РОАД и рынок: подсчёт, прогноз и отчёт
Новости отрасли
Самое читаемое
В Москве 18 января состоялась пресс-конференция президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексея Подщеколдина, в ходе которой он рассказал об итогах продаж легковых и малотоннажных коммерческих автомобилей а России в 2023 году, указал на мешающие этим продажам факторы, обрисовал возможности таких продаж в 2024-м, отчитался о реализованных инициативах возглавляемой им ассоциации и об инициативах, которые только предстоит реализовать.
По данным РОАД, в 2023 году объём российского рынка новых и подержанных легковых и малотоннажных коммерческих автомобилей почти достиг объёмов в общем и целом благополучного 2013 года: соответственно, 8,48 млн и 8,29 млн ед. Но радоваться рано: если в 2013 году на долю новых автомобилей приходилась ровно треть (2,8 млн) от названного количества, то в 2023-м – всего 14% (1,15 млн), то есть в два с лишним раза меньше! При этом доля автопарка возрастом свыше 10 лет доросла до 70%.
Интересно, что если в 2021 году на долю китайских производителей приходилось всего 7% российского рынка новых автомобилей, то в 2023-м – уже 48%: их продажи перевалили за полмиллиона! При этом продажи автомобилей исконно российских производителей даже немного снизились: 435 тыс. против 440 тыс., хотя их доля рынка подросла с 26 до 38%. Планы китайских брендов на 2024 год грандиозны: увеличить реализацию новых легковых и малотоннажных автомобилей в России на 213%, с 549 тыс. до 1,17 млн! Ожидаемый рост выглядит впечатляющим, но вряд ли реализуем на практике. В этом смысле планы российских марок смотрятся куда реалистичнее: суммарный объём продаж их автомобилей в 2024 году запланирован в размере 0,5 млн ед. То есть рост составит вполне достижимые 15%.
Да, по сравнению с 2022 годом восстановление рынка новых автомобилей в 2023 году выглядит впечатляющим: 1,15 млн против 0,69 млн ед. Но для достижения результата 2021 года в 1,67 млн, то есть для полного восстановления рынка, в 2024 году продажи должны вырасти фактически на столько же. Это вряд ли случиться: согласно прогнозу специалистов РОАД, оптимистический сценарий предусматривает реализацию в наступившем году 1,3 млн, пессимистический – 1,1 млн новых автомобилей. То есть, очень возможно, что из-за продолжающегося роста их стоимости (средняя цена нового автомобиля за два года подскочила почти на миллион) рынок не вырастет а, напротив, упадёт: покупатели переключатся на подержанные машины. Тут всё будет зависеть, останется ли ключевая ставка ЦБ на нынешнем, невозможном для увеличения продаж уровне, или её всё же благоразумно снизят, причём значительно.
Алексей Подщеколдин рассказал о нескольких реализованных РОАД инициативах. Одним из главных достижений он считает реформу НДС на автомобили с пробегом, то есть отказ от взимания двойного НДС, приводившего к тому, что большинство сделок осуществлялось в «серую». В числе инициатив РОАД, которые ассоциация планирует реализовать в 2024 году, названы принятие закона о борьбе с фальсификацией данных одометров (по сути, это мошенничество, наносящее добросовестному приобретателю ощутимый финансовый урон), внесение изменений в закон о защите прав потребителей для борьбы с разоряющим дилеров потребительским экстремизмом, запуск программы утилизации при покупке автомобиля российского производства, организация Автомобильной русско-китайской ассоциации со строительном испытательного полигона на Дальнем Востоке для сертификации новых китайских автомобилей, введение существующих во многих странах дилерских номеров для возможности тест-драйва покупателями ещё не зарегистрированных машин, а также создание Росавто – эдакого объединения всех автопроизводителей России под властью единой управляющей структуры на манер «Росатома» и «Ростеха», дабы отечественный автопром наконец начал процветать.
Аргументируя последнюю их этих инициатив, Алексей Подщеколдин привёл в пример советскую автомобильную промышленность, выпускающую куда большее количество автомобилей с куда большей степенью локализации благодаря наличию в её руководстве крупных авторитетных начальников, внушительного штата управленцев и централизации всего и вся, начиная от планирования и заканчивая разработками и производством. Правда, заставщие времена СССР хорошо помнят, что результатом деятельности «великого советского автопрома» было то, что любой выпущенный им автомобиль после покупки, прежде, чем начать на нём ездить, нужно было сначала перебрать, протянуть и прогрунтовать. Если снова превратить автопром в монополию, результат будет тем же.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов