
Ростсельмаш. Тракторное направление и строительные новинки
Новости отрасли
Самое читаемое
Если мы говорим «Ростсельмаш», то в первую очередь подразумеваем комбайны. В деле их производства в нашей стране эта работающая в Ростове-на-Дону компания – безоговорочный лидер! О том, как и какие комбайны она производит, я недавно достаточно подробно рассказывал. Но комбайны – это только одно из производственных направлений «Ростсельмаш». Второе направление, по которому компания развивается не менее активно – выпуск сельскохозяйственных колёсных тракторов. Это – сегодня, а в планах на завтра – ещё одно, совершенно новое направление: разработка и производство дорожно-строительной техники.
Три тракторных серии
Тракторная история «Ростсельмаш» выглядит недавней только на фоне куда более продолжительной истории выпуска комбайнов, к изготовлению которых этот завод приступил в начале 1930-х. На самом же деле «Ростсельмаш» включил сельскохозяйственные тракторы в свою производственную программу более 15 лет назад, если точнее – в 2007 году, когда приобрёл активы их канадского производителя Buhler и представил на российском рынке известный во всём мире бренд VERSATILE. А в 2016 году выпуск упомянутых тракторов перенесли в Ростов-на-Дону, развернув его в одном из корпусов «Ростсельмаша», где раньше изготавливали комплектующие для комбайнов. Сначала на конвейер поставили тракторы модели 2375 – первая цифра в их обозначении указывает на семейство, а три остальных – на примерную мощность дизеля. В последующие годы «Ростсельмаш» освоил в России выпуск целого семейства колёсных тракторов Ростсельмаш 2000: полноприводных, с шарнирно-сочленённой рамой, с несколькими вариантами двигателей мощностью от 380 до 433 л.с.
В принципе, тракторы Ростсельмаш 2000 – прямые конкуренты популярному у агропредприятий «Кировцу К-7М», выпускаемому Петербургским тракторным заводом. Но вот следующим шагом «Ростсельмаш» стал запуск в серию шарнирно-сочленённых тракторов семейства Ростсельмаш 3000 с двигателями максимальной мощностью уже от 440 до 628 л.с. – они относятся к более высокому классу. Колёсных сельскохозяйственных тракторов такой мощности в нашей стране не делает больше никто, а модель Ростсельмаш 3575 с полным правом можно назвать самым мощным серийным российским сельскохозяйственным трактором. В прошлом году «Ростсельмаш» изготовил первые тракторы семейства Ростсельмаш 3000 в гусеничном исполнении: при тех же мощностных характеристиках они способны работать с орудиями, у которых ширина захвата увеличена на 10 – 20 процентов. Такие тракторы выполнены по четырёхгусеничной схеме: каждое из колёс заменено отдельной гусеницей.
А ведь есть ещё и тракторы «младшего» семейства Ростсельмаш 1000, в основе которых – ходовая часть с классической, то есть не «ломающейся» рамой. Их опытно-промышленная партия вышла из ворот завода весной 2022 года и в настоящее время проходит испытания в реальных условиях эксплуатации. В дальнейшем линейка этих машин будет включать модификации, оснащённые дизелями мощностью от 291 до 408 л.с.
До сих пор нередко можно услышать, что тракторы «Кировец» – это настоящие российские машины, а вот тракторы «Ростсельмаша» – всего лишь клоны канадских моделей, собираемые из импортных комплектующих. На самом же деле и в конструкции, и в комплектации ростовских тракторов давно уже больше нашего, чем зарубежного. Их выпуск «Ростсельмашем» достиг серьёзных масштабов: согласно данным аналитического агентства «АСМ холдинг», по итогам 2021 года тракторов Ростсельмаш было изготовлено более полутора тысяч. Правда, в 2022 году, когда начались сложности с поставками комплектующих, годовой результат уменьшился примерно на две сотни машин. Но уже к концу минувшего года темп производства вернулся к прежним месячным показателям.
Тракторное производство «Ростсельмаш»
Как сегодня на «Ростсельмаше» организовано производство сельскохозяйственных тракторов? Прежде всего, стоит отметить весьма необычный принцип работы тракторного конвейера. Дошедший по нему до последнего сборочного поста полностью готовый и заправленный топливом трактор соединяют с конвейерной лентой, которую он, выезжая, протягивает за собой на одну позицию вперёд. То есть, по сути, конвейер приводится в движение сходящими с него тракторами! Таким образом удалось значительно упростить и удешевить организацию их серийного выпуска.
«Ростсельмаш» изготавливает все металлоконструкции тракторов, включая их рамы. Кабины для них делает тот же цех, что и кабины комбайнов. Но на тракторное производство они попадают в виде сваренных и окрашенных каркасов, а окончательные сборка и комплектация проводятся уже на стапелях недалеко от сборочного конвейера. Ведущие мосты тоже собственного производства: на их ступицах выгравировано название RSM. Эти мосты, как и механические коробки передач для тракторов Ростсельмаш серии 2000, собирают в одном из цехов дивизиона механической обработки.
Сборка коробок передач ведётся на нескольких постах из заранее заготовленных, полностью сформированных комплектов, многие детали которых изготавливаются на «Ростсельмаш» или на других российских предприятиях – именно в виде таких комплектов они попадают к сборщикам. А когда агрегат готов, следующий шаг – 45-минутная обкатка в разных режимах и полный компьютерный контроль. Тракторы Ростсельмаш серии 3000 комплектуют импортными автоматическими коробками передач, но локализация их производства тоже запланирована – это будет уже следующим шагом.
Нельзя отрицать, что часть комплектующих даже для уже освоенных на «Ростсельмаше» агрегатов трансмиссии по прежнему поставляют из-за рубежа. Но это, как уверены на предприятии, временная ситуация: на территории дивизиона механической обработки уже завершается подготовка участка по изготовлению трансмиссионных шестерён и валов – во время моего визита там как раз монтировали новые автоматические обрабатывающие центры, а также оборудование для термической обработки. Продукция этого участка пойдёт на все редукторы и мосты, изготавливаемые в цехах «Ростсельмаша» как для тракторов, так и для комбайнов.
Остаётся добавить, что серийное производство проходящих в настоящее время эксплуатационные испытания тракторов Ростсельмаш серии 1000, а также нескольких новых модификаций серий 2000 и 3000, в существующем сборочном корпусе разворачивать не планируют. Потому что тракторное производство в нем завершится в ближайшем будущем: на конвейер эти машины встанут уже на новом, строящемся сейчас заводе.
Новый тракторный завод
Новый тракторный завод «Ростсельмаша» находится в нескольких сотнях метров от его основной производственной площадки. Под строительство этого завода, которое началось в 2021 году, отведена территория площадью 14 000 гектар. Инженерный корпус уже почти готов, а производственный корпус общей площадью 62 000 м2 возведён под крышу, в нем сейчас ведутся внутренние работы. По состоянию на конец апреля в этом корпусе заливали полы и готовили помещения под монтаж производственного оборудования. Размеры корпуса впечатляют! Ещё бы, здесь разместят пять конвейерных линий! Силами 1800 рабочих на новом тракторном заводе планируют изготавливать до 5000 единиц техники в год. Что это будет за техника?
Прежде всего – все три вышеупомянутых серии сельскохозяйственных тракторов, выпуск которых полностью перенесут на новую площадку. Причём тракторная производственная программа «Ростсельмаш» расширится до пяти серий. Также к перспективной сельскохозяйственной технике, которую предстоит освоить на строящемся заводе, отнесём и семейство телескопических погрузчиков грузоподъёмностью от 2,5 до 8 тонн, поскольку их основной потребитель – агропредприятия.
Но это – не всё! Под крышей будущего завода планируют изготавливать также строительную технику: экскаваторы-погрузчики с двигателем мощностью 100 л.с., фронтальные погрузчики грузоподъёмностью от 3 до 6 тонн с двигателями мощностью от 130 до 250 л.с., а также гусеничные экскаваторы с ковшами от 1,0 до 1,9 м3 и двигателями мощностью 180 – 350 л.с. То есть уже в следующем году «Ростсельмаш» выйдет на совершенно новый для себя рынок строительной техники.
Вводить в строй новый завод будут поэтапно. Планируется, что он начнёт работу ещё до завершения текущего года. Видимо, производство стартует с уже привычных тракторов, а остальную вышеупомянутую технику будет ставить на конвейер по мере завершения её разработки и испытаний.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов