Соболь NN: старается нравиться!
Новости отрасли
Самое читаемое
На самом деле я познакомился не с одним, а сразу с двумя «Соболями NN»: оба были короткобазными заднеприводными цельнометаллическими фургонами со средней крышей. Но один их них обладает полной массой 2,5 тонны, а потому, в отличие от более тяжёлых версий, оказался не связан рядом дорожно-правовых ограничений, тогда как в техпаспорте второго полная масса значилась 3,5 тонны. То есть по весовым характеристикам он вполне способен тягаться с более крупной «Газелью» во всех трёх её поколениях.
Что интересно: по грузовместимости «Соболь NN» почти догнал продолжающий серийно выпускаться «Горьковским автозаводом» стандартный цельнометаллический фургон «Газель Бизнес»: у первого объём грузового отделения составляет 7,8 м3, у второго – около 9 м3. Но «Соболь NN» при этом куда компактнее: его габаритная длинна – 5110 мм, а колёсная база – 3005 мм. Причём во всех без исключения вариантах ошиновка задних колёс остаётся односкатной.
И ещё несколько штрихов к техническому портрету «Соболя». Под его капотом – прекрасно знакомый 4-цилиндровый 2,8-литровый Cummins ISF мощностью 139 л.с., с которым агрегатирована механическая 6-ступенчатая коробка передач. Передняя подвеска – независимая рычажно-пружинная, задняя – зависимая рессорная. На всех колёсах использованы дисковые тормозные механизмы, стояночный тормоз – с электромеханическим приводом. Разница между 3,5-тонной и меньшей по снаряжённой массе 2,5-тонной модификациями следующая: у первой в комплектации есть обшивка боковин грузового отсека и фанерное напольное покрытие, а также запасное колесо, у второй – нет, у первой пассажирское сиденье в кабине двухместное, у второй – одноместное.
Напомню, что «Горьковский автозавод» в настоящее время выпускает три поколения малотоннажников, и семейство NN считается среди них не просто самым современным, но ещё и самым комфортабельным и технически продвинутым. А потому эти автомобили представлены исключительно в расширенной комплектации. То есть с полным электропакетом, с системами климат-контроля и мультимедиа, подогревом ветрового стекла, круиз-контролем и светодиодными фарами. Данного семейства не коснулись даже «санкционные» упрощения: автомобили в обязательном порядке комплектуют ABS и дизелями класса Евро-5.
Чем зацепила кабина? Прежде всего – великолепно продуманной эргономикой. Водительское сиденье здесь с профилированной спинкой, подогревом и полным набором регулировок: помимо его горизонтального перемещения и наклона спинки водитель может регулировать поясничный подпор, жёсткость амортизации в зависимости от своего веса, а также высоту подушки спереди и сзади. Плюс к этом подушка перемещается вперёд-назад, что полезно ввиду отсутствия регулировки рулевой колонки по вылету, у которой меняется только наклон. Кстати, на руль у некоторых версий малотоннажника вынесено управление мультимедийной системой.
Второй значимый плюс кабины – её просторность, которая выражается не только в том, что салон здесь геометрически больше, чем у «Соболя Бизнес». Важен удобный вход с большими дверными проёмами (садясь за руль, не приходится излишне кланяться и изгибаться), а также возможность спокойно перемещаться от одной двери до другой, поскольку этому не мешают перенесённые на центральную консоль рычаги переключения КПП и стояночного тормоза. Кстати, у последнего рычаг теперь скорее можно назвать клавишей: потянул её одним пальцем на себя – ручник включён, толкнул от себя – выключен.
Ну и третий весомый плюс кабины – просто феноменальное количество всяких вещевых ёмкостей, полочек и кармашков. Главное вместилище обнаружилось под пассажирским сиденьем: потянул за петельку, откинул вперёд его подушку, и перед тобой внушительных размеров вещевая ёмкость. Перед пассажиром – один над другим аж два перчаточных ящика, причём в нижнем, запирающимся на ключ, есть третий, совсем небольшой и почти незаметный, для руководства по эксплуатации и сервисной книжки. Между ними – открытая полочка, куда можно положить, к примеру, перчатки или сотовый телефон. Но телефон лучше будет чувствовать себя на полке поверх передней панели, поскольку там есть гнездо USB.
Таких верхних полок с USB не одна, а две – перед водителем и перед пассажиром. И ещё есть третья, аккурат между ними, с поднимающейся вверх крышкой: неглубокая, но по размерам как раз под документы формата А4. В её крышку встроена ещё одна – но это уже не вещевая ёмкость, а подставка для мобильного телефона – специально для тех, кто использует его в качестве навигатора. Поднял эту крышку вверх и с помощью держателя закрепил мобильник: хочешь – горизонтально, хочешь – вертикально. Правда, в последнем случае для аппаратов с нижним гнездом нельзя будет воспользоваться зарядкой.
Добавим сюда ещё аж по три кармашка в каждой из дверей, подбутыльники по краям передней панели и по потолочной полочке со стороны водителя и со стороны пассажира – они не высокие, но широкие и глубокие. Кроме того, в под крышей сделаны открывающийся футляр для очков и ниша, предназначенная для тахографа (в его отсутствие туда тоже можно что-нибудь положить). Ещё две нешироких, но глубоких ниши сделаны по обе стороны от блока управления климат-контролем. Наконец, в дверных проёмах, в промежутке между подножкой и полом салона, есть закрытые крышками ящики: на моей тестовой машине в одном лежал инструмент, а второй оказался пустым.
Размеры проёма ведущей в грузовое отделение боковой сдвижной двери 1044х1670 мм, а задней торцевой двухстворчатой двери – 1608х1560 мм. Створки последней распахиваются на 180о, то есть к внешней стороне боковин кузова не прижимаются: иначе существовала бы возможность ударить в открытую правую створку боковой сдвижной дверью. О разнице в интерьере грузового отделения у модификаций полной массой 2,5 и 3,5 тонны я уже говорил: у одной обшивки нет, у другой – есть, что хорошо видно на представленных фотографиях. В полу – такелажные петли. Наконец, внизу перегородки между кабиной и пространством для груза сделан люк. Сняв его крышку, можно возить длинномеры, превышающие длину грузового отделения, размеры которого в нашем случае составляют 2600х1830х1630 мм.
Ну а теперь – немного личных впечатлений от «Соболя NN», за рулём которого я провёл несколько дней. Самое классное, что пересев из легковушки в этот малотоннажник, по ощущениям – почти никакой разницы, разве что повыше сидишь да подальше глядишь. Почти – потому что чуть более жёстко работает механизм переключения КПП. Но на пустой машине трогаться можно со второй передачи, и это здорово облегчает жизнь в рваном городском ритме. В остальном – полностью легковые ощущения: чёткое, не допускающее задержек рулевое управление, прекрасная курсовая устойчивость на дуге и на прямой, плавный проезд выбоин – в последних двух случаях особое спасибо передней независимой подвеске.
Единственное, к чему пришлось долго приноравливаться – так это движение задним ходом. Вот тут никаких сомнений: в моих руках пусть маленький – но грузовик! Обзор назад – только через боковые зеркала. Зеркала эти разделены на две части: нижняя – с более широким охватом, чтобы при перестроениях из ряда в ряд были видны в том числе прячущиеся в боковых «слепых» зонах соседи по потоку.
Опять же с целью безопасности движения, от себя могу рекомендовать прямо у дилера дооснастить машину парктроником – очень помогает при движении задним ходом, особенно во дворах, заставленных припаркованными машинами. Исходя из своего опыта управления «Соболем NN»: при движении назад – аккуратность и ещё раз аккуратность! Хорошо, что радиус поворота сравнительно небольшой, составляющий 5,4 м – это облегчает маневрирование: «Соболь NN» легко разворачивается там, где это получится не у всякой легковушки. И ещё: малотоннажнику не помешала бы система удержания при трогании в горку пусть не в базовой, но, хотя бы, в дополнительной комплектации.
У нового малотоннажника – бесключевой пуск двигателя. То есть ключ есть, но вставлять его никуда не требуется: когда ты нажимаешь кнопку старта, он спокойно лежит в кармане. Этот же ключ используется для дистанционной блокировки дверей. Единственное, питается он от батарейки, которая рано или поздно сядет: придётся её где-то покупать, вскрывать корпус, вставлять – почему бы не сделать зарядку через тот же USB-порт, тем более, что их в машине несколько? К плюсам отнесу и то, что прежде, чем передвинуть рычаг КПП в положение заднего хода, нужно потянуть вверх кольцо на его корпусе – мне нравится, когда есть подобная страховка от случайного включения!
Внизу центральной консоли обнаружился таймер предпускового подогревателя. Такой подогреватель – отличная вещь для зимы. А вот чего зимой не хватает для такого премиум-грузовичка, как «Соболь NN», так это подогрева руля, столь актуального в первые 15 – 20 минут поездки на непрогретой машине! Зато «Соболь NN» штатно укомплектован догревателем, который зимой можно включать сразу как завёлся – он позволяет двигателю быстрее прогреться и быстрее наполнить салон теплом.
Сколько просят за «Соболь NN»? В дилерских центрах цены на 2,5-тонный цельнометаллический фургон начинаются от 2 695 тыс., а на 3,5-тонный – от 2 790 тыс. рублей. Немало, но не надо забывать о расширенном оснащении и о том, что гарантия на малотоннажник – аж 4 года или 200 тыс. км, а от сквозной коррозии кузова – и вовсе 12 лет, то есть фактически на весь срок эксплуатации! Помимо уже упомянутых модификаций «Соболя NN», у дилеров в продаже появилась ещё одна – комби, то есть грузопассажирская с двумя рядами сидений на семь человек: за неё просят 2 905 тыс. рублей.
И не будем забывать, что в прошлом году на автобусной выставке BW Expo состоялась премьера «Соболя NN» в варианте микроавтобуса – это тоже очень интересный и, на мой взгляд, перспективный вариант! Такой микроавтобус сможет выступить в роли и корпоративного челнока, и личного минивэна. Особенно, если у серийной машины будет такой же салон-трансформер, как у опытной, который позволит с одинаковым успехом возить на дачу когда – семью, а когда – стройматериалы. В общем, ждём микроавтобус, а когда дождёмся – обязательно о нём расскажу.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов