Русские Iveco. Искусство преодолевать кризисы
Новости отрасли
Самое читаемое
На счету «Ивеко-АМТ» нынешний кризис – уже третий! Как предприятию в сложнейших экономических ситуациях удается становиться только сильнее? Чтобы в этом разобраться, я снова отправился в Миасс.
Снова – потому что на российско-итальянском совместном предприятии «Ивеко-АМТ» впервые побывал в 2000-м – как раз закончился первый экономический кризис в истории новой России, и завод, который тогда назывался «Ивеко-УралАЗ», вышел из него с развернутым производством семейства тяжелых бескапотных грузовиков «УралТраккер». С той поры минуло 16 лет, СП «Ивеко-АМТ» разменяло третий десяток, и теперь здесь фактически все по-другому: другая линейка выпускаемых автомобилей, другие площади и другие производственные мощности. Причем все перечисленное изменилось в сторону увеличения!
В 2006 году «Ивеко-АМТ» запустило в работу высокопроизводительный сварочных цех, а к завершению кризиса 2008-2009 годов подошло с построенным с нуля автосборочным корпусом – его открыли в летом 2011-го.
В декабре 2014 года, опять же в новом с иголочки здании, ввели в строй современнейшее окрасочно-сборочное производство, общая площадь которого составляет 4,6 тыс. м2: при работе в одну смену оно рассчитано на ежегодное изготовление, то есть противокоррозионную катафорезную обработку, покраску, а также сборку интерьеров салона до пяти тысяч кабин! Причем кабин самых разных, не только для грузовиков семейства Trakker, на которые в Миассе традиционно делается основная ставка, но также для Stralis и Cargo. Здесь же грунтуют и окрашивают рамы. Интересно, что окрасочное производство «Ивеко-АМТ» даже современнее, чем у расположенного в Испании головного ивековского завода, а количество обслуживающего его персонала меньше, чем пальцев на одной руке!
Таким образом, если в конце 2000-х производственные площади «Ивеко-АМТ» занимали порядка 7,5 тыс. м2, то на сегодняшний день они выросли в четыре раза, до 30, 4 тыс. м2, а территория предприятия расширилась в пять раз! Это более чем зримый результат сделанных за минувшие шесть лет инвестиций, не сегодня превысивших миллиард рублей!
Когда в этот раз я подъезжал к воротам совместного предприятия, то не мог не обратить внимание, что площадка готовой продукции, в прежние мои визиты буквально пестревшая многочисленной автотехникой самого разного цвета и назначения, фактически пуста. Оказывается, теперь завод работает без задела изготовленных автомобилей, то есть исключительно под заказ. С одной стороны, подобный подход менее рискован и, наверно, более выгоден с точки зрения оборота денежных средств – их не приходится на какое-то время замораживать в дожидающихся заказчика уже сделанных грузовиках. С другой – предприятие теряет ту часть клиентов, которым техника нужна даже не сегодня – вчера. А ведь таких немало!
В будущем избежать подобной ситуации позволит уже достигнутая договоренность с итальянскими партнерами о создании у «Ивеко-АМТ» складского запаса комплектующих, из которых можно максимально оперативно изготовить именно те автомобили, которые реально нужны обратившемуся на завод заказчику. И это правильно: у большинства из таких заказчиков требования весьма специфичны: даже автомобили одной модели, но выпущенные для разных потребителей, могут отличаться более чем существенно!
Изготовление техники под самые сложные, порой даже кажущиеся поначалу невыполнимыми клиентские требования – главный козырь «Ивеко-АМТ», позволяющий ему выходить победителем из все новых кризисов, обрушивающихся на экономику страны.
«Выпускай «Ивеко-АМТ» стандартные грузовики, нас уже несколько лет просто бы не существовало – говорит генеральный директор совместного предприятия Владимир Новик. – При сильно снизившихся за последнее время таможенных пошлинах на зарубежные тяжелые грузовые автомобили их проще импортировать, чем выпускать здесь, потому что ввозные пошлины на них ниже, чем на комплектующие»!
Таким образом, залог успешной работы совместного предприятия – в выпуске нестандартной автотехники, такой, какой нет в линейке итальянского партнера. В результате на «Ивеко-АМТ» со временем сформировался профессиональный, на многое способные конструкторский коллектив, за плечами которого опыт разработки поистине уникальных автомобилей, прицепной техники и специализированных надстроек. Получается, в отличие от других производителей, организовавших в России производство автомобилей зарубежных марок, в Миассе их не только выпускают, но еще и создают!
Вот лишь несколько наиболее ярких примеров. Специалисты «Ивеко-АМТ» на базе Iveco Trakker разработали различные варианты крупнотоннажных четырехосных и пятиосных шасси с задней тележкой-тридемом, а также несколько версий пожарных Trakker, рассчитанных на применение при температуре ниже -60 оС. Своими силами созданы предназначенный для борьбы с огнем в тоннелях «тяни-толкай» – машина с возможностью реверсивного движения, а также трехосный вариант Cargo – в европейской гамме самого Iveco такого грузовика попросту нет!
Да и трехосный Trakker в уральском исполнении – не чета европейскому. Помимо стандартного ивековского переднего моста заказчик может заказать этот грузовик с мостами RABA или Kessler, которые обладают более высокой несущей способностью. Вместо штатной коробки передач в стандарте применяется коробка передач ZF. Одновременно с раздаткой Iveco, обеспечивающей постоянный полный привод, спецификация изготавливаемых в Миассе полноприводников дополнена раздаточной коробкой ZF с функцией подключения переднего моста. Сортиментовозы начали комплектовать автоматической гидромеханической коробкой передач Allison – само Iveco если и «автоматизирует» Trakker, то только с помощью роботизированной механики. Все сделанные в Миассе грузовики уже в базовой комплектации получают «северный пакет», помимо прочего включающий подогрев топливозаборника, фильтра грубой очистки топлива, радиатора и аккумуляторных ящиков.
Стандартный европейский четырехосный седельный тягач со схемой осей 2+2 по сути дорабатывают до состояния новой модели: комплектуют автоматом Allison, ретардером и максимально крупными для этой машины односкатными колесами с шинами размерностью 16R20, увеличивают ход и усиливают подвеску, наращивают расстояние между осями задней тележки и ставят кабину большей длины. В результате получается тягач с очень высокими показателями тяговитости и проходимости.
А трехосный седельный тягач Trakker, причем как с двухскатной, так и с односкатной ошиновкой, в Миассе начали снабжать кабиной увеличенной высоты, позволяющей разместить в ней не одно, а два спальных места: водителям во время длительных рейсов теперь не надо ночевать по очереди. Наконец, на «Ивеко-АМТ» создали модификацию Trakker с газовым двигателем, тогда как итальянцы до этого предлагали своим заказчикам лишь оснащенные им Cargo и Stralis. Два предсерийных тягача Trakker с газобаллонным оборудованием в январе отправляются для опытной эксплуатации в транспортное подразделение компании «Алроса»: один с механической КПП, другой – с ГМП Allison. При этом оба – в арктическом исполнении!
Отметим, что Cargo 6x6, шасси Trakker 10x10 и тягач-внедорожник Trakker 8x8 это, по сути, уже не просто новые модификации, а новые автомобили! Их разработка, как и разработка множества пусть не столь ярких, но от того не менее востребованных на российском рынке спецверсий позволяет совместному предприятию сглаживать последствия сложностей в экономике страны и помогает выдерживать все тяготы и лишения кризисов без какой-то помощи со стороны государства. Кстати, выступивший перед журналистами во время посещения «Ивеко-АМТ» глава корпорации CNH Industrial в России Фабрицио Чеполлина неоднократно ставил в пример опыт поддержки, оказываемой машиностроению со стороны правительственных структур. Понятно, речь шла об опыте европейском, ибо на деятельности «Ивеко-АМТ» поддержка нашего родного правительства не отражается никак. А такая поддержка с учетом просто катастрофических условий для отечественного автопрома, на которых Россия вступила ВТО, пошла бы на пользу: сейчас в Миассе совместное предприятие располагает производственными мощностями по выпуску 3 тыс. грузовиков в год, и это в одну смену! По факту же в 2016-м будет сделано чуть менее 400 российских Iveco – на несколько десятков больше, чем в 2015-м. А в 2017-м совместное предприятие планирует изготовить порядка 450 машин. То есть рост есть, но проблему подобающей загрузки производственных мощностей он все равно не решает.
Что же делать? Ничего не остается, кроме как идти намеченным курсом создания оригинальных моделей и модификаций. Весь предшествующий опыт работы СП подтверждает: чем смелее полет конструкторской мысли, тем больший эффект в итоге удастся получить. Поэтому в ближайшей перспективе мы наверняка станем свидетелями появления у «Ивеко-АМТ» множества перспективных автомобилей, поражающих оригинальными конструкторскими решениями!
Iveco Cargo. Сугробы и лед
В отличие от Iveco Trakker, за рулем Iveco Cargo даже несмотря на его адаптацию для движения в сложных дорожных условиях, ощущаешь себя словно в легковом внедорожнике: управлять им столь же легко, качество отделки интерьера не ниже, а проходимость за счет здоровенных односкатных колес и внушительного клиренса (392 мм) выше на голову: в тех сугробах, где джип давно бы увяз, Cargo идет в легкую! Пятнадцать тонн полной массы, мотор в 280 «лошадок»: да это же базовые характеристики одного из самых распространенных отечественных грузовиков-внедорожников КАМАЗ-43114! Правда, у Cargo не три, а две оси, что делает его легче, а значит – экономичнее и грузоподъемнее: в сравнении с камским аналогом он берет на борт примерно на полторы тонны больше. И передачи здесь переключаются четко и точно! Чтобы врубить пониженную ступень в раздатке, не нужно всем своим весом наваливаться на рычаг, достаточно лишь остановиться и повернуть соответствующий тумблер, расположенный между сиденьями. Таким же образом включаются блокировки межосевого и межколесного дифференциалов. Одним словом, Европа!
Правда, есть у двухмостовой схемы Cargo и обратная сторона. Все же когда грузовику приходится прорываться сквозь глубокий снег, проваливаясь в него по самую раму, три оси предпочтительнее. И склон, отшлифованный до ледяного блеска многократными штурмовками, у Cargo получалось взять не с первого раза: когда под всеми четырьмя колесами оказывался лед, машина просто соскальзывала вниз. Другое дело – трехосный Trakker: даже без балласта в кузове, на обычных задних двухскатных колесах он уверенно вползал на ту же горку даже без разгона.
Впрочем, кому нужен Cargo 6x6 – пожалуйста! В гамме «Ивеко-АМТ» теперь есть и такой автомобиль: в Миассе его разработали самостоятельно. Двигатель Iveco Tector и коробка передач ZF те же, что и у модификации 4х4, но, рама усилена, задние мосты производства RABA, подвеска – оригинальная, рессорно-балансирная или пневматическая. Полная масса 21,7 тонн, грузоподъемность – 11 тонн. По массогабаритным характеристикам – фактический аналог пользующегося хорошим спросом КАМАЗ-43118. Правда, с другим ценником. Но и с другим уровнем исполнения. Причем трехосный полноприводный Cargo уже в серии: и как шасси под различные кузова, и как пожарный автомобиль, который, кстати, «Ивеко-АМТ» в сотрудничестве с Magirus изготавливает самостоятельно.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов