Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Статистика > Российский рынок стройтехники. Ситуация по версии АЕБ

Российский рынок стройтехники. Ситуация по версии АЕБ

Как работающие в России зарубежные производители строительной и специальной техники завершили 2019 год и как оценивают его результаты?
20.02.2020
2898
view counter

Мы уже привыкли к тому, что по завершению каждого года приходится сталкиваться с несколькими вариантами оценки деятельности поставщиков строительной и специальной техники на российский рынок. Не удивительно: статистические данные приходится черпать из множества источников, причем зачастую неполных или противоречивых. Свое видение результатов минувшего года озвучил и комитет производителей дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), включающий в свой состав несколько всемирно известных компаний. Среди них: Caterpillar, CNH Industrial, Hitachi, John Deere, Doosan, JCB, Volvo CE, Komatsu, Liebherr, Atlas Copco, Wirtgen Group и Ponsse. Не удивительно, что упомянутый комитет продемонстрировал оценку результатов поставок и рыночной ситуации в России прежде всего со своей позиции. Позицию эту, как и итоговые статистические данные, собравшимся журналистам отраслевых средств массовой информации 19 февраля озвучил председатель комитета, генеральный директор Volvo CE Russia Андрей Комов.

Нельзя не признать, что комитет провел очень сложную и кропотливую работу по сбору данных по поставкам строительной и специальной техники на рынок нашей страны. Причем в этот раз их разбивка была сделана не только по специализированным сегментам, но и по регионам продаж.

Комитет по строительной технике, статистка АЕБ, продажа строительной техники, строительная техника, дорожно-строительная техника, статистика 2019, поставки техники 2019, СТ-КТ, AEB, комитет АЕБ, Ассоциация европейского бизнеса, Komatsu

Итак: входящими в состав комитета компаниями-производителями в 2019 году российским заказчикам была поставлена 13 261 новая строительная и специальная машина. Львиная доля из названного количества – чистый импорт, тогда как на долю техники, собранной российскими заводами, принадлежащими упомянутым компаниям, приходится лишь малая часть – преимущественно это полноповоротные экскаваторы. Специально уточняем: здесь и далее речь идет исключительно о новой технике.

Почти 13,3 тыс. строительных машин – много это или мало? По сравнению с 2018 годом рост составил 12%. На фоне стагнирующего российского рынка – очень неплохой результат! Но Андрей Комов, видимо, выражая солидарную позицию членов комитета, считает, что он мог быть и лучше. Главное препятствие – введенный правительством России утилизационный сбор. Хорошая новость – он не вырос в 2020 году, чего ждали и боялись многие, плохая новость – он не снижен, на что иностранные поставщики не перестают надеяться. Величина утилизационного сбора, с точки зрения комитета, слишком обременительная для увеличения поставок зарубежными компаниями. Кроме того, были высказаны и сомнения в адекватности размера утилизационного сбора для некоторых типов и классов строительной техники (например, в ряде случаев он одинаков и для легких, и для тяжелых машин).

Комитет по строительной технике, статистка АЕБ, продажа строительной техники, строительная техника, дорожно-строительная техника, статистика 2019, поставки техники 2019, СТ-КТ, AEB, комитет АЕБ, Ассоциация европейского бизнеса, CAT

Но тут все дело в том, что под разным углом зрения принципы обложения той или иной техники утилизационным сбором видятся по разному. Например, зарубежные поставщики склонны считать его ставку для целого ряда позиций завышенной, необоснованной и нелогичной, тогда как с точки зрения российского регулятора, напротив, эти же самые ставки вполне могут выглядеть очень даже разумными, если, к примеру, допустить, что их размер увязан не с массой или какими-то другими техническими характеристиками, а с тем, насколько государство заинтересовано в развитии производства тех или иных классов строительных машин или в какую продукцию вкладывают средства национальные производители. Впрочем, с некоторыми аргументами комитета трудно спорить. Например, обремененные высоченной ставкой утилизационного сбора шарнирно-сочлененные самосвалы в нашей стране действительно пока никто не производит, и заказчики даже если захотят, не смогут найти более доступной по стоимости отечественной альтернативы.

Volvo, Комитет по строительной технике, статистка АЕБ, продажа строительной техники, строительная техника, дорожно-строительная техника, статистика 2019, поставки техники 2019, СТ-КТ, AEB, комитет АЕБ, Ассоциация европейского бизнеса

Чрезмерно высокими видятся комитету и ставки утилизационного сбора на компактную строительную технику. Ведь у тех же мини-экскаваторов российских аналогов нет! Андрей Комов в своем докладе привел интересные диаграммы, из которых видно, что по использованию компактной строительной техники наша страна отстает от большинства европейских стран, а о сравнении с Францией, Великобританией или Германией не стоит даже и заикаться: к примеру, немецкий рынок новых компактных строительных машин больше нашего примерно в семь раз. Тем не менее, здесь нужно учитывать один нюанс. Дело в том, что в России функции подобной техники вполне успешно выполняют экскаваторы-погрузчики, которые просто невозможно эффективно применять во многих европейских странах из-за запрета самостоятельного передвижения по значительной части дорог общего пользования – только на трале. Поэтому там вместо экскаваторов-погрузчиков и берут мини-экскаваторы – для них нужно куда менее крупное, а потому менее дорогое средство транспортировки. Не случайно в той же Германии строительная мини-техника продается сотнями, а экскаваторы-погрузчики – штучно. В России же ситуация прямо противоположная: значительную часть мини-экскаваторов и прочей мини-техники пусть отчасти, но все же замещают экскаваторы-погрузчики, которые в решении строительных и всевозможных коммунальных задач более универсальны и оперативны. 

Комитет по строительной технике, статистка АЕБ, продажа строительной техники, строительная техника, дорожно-строительная техника, статистика 2019, поставки техники 2019, СТ-КТ, AEB, комитет АЕБ, Ассоциация европейского бизнеса, Volvo

Хотя комитет производителей дорожно-строительной и спецтехники АЕБ не устает пенять на неоправданно высокие, с его точки зрения, ставки утилизационного сбора, тем не менее, еще раз повторимся: в России 2019 год для его членов в общем и целом завершился позитивно. Это касается как уже упомянутого общего роста поставок техники ведущих мировых брендов, составившем 12%, так и роста поставок в отдельных сегментах. Так, в прошлом году в сравнении с позапрошлым зафиксированный статистикой АЕБ объем поставок российским заказчикам экскаваторов-погрузчиков вырос на 33% (3700 ед.), погрузчиков с бортовым поворотом – на 29% (1302 ед.), колесных экскаваторов – на 27% (717 ед.), гусеничных промышленных тракторов – на 10% (1116 ед.), гусеничных экскаваторов – на 5% (4122 ед.), а колесных фронтальных погрузчиков и экскаваторов-погрузчиков – на 2% (соответственно 1169 и 3700 ед.). Серьезное падение произошло только в сегментах грейдеров (684 ед., -16%), а также шарнирно-сочлененных и карьерных самосвалов (206 ед., -25% и 244 ед., -20%). Причем в случае с последними – это общемировая тенденция, связанная прежде всего с сокращением добычи угля. Еще раз напомним, что в данном случае речь идет только о технике производства ведущих компаний с мировым именем – общие данные за 2019 год по поставкам на российский рынок строительной и специальной техники всех действующих в нашей стране, в том числе отечественных и китайских производителей, мы через некоторое время тоже опубликуем.

Константин Закурдаев




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки