Volvo Trucks Россия. Инженерный отчет 2019
Новости отрасли
Самое читаемое
Может ли мусоровоз на базе тяжелого, да еще трехосного грузовика оказаться маневреннее двухосного мусоровоза среднего тоннажа? Оказывается, может! По запросу одного из российских заказчиков инженеры «Volvo Trucks Россия» разработали автомобиль для сбора и вывоза бытовых отходов на шасси Volvo FM с колесной формулой 6х2. За счет уменьшенной колесной базы (расстояние между первой и второй осями всего 3200 мм) и управляемых колес подъемной третьей оси радиус его поворота по кабине получился на 1,1 м меньше, чем у ранее применявшихся заказчиком среднетоннажных мусоровозов на шасси одной из европейских марок с 10-кубовыми кузовами. Водители подтвердили, что маневрировать в заставленных припаркованными автомобилями городских дворах им теперь стало проще. Кроме того, благодаря почти двукратному увеличению вместимости кузова, которая в случае с Volvo FM 6х2 составила 19 м3, таких мусоровозов заказчику потребовалось вдвое меньше, чем машин с 10-кубовыми кузовами. За счет этого перевозчик смог здорово сэкономить, сократив количество задействованных мусоровозов, а значит, уменьшив затраты на топливо, на сервисное обслуживание и на водительский штат. Кроме того, сокращение количества машин привело к снижению аварийности – и это тоже положительно отразилось и на экономии времени, и на экономии средств.
Еще один уникальный с точки зрения конструкции автомобиль предназначен для пожарных: под установку телескопического подъемника с максимальной высотой подъема 72 м использовано 12-метровое шасси Volvo FM с колесной формулой 10х4. Это не только одно из наиболее уникальных с технической точки зрения, но и одно из самых дорогих шасси данной марки. А с учетом надстройки – самый дорогой грузовик Volvo среди всех когда-либо поставленных в нашу страну! Колеса последней оси сделаны управляемыми. Боковой вылет люльки грузоподъемностью 500 кг составляет 32,5 м. Интенсивность подачи воды с помощью закрепленного на стреле брандспойта достигает 75 л/мин. Эксплуатация пожарного подъемника допускается при боковом ветре до 14 м/с. Местом его постоянной приписки стала Казань.
Еще одна весьма недешевая специализированная установка, поставленная российскому заказчику в 2019 году, – щеподробилка, смонтированная на шасси Volvo FH с колесной формулой 6х4. Причем шасси модифицированное, с очень плотной компоновкой навесных агрегатов: даже запаску и гидробак пришлось перенести на раму. Мощный кран-манипулятор снабжен собственной кабиной, поскольку оператору приходится проводить за его рычагами едва ли не полный рабочий день. Сам автомобиль оснащен 500-сильным двигателем, и такой же по мощности двигатель установлен в надстройке для привода ее механизмов. Щеподробилка способна перерабатывать бревна толщиной до полуметра.
Интересная разработка появилась и среди строительной техники: «Volvo Trucks Россия» отгрузила одному из заказчиков трехосный универсальный самосвал Volvo FMX. Универсальным его делает оригинальная конструкция 20-кубового кузова боковой разгрузки. Дело в том, что он, помимо инертных материалов, позволяет без проблем перевозить грузы сельхозназначения и палетированные грузы. Полная масса такого Volvo FMX составляет 41 тонну: задние ведущие мосты – самые грузоподъемные из имеющихся в линейке компании: допустимая нагрузка на каждый составляет 16 тонн.
Основой другого самосвала, точнее, созданной на его базе комбинированной дорожно-уборочной машины также послужил трехосный Volvo FMX. Вывод на российский рынок этой КДМ стал результатом совместных усилий трех компаний: машиностроительного завода «Бецема», изготовившего самосвальный кузов, «Меркатор Холдинг», снабдившей машину специализированным оборудованием для круглогодичного содержания дорог, а также «Volvo Trucks Россия», предоставившей шасси, да не простое, а подвергнутое значительной доработке. С одной стороны его рамы, между первой и второй осями, разработчики высвободили место для крепежного устройства, на которое навешивается боковой снежный отвал. По этой причине топливный бак перенесли с правой на левую сторону рамы, одновременно максимально сместив его назад, чтобы не мешал размещению нижней щетки. Интересно, что у данного шасси уже на заводе сделана надежная, хорошо защищенная электропроводка для подключения светящихся предупреждающих знаков, которые дорожники обычно крепят к заднему борту своих дорожно-уборочных машин. В течение 2019 года на заводе Volvo Trucks в Калуге изготовлено более полусотни подобных КДМ на базе Volvo FMX.
