Самосвалы TATRA в добывающей отрасли
Новости отрасли
Самое читаемое
В нашей стране автомобили TATRA на протяжении десятилетий были известны в качестве главным образом самосвалов. Но самосвалов строительных, работающих прежде всего в сложных условиях при прокладке трубопроводов и дорог, при возведении самых разных объектов в труднодоступной местности. Но теперь в производственной программе компании появились и другие самосвалы. С наступлением этого века целый ряд производителей грузовиков стал адаптировать серийные дорожные самосвалы для работы в карьерах, где добывают самые разные полезные ископаемые. Для этого конструкторы всеми способами увеличивали их грузоподъемность, что ожидаемо влекло рост снаряженной массы и мощности двигателя. В результате на рынок вышел автомобиль, представляющий некий компромисс между серийными дорожными самосвалами и специальными карьерными самосвалами, который заметно превосходил последние по эффективности применения. За рубежом такие самосвалы стали называть майнинговыми.
Подобные майнинговые самосвалы, в своем большинстве рассчитанные на перевозку грузов массой 30–50 тонн, появились и под американскими, и под европейскими марками, к настоящему времени в ряде стран уже вытеснив схожие по грузоподъемности классические карьерники. Присоединилась к ним и TATRA TRUCKS: поскольку подобной технике приходится работать в лучшем случае на технологических дорогах, а в худшем – совсем без дорог, чешским машинам с их специально сконструированной для подобных условий ходовой частью роль майнинговых самосвалов пришлась в самый раз. В результате для TATRA TRUCKS это направление стало одним из приоритетных.
Майнинговые самосвалы TATRA собраны в целое семейство, в которое входят модели с колесной формулой 6х6, 8х8, 10х8 и 10х10 – о последней из них наш журнал опубликовал большой материал в №4 за 2020 год. В основе их ходовой части – классическая для грузовиков TATRA прочная и долговечная хребтовая рама, то есть рама-труба со встроенными в нее раздаточной коробкой и картерами главных передач, а также полностью независимая подвеска с пневматическим или комбинированным пневмомеханическим подрессориванием. Подобная ходовая часть обеспечивает машинам не только завидную выносливость и высокую проходимость, но и повышенную, в сравнении с конкурентами, среднюю транспортную скорость. Впереди на колеса майнинговых самосвалов TATRA ставят шины с повышенной допустимой нагрузкой, а задние колеса в зависимости от условий применения могут быть как с двухскатной, так и с односкатной ошиновкой.
Подобно майнинговым самосвалам других марок, свои модели в подавляющем большинстве случаев TATRA TRUCKS комплектует или специальным кузовом для перевозки скальных пород, изготовленным из высокопрочной стали, или кузовом повышенного объема для перевозки угля, плотность которого заметно ниже. У любого из майнинговых самосвалов грузовая платформа снабжена системой подогрева отводимыми от двигателя выхлопными газами. Причем такой кузов может быть в том числе в варианте, у которого с целью улучшения сходимости груза расстояние между боковыми бортами плавно увеличивается к его задней части.
Все майнинговые самосвалы TATRA комплектуют современной комфортабельной кабиной Phoenix, причем по желанию заказчика – со спальным отделением. Эта кабина заимствована у грузовиков компании DAF, которая, в свою очередь, входит в холдинговую компанию Paccar. Последняя поставляет для самосвалов TATRA Phoenix еще и двигатели серии MX. Впрочем, в нашей стране TATRA TRUCKS, судя по ее сайту, предлагает и модификации майнинговых самосвалов и с кабинами старого образца, ведущих свою историю еще со времен некогда очень распространенной у нас модели TATRA 815. Поскольку при загрузке экскаватором существует реальная опасность выпадения из ковша внушительных по размеру глыб, опасных и для здоровья водителя, и для целостности кабины, в большинстве случаев на крышу последней монтируют специальный экран из прочной, способной держать удар стали.
Оснащенная дизелем Paccar MX мощностью 408 л.с. трехосная TATRA, предназначенная для работы в горнодобывающей отрасли, рассчитана на перевозку 25 тонн груза, а ее полная масса составляет 41 тонну. Полная масса самой популярной четырехосной модели доходит до 50 тонн, а ее грузоподъемность достигает 33,1 тонны. В моторный отсек таких самосвалов ставят дизель, развивающий 460 л.с. В паре с ним помимо 16-ступенчатой коробки передач ZF, предлагаемой для трехосной и четырехосной моделей в базовом исполнении, по требованию заказчика может быть установлена и автоматическая гидромеханическая коробка передач Allison. Так же оснащенный ГМП Allison, но уже в паре с 510-сильным дизелем, 60-тонный пятиосник может перевозить 37,5 тонны груза.
С целью повышения проходимости в трансмиссии самосвалов все межосевые дифференциалы и межколесные дифференциалы задних мостов снабжены механизмами принудительной блокировки. Эти механизмы включаются нажатием соответствующих клавиш на приборной панели. В автоматическую коробку передач Allison встроен ретардер – мощный трансмиссионный тормоз, повышающий безопасность движения при прохождении ведущих в карьеры продолжительных спусков и позволяющий значительно увеличить ресурс колесных тормозных механизмов. Для управления им по правую руку водителя расположен специальный рычажок. Отметим, что у самосвала с колесной формулой 10х10 пятый мост сделан не только управляемым, но и усиленным, рассчитанным на нагрузку в 10 тонн – это на тонну больше допустимой нагрузки каждого из двух передних управляемых мостов. Кроме того, он снабжен усиленной подвеской, обладающей повышенной несущей способностью. Такой запас прочности необходим для того, чтобы этот мост и его подвеска не деформировались и не разрушались при опрокидывании кузова, когда нагрузка на них многократно возрастает.
И в заключение – еще один интересный факт, связанный с выпускаемыми чешским автопроизводителем майнинговыми самосвалами. Точнее – связанный с их будущим. В 2021 году TATRA TRUCKS приступила к созданию прототипа такого самосвала, оснащенного перспективным водородным двигателем, работы над которым ведутся с несколькими научными организациями страны, включая Ржежский институт ядерных исследований. Если все пойдет по плану, первая водородная TATRA выйдет на испытания к концу этого года.
Сергей Стеклов
С нами уже 1039 профессионалов