СТТ Expo 2022. Часть I. Санкционное зеркало
Новости отрасли
Самое читаемое
В Москве 24 - 27 мая проходила выставка «Строительная техника и технологии», более известная под аббревиатурой СТТ Expo. Эта выставка давно стала главным в стране смотром машин, оборудования и всяческих инноваций, применяемых в российской строительной отрасли.
Надо сказать, что в этот раз СТТ Expo проводилась в беспрецедентных условиях, когда ее проигнорировали европейские, американские и японские компании, которые все последние годы по сути считались главными экспонентами, поражавшими здоровенными по площадям стендами и выставлявшими десятки единиц техники. Сумела ли выставка обойтись без них и кто занял их место? Вот об этом я и расскажу, сделав упор на более близкую мне специальную автомобильную технику. Но для начала считаю правильным несколько слов сказать и о чисто строительных экспонентах.
Если посмотреть на ту часть выставки, которая развернулась на открытой площадке перед павильонами, то кажется, что ничего особо и не поменялось. Просто европейцев, американцев и японцев с успехом заменили китайские производители, которые за последнее десятилетие из предприятий регионального масштаба превратились в настоящих транснациональных промышленных гигантов, по финансовым и производственным показателям сравнявшихся с западными корпорациями. Они приехали на СТТ Expo с не менее масштабными экспозициями, и с явным намерением взять на себя все те объемы закупаемой в России строительной техники, которые раньше были за западными компаниями. А теперь эти объемы переходят китайцам фактически без усилий!
Другой вопрос: а могут ли воспользоваться ситуацией российские производители строительной техники? Судя по их выставочной активности, они к этому, к сожалению, не готовы. Судите сами: сколько-нибудь крупные экспозиции подготовили всего лишь два наших известных производителя строительной техники: выпускающий бульдозеры, погрузчики и трубоукладчики челябинский «ДСТ-Урал», а также холдинг «ОМГ СДМ» (торговая марка UMG), объединяющий несколько предприятий по производству экскаваторов, грейдеров и погрузчиков. Но даже их стенды, честно говоря, терялись на фоне китайских с их огромными переговорными зонами и с десятками выставленных машин.
На самом деле подобное положение дел совершенно не удивительно. Проблема состоит в том, что наши производители просто не могут оперативно воспользоваться складывающейся ситуацией, поскольку все без исключения находящиеся у них в производстве модели современной строительной техники просто нашпигованы западными комплектующими. И чтобы поменять их даже не на российские, а на те же китайские, нужны инвестиции и нужно время, как минимум – несколько месяцев.
Действительно, попробуй заместить высокопрочные импортные стали в крановых телескопических стрелах! Или гидравлические системы в самых разных подъемных механизмах! Или гидростатические трансмиссии у гусеничных машин! Даже подобрать адекватную замену немецким и японским подшипникам – и то огромная проблема: никакие другие, к сожалению, и близко не стоят с ними по выносливости и ресурсу.
У китайцев же подобных проблем нет. Во-первых, на них никто не накладывал никаких санкций, а вторичных санкций они не особо опасаются. Во-вторых, китайская техника локализована фактически стопроцентно, вплоть до последнего болта, ибо такова в Китае государственная промышленная политика.
Теперь поговорим о показанных на выставке новинках автомобильно-строительной автотехники. Начну с того, что ни у КАМАЗа, ни у ГАЗа, ни у автозавода «Урал» на СТТ Expo не было заводских стендов, что для меня стало полной неожиданностью! Казалось бы, тому же КАМАЗу именно сейчас крайне важно было показать, что он по-прежнему работает, по-прежнему предлагает технику и по-прежнему выполняет заказы. Так что из наших традиционных марок присутствовал только Минский автозавод, показавший многочисленную линейку грузовиков, предназначенных для строительной отрасли.
Увы, ни одной модели перспективного семейства с новой кабиной среди них не оказалось, а были в принципе уже хорошо знакомые шасси, главным образом с собираемыми в Беларуси движками Weichai, среди которых наиболее интересным следует признать самосвал с колесной формулой 8х8. По сути, это карьерная машина полной массой аж 50 тонн и грузоподъемностью 35 тонн с усиленными рамой, мостами и скальным 20-кубовым кузовом известной российской компании «Бецема».
Нельзя не признать, что в плане создания и внедрения в производство новых типов трансмиссий, в особенности тяжелых мостов собственной разработки, МАЗ достиг безусловных успехов! Но вот интерьер внешне, кстати, вполне современных кабин минских грузовиков, к сожалению остается уровне начала 2000-х годов. Тут явно напрашивается хотя бы рестайлинг! Особенно это чувствуется на фоне интерьеров китайских конкурентов, о которых речь пойдет в следующей части материала.
Но прежде завершу рассказ о наших новинках. Завод ТОНАР привез свой новый шарнирно-сочлененный самосвал ТОНАР Т-35, где 35 – это грузоподъемность в тоннах. Испытания этой машины завершены, теперь дело за ее локализацией, после чего начнутся поставки заказчикам – первые договоренности об этом уже есть. Впрочем, об этом внедорожном самосвале я уже в деталях рассказывал в одном из недавних материалов.
На стенде известного продавца грузовой автотехники, компании «Техинком», был представлен еще один шарнирно-сочлененный самосвал, двухосный. Да, и марка «Ямал», и внешность этого вездехода многим уже знакомы: он разработан под руководством Олега Бредихина и выпускается компанией «Ямалспецмаш» уже порядка 10 лет в двухосном или трехосном вариантах в качестве топливозаправщика, трубоплетевоза или носителя разных спецкузовов, включая вахтовые. Но вот в качестве самосвала этот «Ямал» показали впервые: такие сверхпроходимые машины, способные в своем 12-кубовом кузове перевозить до 20 тонн в условиях бездорожья, понадобились строителям Байкало-амурской магистрали. Впрочем, через какое-то время об этом вездеходе я постараюсь подготовить более детальный рассказ.
Самым же большим количеством представленной на выставке СТТ Expo 2022 автомобильной и строительной техники, так уже говорилось, отличились китайцы. Об этой технике мы поговорим в следующей части данного материала.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов