SPbTransportFest. Часть IV. Белорусский электробус
Новости отрасли
Самое читаемое
В материале о показанных на фестивале перспективных пассажирских новинках «Группы ГАЗ» я уже рассказал об одном новом электробусе – разработанном специалистами упомянутой компании 12-метровом E-CITYMAX 12, который планируется выпускать на ЛИАЗе. Но в экспозиции SPbTransportFest-2022 были и другие электробусы. Например, рассчитанный на 80 пассажиров новейший белорусский МАЗ-303Е20. Правда, ним у нас в стране можно было воочию познакомиться как на прошлогодней выставке COMTRANS 2021, так и на состоявшейся в этом апреле выставке российской и белорусской автотехники. Другое дело – новейший электробус Olgerd, разработанный компанией BKM HOLDING, в прошлом – «Белкоммунмаш».
Троллейбусы этой белорусской марки в Санкт-Петербурге известны достаточно хорошо. Например, на улицах города работают сочлененные АМСМ-43303, при габаритной длине без малого 19 м вмещающие 162 пассажира – один из них мне довелось встретить по дороге к месту проведения фестиваля. Эти весьма оригинальные на вид машины отличает не совсем привычная компоновка рабочего места водителя. Первая пассажирская дверь смещена назад, за колесную арку, из-за чего передний свес получилось сделать сравнительно небольшим. Одни из таких троллейбусов на SPbTransportFest красовался в экспозиции петербургского городского транспорта, но н этот раз BKM HOLDING козырял совсем другой машиной.
Речь идет о новой разработке компании, электробусе Olgerd. У него – классическая трехдверная конструкция низкопольного кузова, в заднем свесе которого примерно метр длины отошел под агрегатный отсек. Но в нем находится не силовой агрегат, а аккумуляторные батареи, тогда как отдельного электродвигателя здесь вообще нет! Дело в том, что задний мост электробуса, поставленный немецкой компанией ZF, укомплектован двумя мотор-колесами мощностью 120 кВт каждое. То есть электродвигатели вместе с редукторами по сути встроены в колесные ступицы. Емкость NMC-батарей, которыми оборудован Olgerd, составляет 290 кВтч, что, по словам разработчиков, позволяет электробусу без подзарядки отработать полную смену. Обшитый панелями из композитных материалов кузов собран из максимально унифицированных секций одинакового размера, что позволило снизить себестоимость производства.
Поскольку в корме электробуса расположен отсек для аккумуляторов, задняя стенка салона сделана «глухой» и начинается сразу за проемом третей двери. Но пассажировместимость при этом все равно получилась вполне достойной: она составляет 88 человек. Кстати, нельзя не обратить внимание на бежевую расцветку сидений – очень приятную на вид и, видимо, практичную в эксплуатации. Напротив проема третьей двери размещены обращенные друг к другу двухместные сиденья, а вот напротив второго дверного проема сделана накопительная площадка весьма внушительного размера. Настолько внушительного, что с помощью барьеров из поручней ее разделили на две равные части, в каждой из которых можно разместить детскую или инвалидную коляску.
Очень много интересного у электробуса можно увидеть на полу в районе центральной двери. Сразу за ней, возле одиночного сиденья, замечаешь знак «место для пассажира с собакой». Видимо, имеется ввиду собака-поводырь, хотя по картинке это понять трудно. Поэтому, в принципе, любой собаковод может зайти со своим питомцем и с полным правом занять данное место. Еще один интересный напольный элемент оказался по центру накопительной площадки. Это прямоугольный люк, на ободе которого можно разглядеть надпись «аварийный выход». Что сие означает? А ларчик открывается просто: на случай, если тот или иной автобус при аварии завалится набок, как правило, делается аварийный выход, правда, не в полу, а на крыше. Но у электробуса на крыше расположено различное электрооборудование, там для люка места мало, да и вылезать опасно. Поэтому у Olgerd такой люк и сделали в полу, с его помощью покинуть опрокинувшуюся набок машину ничего не помешает.
И еще один интересный момент, связанный с внутренней компоновкой. Если у большинства конкурентов гнезда UDB-портов сделаны рядом сиденьями на бортах кузова, то у Olgerd значительная часть этих гнезд встроена прямо в основание двухместных сидений – между правым и левым пассажирами. С одной стороны, такой вариант удобнее: в каждом гнезде – два USB-порта, и тот, кто сидит ближе к проходу, может ими пользоваться не мешая своим проводом тому, кто сидит у окна. С другой стороны, эти USB-порты не сразу и разглядишь: нужно заранее знать, что они находятся именно там. И их пластиковые крышки-заглушки выглядят излишними, хотя я понимаю, что разработчики, видимо, с помощью них хотели защитить гнезда от попадания воды и грязи во время уборки салона.
В настоящее время в России эксплуатируется лишь один электробус Olgerd – его тестируют в Сочи. И еще девять электробусов данной модели около года работают на улицах Минска.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов