Полуприцепы 2022. Новинки и модернизация
Новости отрасли
Самое читаемое
В сентябре 2001 года с НЕФАЗа на Туймазинский завод автобетоновозов, известный также как ПАО «ТЗА» (оба являются дочерними предприятиями КАМАЗа), перемещена линия по сборке шторных полуприцепов. Эти полуприцепы относятся к новому поколению и предназначены в первую очередь для комплектации самых современных камских седельных тягачей, относящихся к поколению К5. Изначально их собирали на НЕФАЗе, но сейчас там развивается производство пассажирского транспорта, которому требуются дополнительные площади. Поэтому было принято решение высвободить их за счет переноса производства полуприцепов на ТЗА, где свободные площади были в наличии.
По словам генерального директора ПАО «ТЗА» Сергея Кленько, в рамках проекта потребовалась реорганизация пролетов № 7 и № 8 на площади около 5000 м2. Сегодня завод выпускает уже 150–160 полуприцепов в месяц, но теперь перед предприятием поставлена задача выйти на темп сборки как минимум 2 тыс. полуприцепов в год с дальнейшим развитием мощностей до годового выпуска в 5 тыс. полуприцепов. Такой шаг позволит значительно увеличить объем товарной продукции ТЗА. Если в 2020 году он составлял 1,8 млрд руб., в 2021 году – 2,7 млрд руб., то в текущем году с выходом 1800–1900 полуприцепов этот показатель должен увеличиться двукратно, до 5 млрд рублей. Впрочем, произошедшие в феврале – марте события наверняка скорректируют эти планы.
Производство прицепной техники не случайно переносится с НЕФАЗа на ТЗА, то есть с одного филиала ПАО «КАМАЗ» на другой: будущее предприятия в Нефтекамске теперь связывают с двумя магистральными направлениями: производством пассажирского транспорта и самосвальных надстроек. Выпуск автобусной техники планируется довести до 3 тыс. в год, для чего в производство вкладывают 4 млрд руб., а в развитие производства самосвальных кузовов для установки на КАМАЗы нового поколения К5 – 3,5 млрд руб., что позволит поднять их годовой выпуск до 12,5 тысячи. Инвестиции пойдут преимущественно на автоматизацию и роботизацию применяемых технологий, включая процессы сварки и окраски. Кроме того, в 2022 году Нефтекамский автозавод приступит к строительству испытательного трека, на котором будет проходить испытания вся производимая им техника.
В феврале на заводе «Ак Барс Металл» после реинжиниринга открылся цех горячего цинкования. Сразу же после этого был подписан контракт на оказание услуг для Туймазинского завода автобетоновозов (ТЗА), входящего в состав ПАО «КАМАЗ», где, как уже было сказано, разворачивается производство полуприцепов, включая самые новые модели для работы в паре с седельными тягачами КАМАЗ К5.
Горячее цинкование признано одним из самых надежных и экономичных видов защиты металла от коррозии, однако покрыть цинком столь габаритную конструкцию, как рама полуприцепа, в России до сих пор не мог никто – не было подходящих по размерам оцинковочных ванн. Длина рамы выпускаемых на ТЗА полуприцепов – 13,65 м, длина новой ванны – 14 м. Холдинг «Ак Барс» вложил в модернизацию цеха порядка 300 млн рублей, нарастив его мощность с 30 до 40 тыс. тонн оцинкованных металлоконструкций в год.
«Сегодня в России продаются 11 тысяч полуприцепов в год, а КАМАЗ вышел на рынок с суперсовременным тягачом, который должен их перевозить. Продавать тягачи сами по себе производителю не очень интересно, потому что реализация в комплекте с полуприцепом дает двойную выгоду, и именно такая задача стоит перед нами – продавать эти продукты вместе. Цинкование же рамы позволит нам обеспечить наилучшее качество на рынке буквально среди всех существующих конкурентов», – пояснил Сергей Кленько.
По его словам, на 2022 год план закупок Туймазинского завода ограничится цинкованием тысячи рам. Хотя для этого возить рамы придется из Туймазов в Набережные Челны и обратно, однако расстояние в 200 км легко укладывает транспортные расходы в весьма конкурентную цену полуприцепа. На одном трале на завод в Челны для цинкования доставляются четыре рамы, и столько же забирается. «Рама при такой логистике сохраняет ценовые преимущества перед европейскими аналогами.
Даже с их не оцинкованными, а просто крашеными рамами мы имеем разницу около миллиона рублей, если говорить о конечной цене полуприцепа. Его нынешняя цена вырастет примерно на 150 тысяч, и при таких параметрах мы все равно остаемся в тренде рынка, но уже с наилучшим качеством, с гарантированной защитой от коррозии на 10 лет и дольше», – пояснил гендиректор ТЗА.
Еще один крупный российский производитель прицепной техники, компания Grunwald, вывела на рынок сельскохозяйственной транспортной техники новый четырехосный самосвальный полуприцеп Gr.T49-AB с 49-кубовым алюминиевым кузовом. Этот кузов разработан бельгийскими специалистами из компании STAS и производится на роботизированной сварочной линии из алюминия премиального качества. Его прямой задний борт оборудован верхней навеской и функцией распашных ворот со съемной перекладиной. Данный функционал дополняют две зерновые заслонки.
Раму полуприцепа изготавливают из высокопрочной стали Strenx S700 MC. Осевой агрегат составляют четыре оси SAF в усиленном исполнении Custom Design с дисковыми тормозными механизмами. При этом две передние оси снабжены подъемными механизмами. Собственная масса 11,5-метрового полуприцепа составляет 7,26 тонны, грузоподъемность – 39,74 тонны. Из 47 тонн полной массы 11 тонн приходится на седельно-сцепное устройство (высота 1150 мм), а 36 тонн – на четырехосную осевую тележку.
Завод ГРАЗ специально для суровых условий эксплуатации выпустил стальной полуприцеп-цистерну с комбинированной подвеской. Емкость «бочки» составляет 40 м3. Главная особенность данной модели – комбинированная подкатная тележка с суммарной нагрузкой на оси в 36 тонн, которая состоит из двух модулей: рессорно-балансирной двухосной двухскатной тележки и передней двухскатной пневматической оси производства немецкой компании BPW. Рессорно-балансирная подвеска прочная и стойкая к холодам. Система балансира берет на себя основные удары при работе на бездорожье. Передняя подъемная ось экономит резину и снижает сопротивление качению.
Для применения в сложных дорожных условиях полуприцеп-цистерна обладает низким центром тяжести, стенками толщиной в 5 мм, рассчитанной на полноприводный тягач высотой седельно-сцепного устройства, буксировочными крюками и разъемным противоподкатным бампером, облегчающим преодоление бездорожья. Донные клапаны оснащены механическим управлением, что незаменимо в морозы. Диаметр коммуникаций увеличен до 89 мм. В качестве опций предложены технологическая полость в передней части, горловина и слив в защитных коробах, фонарь подсветки во взрывозащищенном корпусе, задние фонари в верхней и нижней частях полуприцепа, технологические ящики с дополнительными замками для герметичности и место под три запасных колеса (два колеса от тележки полуприцепа заранее установлены).
Работающий в Великом Новгороде «Meusburger Новтрак» в партнерстве с компанией Libner Polska разработал и освоил в производстве первый в России четырехосный полуприцеп SP-454 со сдвижной конструкцией тента. Главное его преимущество состоит в том, что надстройка может полностью сдвигаться вперед или назад, образуя целиком открытую погрузочную площадку, что позволяет быстрее и удобнее производить погрузку и разгрузку, а также использовать данную модель полуприцепа для перевозки морских контейнеров. Установленная на SP-454 четвертая ось сделала возможным увеличить массу перевозимого груза на четыре тонны, не нарушая при этом требований весового контроля. Длина полуприцепа составляет 13,7 м, габаритная высота – 4 м, объем кузова – 92 м3, а грузоподъемность достигает 38,2 тонны.
Интересная новость пришла от компании «Политранс»: она получила патент на изобретение специальной транспортной системы для перевозки тяжелых карьерных гидравлических экскаваторов. Изобретение реализовано в транспортные системы «Политранс» ТС 12 и ТС 20, которые предназначены для перемещения экскаваторов Komatsu PC1250 и PC 2000, Hitachi EX1900, Cat 6015B/6018, а также их аналогов массой до 205 тонн.
Принцип работы ТС 12 и ТС 20 следующий: экскаватор заезжает траками на колесную пару, цепляется ковшом за кузов самосвала, затем траки приподнимаются и тягач начинает движение, везя за собой экскаватор. Чтобы начать применять такую систему, не нужно модифицировать экскаватор или самосвал: вся процедура осуществляется техникой в базовой комплектации.
Таким образом, сокращаются временные затраты на перегон экскаватора (своим ходом он двигается в 8–10 раз медленнее). Также использование ТС 12 и ТС 20 позволяет максимально оперативно планировать работу техники в карьере. По мнению разработчиков из «Политранса», эти факторы повышают коэффициент полезного использования оборудования, снижают затраты на ремонт и обслуживание и повышают производительность.
У «Политранса» также есть новости, касающиеся и традиционной прицепной техники. В модельной линейке этой компании и прежде был трехосный полуприцеп-сортиментовоз, но теперь представлен его модернизированный вариант, в котором нашел применение целый ряд прогрессивных технических решений.
Так, снаряженную массу модернизированного сортиментовоза при максимальной грузоподъемности 34,3 тонны удалось снизить до 7,7 тонны, чему способствовал переход к применению высокопрочной стали, из которой, в частности, изготовили коники. Эти коники получили разборную конструкцию со съемными стоками. Также на снижение массы повлияло и использование пневматической подвески SAF Intra. Пневмопривод тормозов снабдили системой EBS компании Wabco. Длина грузовой площадки оставляет 12,5 м, что позволяет перевозить сортимент в пачках 3х4 или 2х6 м суммарным объемом до 51 м3.
Увязочные устройства крепятся на раме полуприцепа и позволяют надежно фиксировать перевозимый груз. Для удобства при обслуживании и при погрузо-разгрузочных работах на переднем щите установлены два фонаря, которые возможно зафиксировать в трех положениях. Задние фонари защищены металлическим кожухом и могут складываться. Контроль за нагрузками обеспечивает Smartboard.
Первая партия новых полуприцепов-сортиментовозов уже отгружена одному из заказчиков в Республику Коми. По согласованию с ним изменено их цветовое решение. Если ранее подобные полуприцепы «Политранс» окрашивал в один цвет (оранжевый или красный), то теперь рама стала серой, а коники, противозахватные балки и передний щит – оранжевыми.
ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» запустило высокотехнологичное производство криогенных танк-контейнеров для хранения и транспортирования сжиженного природного газа (СПГ). Эти контейнеры соответствуют всем действующим на сегодняшний день российским и международным стандартам. Их используют для мультимодальных перевозок СПГ железнодорожным, автомобильным, морским и речным транспортом. Планируемая мощность производства составляет более 500 танк-контейнеров в год.
Конструкция криогенного танк-контейнера «Сеспель» включает, во-первых, прочную стальную раму с устройствами для строповки, что обеспечивает удобство погрузки/разгрузки и возможность перевозить контейнер на различных видах транспорта, и, во-вторых, цистерну с многослойно-вакуумной изоляцией, оборудованную необходимой запорно-предохранительной арматурой и приборами КИПиА. Внутри цистерны установлены перегородки, делящие ее на отсеки и выполняющие роль волнорезов, гасящих гидравлические удары во время движения.
В 2022 году «Тверьстроймаш» продолжил расширять семейство тяжелых многоосных полуприцепов-тралов. В феврале в арсенале компании появился новый четырехосный низкорамный полуприцеп грузоподъемностью 32 тонны, который предназначен для перевозки модулей, различных машин и металлоконструкций. За счет раздвижной рамы на нем получится одновременно разместить, к примеру, две единицы колесной техники или комбайн вместе с жаткой. Более того, данный полуприцеп может транспортировать стандартные контейнеры, для чего в его конструкции предусмотрены специальные фитинги.
Грузовая платформа полуприцепа длиной 12,5 м может быть раздвинута до 20,5 м. Две передвижные опоры шириной 250 мм предусмотрены уже в базовой комплектации, что поможет удобно и безопасно установить груз в полностью раздвинутом варианте. Высота погрузки, благодаря использованию нестандартной для четырехосных тралов ошиновки 205/65 R17,5, снижена до 800 мм, что расширяет диапазон перевозимых крупногабаритных грузов. Кроме того, с целью транспортировки негабаритной техники в комплект полуприцепа включены уширители до 2990 мм. Первая ось выполнена подъемной, четвертая – поворотной. Подвеска управляется электроникой.
В арсенале компании «Тверьстроймаш» появилась еще одна интересная новинка: пятиосный полуприцеп с задним заездом и гидравлическими трапами, предназначенный для перевозки тяжелой строительной техники, получил модификацию увеличенной грузоподъемности, которая выросла с 54 до 60 тонн. Грузовая платформа данной модели длиной 8,8 м может быть раздвинута до 14,8 м. Высота погрузки у полуприцепа составляет 860 мм. Первые две его оси оснащены механизмом подъема, а первая и четвертая – механизмом подруливания для улучшения маневренности.
Машиностроительный завод BONUM вывел на рынок сельхозтехники облегченный четырехосный полуприцеп-зерновоз, снаряженную массу которого по сравнению с прежней моделью удалось снизить на полтонны. Такого результата конструкторы добились благодаря использованию высокопрочной стали. В результате грузоподъемность полуприцепа-зерновоза увеличилась до 30,5 тонны, а полезный объем его кузова довели до 46 м3.
В конструкции полуприцепа используются оси SAF c дисковыми тормозными механизмами и шинами 385/65 R22,5, а также электрика немецкого или австрийского производства. Габаритная длина модели 11,6 м, снаряженная масса 5,9 тонны, а высота седельно-сцепного устройства рассчитана на стандартный тягач и составляет 1150 мм.
И в завершение – о модернизации одного из популярных полуприцепов МЗ «ТОНАР». Речь идет о полуприцепе-контейнеровозе ТОНАР К3-40, рассчитанном на транспортировку 40-футовых контейнеров. Эта модель на рынке не новичок, но теперь конструкторы МЗ «ТОНАР» расширили ее функционал, добавив техническую возможность транспортировать танк-контейнеры со сжиженным природным газом (СПГ). С данной целью полуприцеп оборудовали кофрами под огнетушители, рамками под таблицы обозначения опасного груза и экранированной проводкой в гофрированных шлангах. Укомплектованный осевыми агрегатами собственного производства, ТОНАР К3-40 относится к транспортным средствам AT, FL, EX/II. Пункт ДОПОГ в его Одобрении типа подтверждает соответствие конструкции всем техническим требованиям, предъявляемым при перевозке опасных грузов.
Сергей Стеклов
С нами уже 1039 профессионалов