В майнинге, как правило, работают самые мощные и самые тяжелые грузовые автомобили дорожного образца – на их долю выпал тяжкий труд перевозить сыпучие грузы по технологическим дорогам, где обычно не действуют весовые ограничения, характерные для дорог общего пользования. То есть это самые жесткие, а потому – особые условия эксплуатации, а значит и автомобили для них тоже должны быть особыми. Одним из таких автомобилей стал Volvo FH16 – заказчик приобрел несколько подобных трехосных седельных тягачей, которым предстояло возить 80–85 тонн угля на 80-километровом плече. Полная масса автопоезда – 115 тонн! Да еще дорога – со сложным рельефом: один подъем сменяет другой. Неудивительно, что инженеры «Volvo Trucks Россия» предложили оснастить тягачи 700-сильным дизелем в паре с 14-ступенчатой коробкой передач I-Shift (две нижних передачи «ползущие») и двумя задними усиленными ведущими мостами с передаточным отношением главной пары 5,41. Подобные силовой агрегат и трансмиссия сделали возможным преодоление многочисленных затяжных подъемов с повышенной скоростью. А затяжные спуски помогают преодолевать совмещенные ретардер и компрессионный моторный тормоз VEB+, управляемые одним переключателем. Столь высокая тяговооруженность позволила на четверть увеличить суточный пробег (углевозы работают 24 часа в сутки): автопоезда вместо четырех рейсов стали делать пять: владельцу – дополнительная прибыль, а водителю – дополнительный заработок.
Другой супертягач Volvo FH16 доработан инженерами компании не для майнинговых, а, наоборот, для магистральных перевозок. Он оказался последним автомобилем из ограниченной юбилейной серии «FH 25 лет», получив один из самых длинных списков дополнительного оборудования. Шикарный внешний вид с полным аэродинамическим обвесом, внушительным «кенгурятником» и защитным сетчатым экраном, прикрывающим снабженное электроподогревом ветровое стекло, не менее шикарная отделка салона, где даже спинки кожаных сидений, даже чехол аптечки выполнены в эксклюзивном юбилейном стиле, – второго такого Volvo FH16 в нашей стране нет и никогда не будет! Особое внимание уделено дополнительной светотехнике: помимо четырех установленных на «кенгурятнике» фар Hella LED Illuminator (габариты/дальний свет), комплектация включает дугу на крыше аж с шестью фарами Hella Jumbo 320 (габариты/дальний свет) и светодиодными проблесковыми маячками, плюс дублирующие сигналы проблесковых маячков стробоскопы, плюс дополнительные светодиодные фары дальнего света в окне Globetrotter. Из других необычных нюансов комплектации тягача отметим верхний выхлоп, обычно не применяемый при наличии у кабины боковых спойлеров, адаптированный по наклону обтекатель на крыше вместо стандартного плоского обтекателя, а также боковые аэродинамические юбки при нестандартной колесной базе и применении рессорной, а не пневматической подвески. Наконец, последний штрих уникальности этого Volvo FH16 – сверхмощный 750-сильный дизель и самые грузоподъемные из применяемых компанией задние мосты – предельная нагрузка на их тандем составляет 32 тонны.
Еще один важный момент, касающийся инженерных решений «Volvo Trucks Россия»: компания начала продвижение в нашей стране четырехосных автомобилей с задней тележкой-тридемом. Заказчикам предложены несколько вариантов такого решения: с приводом на один или на два моста, со второй или четвертой управляемыми осями и даже с двумя управляемыми осями из трех. Но в любом из этих случаев подобное четырехосное шасси маневреннее аналогичного четырехосника со схемой осей 2+2 и отличается наиболее оптимальным распределением полной массы по осям.
В нашей стране, с ужесточением весового контроля, последнее качество становится все более актуальным, не случайно грузовики с подобной схемой расположения осей «Volvo Trucks Россия» начала выпускать на своем заводе в Калуге.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов