Главная страница > Производство > Российский автопром: экспорт или смерть!

Российский автопром: экспорт или смерть!

Поддержка отечественной автомобильной промышленности требует стимулирования не только внутреннего спроса, но и экспортных поставок.
20.11.2015
3398
view counter

Под председательством Альфии Когогиной, члена Комитета Государственной Думы по промышленности и развитию автомобильной промышленности и спецтехники, 19 ноября состоялось заседание Экспертного совета упомянутого Комитета, на котором собравшиеся оценили эффективность, во-первых, государственной поддержки отечественной автомобильной промышленности, а во-вторых – комплекса предлагаемых мер, направленных на стимулирование экспорта российской автотехники.

По словам заместителя министра промышленности и торговли Александра Морозова, если бы не меры государственной поддержки, в этом году продажи на российском рынке составили бы не 1,6 млн, а всего лишь порядка 1,1 млн автомобилей всех типов и классов. И хотя доля отечественных моделей в их числе увеличилась, загрузка созданных в России производств, а они рассчитаны на объем рынка в 3,5 млн машин, не превышает 40%. Для сравнения, в кризис 2008-2009 года этот показатель не опускался ниже 51%. То есть сегодня он вплотную приблизился к критическому значению: уже сейчас производство многих автокомпонентов, поставляемых на конвейеры российских автозаводов, находится на грани рентабельности и при дальнейшем падении производства автомобильной техники может попросту прекратиться. Компонентная отрасль попросту прекратит свое существование! То же самое можно сказать и про российские автозаводы: по мнению директора направления компании «Роланд Бергер Стратеджи Консалтинг» Эдуарда Черкина, ни один из них сегодня не работает с прибылью!

Автомобильная промышленность автопром господдержка рынок производство экспорт

Выходов из ситуации видятся два, и оба правительство собирается взять на вооружение. Прежде всего – продолжить программы стимулирования приобретения автомобильного транспорта. Если в бюджете будущего года удастся заложить средства на их финансирование, продажи на рынке удастся удержать на уровне 1,5 млн. авто. Если нет – рынок обвалится до 0,98 млн, и тогда на российском автопроме можно будет ставить крест. В принципе, государству выгодно подобное стимулирование: на каждый вложенный рубль оно получает полтора за счет увеличения налогов с роста производства как конечной продукции, так и автокомпонентов.

Автомобильная промышленность автопром господдержка рынок производство экспорт

Но никакое стимулирование не поможет, если не начать серьезно стимулировать экспорт. И такое стимулирование реально необходимо даже несмотря на случившийся обвал курса рубля, казалось бы очень выгодный с точки зрения поставок за рубеж. Потому что весь положительный эффект от девальвации национальной валюты уже съеден существенным повышением цен прежде всего на поставляемую автозаводам продукцию металлургов (+40%) и нефтехимических производств, а также не менее впечатляющим ростом кредитных ставок, делающим невыгодными вложения в развитие производства.

Автомобильная промышленность автопром господдержка рынок производство экспорт

Чтобы эту ситуацию преодолеть, подготовлен проект федерального закона «О поддержке экспорта в Российской Федерации», который должен помочь предпринимателям продвигать свои товары в других странах. В частности, упомянутый закон предусматривает финансирование доставки продукции экспортеров заказчикам, оказание им консультационной и правовой помощи на рынках других стран, а также создание специальной ориентированной на поддержку экспорта федеральной структуры, которая будет решать проблемы российских экспортеров в режиме «одного окна».

Автомобильная промышленность автопром господдержка рынок производство экспорт

Первые результаты ожидаются уже в 2016 году – государство рассчитывает, что рост экспорта автомобильной техники по отношению к текущему году увеличится в два раза. Правда, это вряд ли коренным образом изменит ситуацию: напомним, что на сегодняшний день количество незадействованных в автопроме мощностей достигает 60%. Так что и правительству, и промышленникам есть куда стремиться. Тем более, что целый ряд стран, ранее столкнувшихся с проблемой снижения продаж своей автотехники на внутреннем рынке задачу по развитию экспорта успешно решили. К примеру, Турция сегодня поставляет в другие страны 70% производимых автомобилей, а Румыния – 90%.

Автомобильная промышленность автопром господдержка рынок производство экспорт

К сожалению, на проводимых в последнее время конференциях, призванных выработать стратегию даже не столько развития, сколько спасения национального автопрома, как-то не принято вспоминать, что все его действительно серьезные проблемы начались после принятия руководством страны по сути гибельных для отечественного машиностроения обязательств по вступлению в ВТО. Сегодня фактически не существует никакой таможенной защиты внутреннего рынка: пошлины на ввоз практически любого автотранспорта не превышают 5% – такого нет ни в одной пекущейся о своих производителях стране! Вспомним, что все государства, начинавшие развивать внутреннее производство, прежде всего защищали свой рынок высокими таможенными барьерами. Временно, но крайне эффективно! Так поступали в 1950-е годы Япония, в 1970-е Корея и в 1990-е Китай. Увы, у нас был выбран совершенно противоположенный сценарий. Результат – налицо.

Константин Закурдаев

Автомобильная промышленность автопром господдержка рынок производство экспорт




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки