view counter
Главная страница > Репортаж > SCANIA заезжает в карьеры

SCANIA заезжает в карьеры

Насколько выгодно применение карьерных самосвалов на базе строительно-дорожных моделей? Попытаемся разобраться вместе с ООО «Скания-Русь».
23.08.2016
6621

Станислав Медведев, Скания-Русь, Скания, Карьерный самосвал, карьерная техника, Scania, Майнинг, mining, Scania mining, карьерникЕсли еще несколько лет назад российские горнодобывающие предприятия почти не использовали самосвалы, разработанные на базе строительно-дорожных моделей, то сегодня их поставки активно растут. Чем такие самосвалы отличаются от классических карьерных, в чем выгода от их использования и какие у них перспективы? Внести ясность мы попросили руководителя отдела продаж карьерной техники ООО «Скания-Русь» Станислава Медведева.

Scania – один из пионеров в разработке карьерных самосвалов на базе строительных аналогов. Когда компания занялась их созданием и что послужило причиной подобного шага?

– Самосвалы для использования в горнорудной промышленности Scania вывела на рынок примерно два десятка лет назад. Европейские производители рано или поздно должны были заняться такими машинами – это обусловлено постепенным освоением выпуска все более мощных двигателей, рассчитанных на повышенный крутящий момент трансмиссий, более грузоподъемных мостов, подвесок, колес и шин. Появление всего перечисленного в арсенале производителей дорожных грузовиков позволило им в середине 1990-х создать модификации строительных самосвалов, способных составить конкуренцию классическим карьерным моделям.

Для разработки, продвижения и технической поддержки автотехники, предназначенной для горнодобывающих предприятий, в структуре Scania организован специальный отдел, координирующий работу региональных подразделений, которые есть в представительствах компании в странах, где подобные машины представляют наибольший интерес: в Австралии, Бразилии, России, Индии и ЮАР.

Скания, Карьерный самосвал, карьерная техника, Scania, Майнинг, mining, Scania mining, карьерник

– Когда и с какой карьерной автотехникой Scania пришла в нашу страну? Можно ли сегодня говорить о достигнутых за время работы успехах?

– В структуре «Скания-Русь» соответствующий отдел появился в 2010 году. С тех пор в российских горнодобывающих предприятиях приступили к работе порядка тысячи автомобилей Scania. Понятно, что не все они самосвалы – сюда относятся и специально модифицированные седельные тягачи, и самая разнообразная техника для обеспечения производственного процесса, в числе которой вахтовые автобусы, автозаправщики, авторемонтные мастерские, смесительно-зарядные и шиномонтажные машины – последние предназначены для замены поврежденных шин самосвалов-гигантов.

Среди всей перечисленной техники самосвалы – наш основной продукт. В нынешней линейке Scania присутствуют модели таких самосвалов с тремя, четырьмя и пятью осями, со специальными кузовами для перевозки угля и для перевозки скальных пород. Успех был бы более ощутим, не будь рынок, где мы действуем, столь инертным – занятые в горнорудной отрасли предприятия очень трудно убедить перейти на более прогрессивные технологии. С их точки зрения, это риск, а цена ошибки действительно колоссальна! И, тем не менее, я уверен, что в течение ближайших десяти лет такие самосвалы, как наши, полностью вытеснят близкие по грузоподъемности классические машины.

Скания, Карьерный самосвал, карьерная техника, Scania, Майнинг, mining, Scania mining, карьерник

– О каких сегментах идет речь? И, самое главное, за счет каких преимуществ ваши самосвалы вытеснят классические?

– Я говорю о сегменте машин, рассчитанных на перевозку 30–45 тонн груза. В России зарубежных классических самосвалов в данном сегменте очень мало, их производители предпочитают заключать контракты на поставку моделей грузоподъемностью 55 тонн и более. Поэтому в подавляющем большинстве случаев нам приходится конкурировать с БЕЛАЗами.

Если рассматривать техническую сторону, то наши самосвалы в сравнении с ними при примерно одинаковой стоимости экономичнее, поскольку меньше весят и обладают более современной конструкцией. Мы исповедуем совсем другой подход к организации сервиса, когда обслуживанием и ремонтом занимается представитель официального дилера Scania, а не сам владелец. Кроме того, за счет более эффективного сервиса коэффициент выхода на линию наших машин выше. Таким образом, по сути, выбор между типами самосвалов – это выбор между двумя технологическими решениями, и наше решение, уверен, более эффективно.

Пусть наши самосвалы, в отличие от классических, ограничены дорожными габаритами, что не позволяет без серьезных изменений в конструкции создать модели грузоподъемностью свыше 40 тонн. Но, с другой стороны, завершив работу в одном карьере, Scania может без каких-либо затруднений своим ходом по самой обычной дороге уехать к новому месту работы хоть на другой конец страны. А вот большой карьерный самосвал предварительно требуется разобрать, по частям довезти до железной дороги, а потом поездом транспортировать к новому месту работы, где вновь собрать. Причем кузов, сваренный при сборке из нескольких частей, скорее всего придется оставить на прежнем месте.

Заказчикам импонирует, что у нас более гибкий подход к конструкции заказываемых самосвалов. У классических моделей обычно две-три базовые спецификации, и всё, тогда как Scania готова изготовить самосвал фактически по спецификации клиента!

И еще одна важная деталь. Поскольку ширина наших самосвалов меньше, чем у классических карьерников, им нужны менее широкие технологические дороги. Это существенный резерв для снижения эксплуатационных затрат, ведь при организации такой дороги в глубоких карьерах приходится вынимать огромное количество породы!

Скания, Карьерный самосвал, карьерная техника, Scania, Майнинг, mining, Scania mining, карьерник

– То есть карьерные самосвалы Scania и доработанные для использования в карьерах строительные самосвалы других марок способны тягаться лишь с сопоставимыми с ними по грузоподъемности классическими карьерными самосвалами? Более тяжелым машинам они не конкуренты?

– До последнего времени действительно так и было. Но сегодня в России мы постепенно начинаем теснить в том числе машины, рассчитанные на перевозку 55 и даже 90 тонн! Дело здесь вот в чем. Представьте, что добывающая компания решила взяться за разработку нового карьера, для которого оптимальна 90-тонная самосвальная автотехника. На ее закупку, на закупку соответствующих классу этих машин экскаваторов или погрузчиков требуется весьма и весьма значительная сумма. А ставки по кредитам сегодня очень высоки! Наши же самосвалы стоят значительно меньше! Да, вместо, скажем, пяти 90-тонных машин придется приобретать одиннадцать 40-тонных пятиосников Scania, но это все равно будет в два с лишним раза дешевле! Как дешевле будет приобрести два меньших по количеству перемещаемого грунта экскаватора вместо одного более крупного. Таким образом, если брать наш пример, выбирая 40-тонники Scania, заказчик экономит порядка 400 млн рублей, а это более половины от первоначальной суммы! Конечно же, правило, что чем грузоподъемнее самосвал, тем он эффективнее, никто не отменял: оплата идет за тонно-километр, да и расходы на зарплату одного, а не двух водителей меньше. Но наши самосвалы значительно удешевляют входной билет в новый проект, что в сегодняшних экономических условиях дорогого стоит!

Скания, Карьерный самосвал, карьерная техника, Scania, Майнинг, mining, Scania mining, карьерник

– Как Вы говорили, техника грузоподъемностью свыше 55 т – это уже вотчина специализированных производителей, таких как Caterpillar, Komatsu, Terex. Они как-то реагируют на то, что Scania начинает конкурировать с ними во все более тяжелых сегментах?

– Нет, мы не являемся конкурентами. Дело в том, что перечисленные Вами производители живут реализацией не только самосвальной, но и другой техники, которая задействована в технологической цепочке по добыче ископаемых, то есть экскаваторов и погрузчиков, чем мы не занимаемся и никогда заниматься не будем. Да и массу перевозимого груза в 40 тонн тоже вряд ли когда-нибудь превысим – для этого нужно внести в конструкцию автотехники слишком серьезные изменения.

Скания, Карьерный самосвал, карьерная техника, Scania, Майнинг, mining, Scania mining, карьерник

– В отношении карьерных модификаций строительных самосвалов действует то же правило, что и в отношении классических: чем больше машина, тем она эффективнее? Таким образом, наибольшим спросом должен пользоваться пятиосник?

– К сожалению, продажи пятиосных самосвалов Scania, рассчитанных на перевозку до 40 тонн груза, в России тормозятся непомерным утилизационным сбором: он по необъяснимым для меня причинам в разы больше, чем на четырехосную модель, которая попадает в меньший класс. С технической точки зрения разница между этими самосвалами не такая уж и большая, и было бы логично, если бы столь небольшой была и разница в размере взимаемого с них утилизационного сбора. Но, так или иначе, значительно более высокий утилизационный сбор делает пятиосник чрезмерно дорогим, а потому наиболее высоким спросом пользуется наш четырехосный самосвал, в зависимости от типа кузова рассчитанный на 30–32 тонны груза. А трехосный, грузоподъемностью 25 тонн – это скорее нишевая машина, приобретаемая главным образом для карьеров с низкой несущей способностью подъездных дорог.

Скания, Карьерный самосвал, карьерная техника, Scania, Майнинг, mining, Scania mining, карьерник

– Вы упомянули, что в классе 30–45 тонн такие самосвалы, как Scania, в обозримом будущем вытеснят классические карьерники. Но ведь существует немало добывающих предприятий с многолетней историей, у которых давно создана и отлажена инфраструктура для эксплуатации БЕЛАЗов, – они принимаются в расчет?

– Даже старые предприятия, которые особенно отличаются инертностью, в обозначенном классе постепенно переходят на карьерные самосвалы, созданные на базе строительных. Потому что жизнь заставляет: если добывающая компания не внедряет более прогрессивные формы работы, она обязательно разорится – это лишь вопрос времени! Другое дело, что, приняв решение о переходе к эксплуатации карьерных самосвалов на базе дорожных моделей, не все отдают себе отчет, что мало просто подобрать машину с кузовом побольше, грузоподъемностью повыше и ценой поменьше. Это должен быть специально модифицированный самосвал: с более выносливой трансмиссией и ходовой частью, более прочным и удобным для перевозки породы кузовом, более выносливыми и крупными по диаметру шинами – можно перечислить свыше двух десятков технических особенностей, без которых эксплуатируемый в условиях карьера автомобиль очень быстро развалится. Только будучи специально подготовленным, такой самосвал не просто гарантированно выполнит необходимый объем работ, но и по завершении проекта сможет сохранить значительную остаточную стоимость.

Скания, Карьерный самосвал, карьерная техника, Scania, Майнинг, mining, Scania mining, карьерник

Конечно, переход к использованию карьерных самосвалов на базе строительных моделей – дело не быстрое. Подготовка контрактов может занимать и год, и два, но в нынешних экономических реалиях это нормально. И, что важно, реалии эти пусть медленно, но меняются в лучшую сторону: в последние месяцы я вижу в горнодобывающей отрасли рост числа новых проектов – для нас это очень хороший знак!

Константин Закурдаев 




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки