Главная страница > Коммерческий транспорт > Самосвал МАЗ-6516С9. Знакомство с большегрузом

Самосвал МАЗ-6516С9. Знакомство с большегрузом

Самосвал МАЗ-6516 с колесной формулой 8х4 на сегодня один из самых больших и грузоподъемных в линейке Минского автозавода.
06.12.2021
4729
view counter

В феврале 2021 года мы рассказывали про перспективный четырехосный полноприводный самосвал МАЗ-65262L полной массой 50 тонн, установивший новый рекорд по тоннажу для техники Минского автозавода. Но то была опытная машина, а что представляют собой производимые на МАЗе серийные четырехосники? Каков их технический облик, насколько они современны и конкурентоспособны?

Самосвал МАЗ, МАЗ-6516, самосвал, Минский автозавод, самосвал 8х4, четырехосный самосвал, MAZ 6516, МАЗ-6516С9, новый МАЗ, самый большой МАЗ, СТ-КТ

Самый известный на сегодня автомобиль завода с колесной формулой 8х4 – серийно выпускаемый самосвал МАЗ-6516. Будучи поставлен на конвейер около десяти лет назад, за прошедшие годы он успел обрасти целым рядом технических улучшений и модификаций, по сути все это время оставаясь самым большим и тяжелым среди моделей, серийно выпускаемых Минским автозаводом. И одновременно – одним из наиболее современных и востребованных в строительной отрасли нашей страны. Поэтому мы решили познакомиться с этой машиной поближе: не с выставочным, не со специально подготовленным для прессы образцом, а с таким, каким самосвал приходит к дилерам с заводского конвейера, а от дилеров потом попадает в парки транспортных компаний. Знакомство с МАЗ-6516С9 (модификация с ярославским мотором) состоялось на располагающейся в ближнем Подмосковье площадке официального дилера «МАЗКОМ».

Самосвал МАЗ, МАЗ-6516, самосвал, Минский автозавод, самосвал 8х4, четырехосный самосвал, MAZ 6516, МАЗ-6516С9, новый МАЗ, самый большой МАЗ, СТ-КТ

Сначала – небольшой технический портрет. Снаряженная масса МАЗ-6516С9 составляет 16,3 тонны, а допустимая полная масса – 44,8 тонны. Таким образом, в своем кузове самосвал может перевозить 28,5 тонны груза. Очень неплохой показатель! При подобной загрузке каждому из двух передних управляемых мостов достается по 9 тонн, а каждому из двух задних ведущих мостов – по 13,4 тонны. Кстати, все четыре моста Минский автозавод изготавливает самостоятельно. Как самостоятельно изготавливает кабину, раму, надрамник и еще ряд важных деталей конструкции, а кузов поставляет его могилевский филиал. Передняя подвеска самосвала рессорная, задняя – рессорно-балансирная. Диаметр колесных дисков везде одинаковый, но спереди применяются более широкие и грузоподъемные шины: у них размерность 385/65R22,5, тогда как размерность задних шин 315/80R22,5. Да и рисунок протектора на шинах ведущих колес ожидаемо более развитый – это снижает риск пробуксовки, когда под колесами снег или грязь.

Самосвал МАЗ, МАЗ-6516, самосвал, Минский автозавод, самосвал 8х4, четырехосный самосвал, MAZ 6516, МАЗ-6516С9, новый МАЗ, самый большой МАЗ, СТ-КТ

Разгружаемая назад самосвальная платформа с бортами высотой по крышу кабины – коробчатого типа, наименее затратного при производстве. Ее геометрическая вместимость составляет внушительные 21 м3. Внутри для лучшей сходимости груза в местах примыкания бортов к днищу сделаны скосы. За подъем кузова при разгрузке отвечает турецкая гидравлика HYPO. Под днищем закреплена лесенка, а на переднем борту нашлось место для запасного колеса с механизмом для его опускания и подъема. Предусмотрен обогрев кузова горячими выхлопными газами, чтобы зимой перевозимый грунт меньше примерзал к днищу и бортам. С технической точки зрения схема обогрева выглядит стандартно: от впускного коллектора двигателя отработавшие газы сначала подводятся к уходящему вверх глушителю, а затем, если переключатель клапана поставить в соответствующее положение, возвращаются снова вниз, на уровень днища кузова, под которое попадают через специальное соединение.

Самосвал МАЗ, МАЗ-6516, самосвал, Минский автозавод, самосвал 8х4, четырехосный самосвал, MAZ 6516, МАЗ-6516С9, новый МАЗ, самый большой МАЗ, СТ-КТ

МАЗ-6516 может оснащаться самыми разными двигателями. У нашего экземпляра это был российский рядный 6-цилиндровый ЯМЗ-653 рабочим объемом 11 л, развивающий на максимуме 420 л.с. и 2000 Нм. Напомним, что речь идет о лицензионном Renault DCi11 конца 1990-х, выпуск которого в городе Тутаев Ярославской области освоили в 2007 году. Интересно, что на двигателе не оказалось ни эмблем, ни каких-либо других обозначений, свидетельствующих, что он изготовлен «Автодизелем», – догадаться об этом можно только по его хорошо знакомым очертаниям. Что касается коробки передач, то здесь без сенсаций: это механическая 16-ступенчатая ZF с ручным управлением. Кстати, когда пару лет назад под Минском начало работу совместное предприятие «МАЗ – Вейчай», не раз приходилось слышать, что собираемые на нем китайские дизели за счет лучших эксплуатационных характеристик быстро вытеснят ЯМЗ из-под мазовских кабин. Но китайского моторного блицкрига не случилось: судя по предложениям в Интернете, по крайней мере в Россию значительная часть МАЗов по-прежнему поставляется с ярославскими моторами.

Самосвал МАЗ, МАЗ-6516, самосвал, Минский автозавод, самосвал 8х4, четырехосный самосвал, MAZ 6516, МАЗ-6516С9, новый МАЗ, самый большой МАЗ, СТ-КТ

С кем самосвал МАЗ-6516 у нас конкурирует? В своем ценовом сегменте из российских четырехосников это уже далеко не новый КАМАЗ-65201 с классической кабиной (поколение К3) и форсированным до 400 л.с. не менее классическим двигателем V8, более современная версия этого самосвала с кабиной поколения К4 и дизелем Cummins ISL400, а также несколько представленных в нашей стране китайских аналогов. Таких как, скажем, FAW J6 или SHACMAN X3000. Самая доступная по цене – камазовская классика, за остальных дилеры просят порядка 7,0–7,5 млн руб.

Самосвал МАЗ, МАЗ-6516, самосвал, Минский автозавод, самосвал 8х4, четырехосный самосвал, MAZ 6516, МАЗ-6516С9, новый МАЗ, самый большой МАЗ, СТ-КТ

Теперь впечатление от кабины. Внешне она выглядит вполне неплохо и современно, хотя ее история началась еще в 1990-х годах. В нашем случае у самосвала дневной вариант этой кабины, то есть без расположенного за ней столь любимого водителями спального отсека. Бампер – специальный для моделей, работающих в сложных дорожных условиях: прочный, высоко поднятый над дорогой и обеспечивающий хороший угол въезда. Под ним – ставший теперь обязательным противоподкатный брус. На головных фарах – защитные решетки. Что понравилось: третья от земли ступенька на входе в кабину, в отличие от таковой, скажем, на строительных версиях новых КАМАЗов поколения К5, прикрыта нижней частью двери. Закрывая дверь, закрываешь и верхнюю ступеньку, которая благодаря этому всегда остается чистой. Озадачило жесткое (судя по конструкции) крепление первой ступеньки, которую обычно делают на подвижном подвесе: не оторвется ли она рано или поздно, зацепившись за какое-нибудь препятствие?

MAZ 6516, МАЗ-6516, МАЗ-6516С9, Минский автозавод, новый МАЗ, Самосвал, самосвал 8х4, Самосвал МАЗ, самый большой МАЗ, СТ-КТ, четырехосный самосвал

А что внутри? Впечатление от салона совсем не то, что от внешнего вида: да, кабина просторная, но по нынешним меркам ее внутреннее оформление выглядит слишком просто, даже, можно сказать, примитивно. На такие мысли наталкивает недорогой утилитарный пластик приборной панели и прочих элементов интерьера, а также недорогие материалы обивки. Много заглушек под дополнительное оснащение, а вот ящичков и ниш под личные вещи или документы, напротив, неожиданно мало. И – ни одного USB-порта. Порадовало, что противосолнечная шторка есть не только перед ветровым стеклом, но и на окне со стороны водителя. Рычаг переключения коробки передач по старинке расположен прямо на полу между сиденьями, хотя у многих современных аналогов он давно превратился в джойстик и переместился на центральную консоль. Руль непривычно видеть без вынесенных на него, как сейчас это принято, кнопок управления. Зато рулевая колонка регулируется. Правда, только по углу наклона, но этот угол весьма велик, вплоть до вертикального положения, позволяющего водителю свободно выходить или садиться на свое рабочее место. Пневмопод рессоренное водительское сиденье тоже регулируется по многим позициям, так что за рулем можно устроиться вполне удобно.

На щитке приборов, между спидометром и тахометром, расположен небольшой экран бортового компьютера. Разобраться с выводимыми на него данными несложно. Вверху, по краям, столбики диаграмм, показывающих остаток топлива и температуру охлаждающей жидкости. По центру – скорость движения, чуть левее нее – мгновенный расход топлива, а чуть правее – расход почасовой. Ниже – давление в контурах тормозной системы, далее – давление масла и уровень заряда аккумуляторных батарей. Порадовало наличие кнопок для включения механизмов блокировки межколесных дифференциалов ведущих мостов и межосевого дифференциала в задней тележке – в сложных дорожных условиях такие блокировки смогут стать настоящей палочкой-выручалочкой!

В общем, в модернизацию кабины было бы неплохо вложиться. А еще лучше – вложиться в разворачивание производства четырехосного самосвала следующего поколения, который уже разработали и испытали. О нем мы, кстати, рассказывали! Статья об этом самосвале, получившем название МАЗ-6515М9, была опубликована у нас пять лет назад. Если же более интересен серийно выпускаемый четырехосник МАЗ-6516С9, о котором мы здесь рассказываем, то его более детальные характеристики и другую полезную информацию можно найти на сайте компании «МАЗКОМ».

Константин Закурдаев




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки