Смоленский «Завод КДМ»: техника и её производство
Новости отрасли
Самое читаемое
Расположенный в Смоленске «Завод КДМ» хорошо известен всем, кто эксплуатирует дорожно-уборочную технику, да и нашим многочисленным читателям тоже: в минувшем декабре мы опубликовали содержательное интервью генерального директора ООО «Завод КДМ» Ольги Соловьёвой. Производство специальных автомобилей для содержания улиц и дорог здесь начали ещё в 1960-х, а как машиностроительный завод известен с куда более далёких времён, с 1911 года. То есть в 2022-м ему исполнилось 111 лет! И вот теперь я сам отправился в Смоленск чтобы своими глазами увидеть, как здесь выпускают комбинированные дорожно-уборочные машины. И не только их – три последних года предприятие осваивает новое направление коммунальной техники. Но об этом – чуть дальше.
На заводе, сумевшем сохранить свой профиль в постсоветские времена, в середине 2000-х начался процесс перевооружения и модернизации. В результате его очередного этапа, пришедшегося на 2020 – 2021 годы, предприятие стало способно ежегодно выпускать до 1000 ед. техники. Например, в 2021 году её изготовили в количестве 813 ед. То есть, если сравнивать с советским периодом, то увеличение интенсивности выпуска профильной продукции достигнуто при почти в четыре раза меньшей численности персонала. Тем более, нынешняя продукция совсем не чета той! Сегодня «Завод КДМ» занимает территорию порядка 8 Га, на которой находятся три основных производственных цеха, а также складские и вспомогательные помещения.
В цехе, где происходит раскройка металла, механическая обработка и сварка, используются несколько современных автоматизированных станков, и в том числе сварочные роботы. Два из них – на изготовлении бункеров будущих КДМ. И это правильно: роботизация – залог высокого, а главное, стабильного качества сварки, недостижимого при ручном процессе вне зависимости от опыта рабочих. Ещё один залог долговечности – качественная окраска! Не так давно на заводе введены в работу сразу две окрасочных камеры: на попадающие в них после дробеструйной обработки комплектующие и кузова сначала наносят грунт, а затем – лакокрасочное покрытие. Причём краски используются импортные, особо устойчивые к агрессивной среде. К сожалению, их отечественных аналогов пока подобрать не удалось.
Что интересно: в сборочном цехе, где комбинированные дорожно-уборочные машины приобретают свой окончательный вид, очень много самосвалов и очень мало шасси (бункер и поливомоечное оборудование можно монтировать и на одни, и на другие). Подобный расклад не удивителен, ведь самосвал более универсален: буквально в течение получаса сняв рабочее оборудование, его без проблем можно использовать по прямому назначению, то есть для перевозки сыпучих грузов. Принадлежность машины к полку КДМ в этом случае будет выдавать только передняя монтажная плита.
Спектр используемых шасси необычайно широк! Во время моего визита в сборочном цехе и на площадке возле него были двухосные и трёхосные МАЗы и КАМАЗы, а также трёхосные и четырёхосные китайские самосвалы. Причём доля последних в последнее время растёт: замещение европейских грузовиков осуществляется преимущественно не российской, а китайской автотехникой, и на то есть свои причины. Часть этих автомобилей закуплена самим «Заводом КДМ», другая часть предоставлена заказчиками. Интересно, что в числе последних встречаются как абсолютно новые, так и подержанные самосвалы и шасси.
За шесть десятилетий смоленский «Завод КДМ» прекрасно научился делать комбинированные дорожно-уборочные машины. Обширность линейки их моделей и модификаций впечатляет, да и востребованность со стороны заказчиков, несмотря ни на что, остаётся высокой. Но есть у производства КДМ один серьёзный недостаток: сезонность спроса, который выходит на пик в осенне-зимний период и резко падает в весенне-летний, вынуждая предприятие снижать выпуск продукции и работать не столько для клиента, сколь для задела на будущее. Чтобы переломить ситуацию, на заводе решили реализовать новый проект, организовав выпуск техники, спрос на которую не зависит от месяца на календаре.
Такой техникой стали мусоровозы. Причём решено было составить конкуренцию не бюджетным российским моделям, а зарубежным, выведя на рынок продукт, который по нашим меркам относился бы к премиальному сегменту. Прежде чем взяться за дело, специалисты предприятия досконально изучили импортную мусоровозную технику, причём не только с технической, но и с эксплуатационной стороны, выявив её слабые и сильные места. И хотя «Завод КДМ» прежде никогда не имел дела с мусоровозами, их первую модель разработали очень быстро: чертежи начали делать в июле 2019-го, а первый опытный образец был готов в марте 2020-го. Летом того же года, после эксплуатационных испытаний, мусоровозы пошли в серийное производство.
Конструкция кузова вкратце такова. При его изготовлении используется главным образом отечественная сталь, но боковые бесшовные стенки сделаны из импортной из-за особых требований к её раскрою, а расположенная сзади так называемая ванна под погрузочным механизмом – из высокопрочной шведской стали Hardox 450: к сожалению, её отечественные аналоги пока недоступны. Килевидное днище позволяет эффективно собирать и убирать отжим. Гидравлика – полностью импортная: гидрораспределитель Danfoss и итальянские гидроцилиндры. А вот система управления – отечественная разработка. Коэффициент прессования 1:7 позволяет минимизировать количество выполняемых рейсов.
То, что смоленские мусоровозы реально относятся к премиум-сегменту – не пустые слова. И дело не только в высоком качестве производства и импортных компонентах, но и в прогрессивных технических решениях. Например, уже в базовой комплектации они снабжены подогревом гидросистемы, обеспечивающим надёжную работу даже в лютый мороз, а также гидронасосом, производительность которого изменяется в зависимости от нагрузки на рабочие органы – это здорово экономит топливо. И опять же в базовой комплектации ставится система, позволяющая отслеживать работу мусоровоза в режиме реального времени. Плюс гарантия не один год, как у конкурентов, а два!
Проект подразумевает выпуск 250 мусоровозов в год – это позволит заводу занять 10% их российского рынка. Задача, надо сказать, амбициозная: в прошлом году удалось произвести три десятка мусоровозов. Основной объем приходится на модель СМ-16 (СМ – «Смоленский мусоровоз») с 17,5-кубовым бункером-накопителем. Такие мусоровозы популярны для обслуживания и городов, и пригородов. В качестве базы для них используются широко распространённые двухосные КАМАЗ-53605 или МАЗ-5340. Но, всё же, в премиум сегменте заказчики отдают приоритет импортным шасси: раньше европейским, теперь – китайским. Когда я был на предприятии, там как раз заканчивали изготовление СМ-16 на базе JAC N200. Тяга заказчиков к импорту объясняется тем, что мусоровозы работают в очень жёстком режиме 24/7, и благополучие эксплуатирующей организации сильно зависит от надёжности и ресурса как надстройки, так и шасси.
Все выпускаемые заводом мусоровозы – с задней загрузкой, поскольку интерес к моделям с боковой загрузкой последние годы неуклонно снижается, а передняя у нас так и не прижилась. Помимо популярного семейства СМ-16 «Завод КДМ» изготавливает модели и с большей, и с меньшей вместимостью кузова: СМ-8, СМ-18 и СМ-22. В планах на ближайшее будущее – вывод на рынок более локализованной модели с отечественной гидравликой, которая будет конкурировать уже в бюджетном сегменте. Впрочем, производство смоленских мусоровозов – это отдельная и очень интересная тема. Надеюсь, к ней мы ещё вернёмся!
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов