомобилей было три.
Сначала, два года назад на шасси «Урала» была разработана двухосная 12-местная бронемашина. Судя по песочной окраске корпуса и применению гидромеханической коробки передач «Аллисон» – разработали ее на экспорт.
А потом было решено уже для наших силовых структур сделать дебютировавший в этом году 10-местный «Спартак» – внешне с очень похожим кузовом, но уже несущей конструкции, и обычной механической коробкой передач.
Но потом наступил февраль, и в дополнение к «Спартаку» был разработан еще один подобный бронеавтомобиль с близкими массогабаритными характеристиками. Снова на стандартном шасси всё от того же грузовика, с весьма похожей капотной частью, но с более высоким бронекузовом, к тому же увенчанным пулеметной башенкой, из-за чего вместимость уменьшилась до девяти человек. То есть опять перед нами фактически бронетранспортер.
Еще на том же стенде демонстрировалась перспективная разведывательно-дозорная машина. Бронированная и плавающая, о чем свидетельствует гребной винт в задней части корпуса. Да, эту машину уже показывали в прошлом году, но в этот раз вместо необитаемой башни ее снабдили стандартным боевым отделением от БТР-80.
В задней части этого «разведчика» располагается пулеметчик. В башне установлены два пулемета: крупнокалиберный и 7,62. машина весит 10 тонн, а ее экипаж составляет 4 человека. Важно, что подвеска – полностью независимая, что повышает динамику в сложных дорожных условиях.
И еще на этой же площадке демонстрировался один очень интересный перспективный образец. Наследник показанного в прошлом году внедорожника «Стрела». Но о нем я в деталях расскажу в следующем материале, где будет про показанную на «АРМИИ 2022» технику двойного назначения.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов