SPbTransportFest. Часть III. Вологодский троллейбус
Новости отрасли
Самое читаемое
В прошлом материале о состоявшемся 19 – 21 мая ежегодном фестивале SPbTransportFest я рассказал о показанной в его рамках пассажирской технике «Группы ГАЗ», а в этот раз речь пойдет о новой модели троллейбуса. В Санкт-Петербурге развитие электротранспорта идет быстрыми темпами, на улицы выходят электробусы, но, в отличие от Москвы, здесь и не думают отказываться от «рогатых», самые современные модели которых не менее, а может быть, и более эффективны в эксплуатации.
В рамках SPbTransportFest питерцы смогли увидеть и один из самых современных и технологичных троллейбусов в стране – серийно выпускаемый компанией «Транспортные системы» 96-местный «Адмирал», а также рассчитанный на 85 пассажиров, пока еще только подготавливаемый к серийному производству нефтекамский троллейбус с 20-километровым автономным ходом КАМАЗ-65825. Его кузов выполнен в едином стиле для всех новых городских машин этой марки, различающихся вместимостью и типами силовых агрегатов. Об обоих я в свое время уже рассказывал, поэтому здесь на их описании останавливаться не буду. А остановлюсь на модели, которая в России широкой публике пока не особо известна. Это новый троллейбус компании «Транс-Альфа» из Вологды, который, как и его предшественник, называется «Авангард».
Название троллейбусу оставили прежним, а вот дизайн – нет. В частности, ему сделали более выразительную стилистику передней «маски» кузова. Главная внешняя отличительная черта вологодских троллейбусов – состоящее из трех частей ветровое стекло, включающее широкую центральную и дополнительные боковые части. В конструкции использованы портальные мосты производства ZF, но у ведущего нет встроенных электродвигателей, то есть мотор-колес. Электродвигатель здесь один, находящийся вне моста, причем отечественный, выпущенный Псковским электромашиностроительным заводом. Самая свежая информация: теперь, в связи с разрывом отношений с европейскими партнерами, на «Транс-Альфе» задумались над переходом к использованию портальных мостов китайского производства.
Еще одна характерная деталь всех современных «Авангардов» – остекление центральной части кузова, что называется, от пола до потолка. С практической точки зрения подобное решение вызывает вопросы, но с точки зрения дизайна, безусловно, интересно и выделяет модель среди аналогов. Кроме того, удачным дизайнерским ходом можно называть внешнее прикрытие стильными боковыми экранами установленного на крыше электрооборудования: визуально это сделало троллейбус более высоким и цельным.
Кстати, «Авангард» оказался очень продвинутым с точки зрения оснащения различными системами. Например, у него установлена система контроля состояния водителя, датчик которой стоит прямо поверх приборного щитка и своим «глазом» постоянно контролирует сидящего за рулем. Если водитель, к примеру, начнет засыпать, или ему станет плохо, система это моментально зафиксирует и плавно, а значит, максимально безопасно автоматически остановит троллейбус. А другая система с помощью установленных на дверях датчиков считывает количество вошедших и вышедших пассажиров, одновременно контролируя, все ли из них оплатили проезд. Единственное, что несколько удручило – количество заметных на приборной панели головок саморезов, которых и в помине нет на современной технике, причем не только зарубежной, но и, к примеру, у белорусских, ликинских или нефтекамских машин.
Полностью низкопольный салон троллейбуса производит впечатление аккуратного и просторного и, что на мой взгляд можно записать ему в плюс – здесь нет так любимых питерскими перевозчиками откидных сидений в районе центральной накопительной площадки. Потому что эта площадка, согласно названию, должна накапливать пассажиров, в ключая тех, кто едет с колясками и велосипедами, а желающие присесть могут воспользоваться и обычными сиденьями.
Тем не менее, компоновка троллейбуса выполнена с учетом требований Санкт-Петербурга. Именно поэтому в салоне рядом с сиденьями столько USB-портов, а передний дверной проем разделен на две части, чего не увидишь, скажем, в Москве. Первая створка его двухстворчатой двери предназначена исключительно для входа и выхода водителя. Проход через нее отгорожен от остального салона сплошной перегородкой, а для посадки и высадки пассажиров оставлена только вторая створка.
Не самое удачное решение в салоне «Авангарда»: на выступающем в салон правом переднем крыле удалось поставить только одно двухместное сиденье (оно обращено назад), а не два, развернутые по ходу и против хода движения, как это сделано у многих аналогов. Видимо, сказалось то, что слишком много пространства ушло под размещение кабины и проход к передней двери. Зато в заднем свесе – никаких стесняющих пространство моторных шахт, благодаря чему в самом последнем ряду удалось установить сразу пять сидений – в линию от одного борта до другого.
В задней части салона рельеф пола под сиденьями получился с впадинами и выступами, что, наверно, не слишком удобно при мойке. Но, зато, подобная компоновка позволяет рассадить пассажиров разных сидений как бы на разных уровнях, чтобы они не мешали друг другу. И еще: как рассказал представитель «Транс-Альфы», сиденье кондуктора (оно единственное развернуто в салон) снабжено системой подогрева.
В завершение стоит отметить, что новые вологодские троллейбусы в скором будущем составят существенную часть парка общественного транспорта Северной столицы. Так, в 2021 году город получил 35 таких машин с системой автономного хода, а недавно заключен контракт на поставку аж на 166 «Авангардов», которые должны выйти на маршруты Санкт-Петербурга в этом и следующем годах. Но это – без учета сочлененных троллейбусов особо большого класса, вместе с которыми данный заказ насчитывает в общей сложности 189 машин!
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов