Первый квартал, 2023: китайская автоэкспансия
Новости отрасли
Самое читаемое
Ни для кого не секрет, что китайские автопроизводители с каждым месяцем увеличивают поставки своей техники на российский автомобильный рынок, за минувший год полностью изменив на нём расклад сил. Они не только замещают ушедших западных и восточных конкурентов, но и теснят отечественных автопроизводителей, столкнувшихся с целым комплексом трудноразрешимых проблем. Мы воспользуемся данными аналитической компании «Автостат инфо» о регистрации в стране новых автотранспортных средств и посмотрим, каких успехов сумели добиться китайцы за первый квартал 2023 года и как под их нажимом чувствуют себя на собственном домашнем рынке ведущие российские автопроизводители.
Легковой сегмент. Здесь по-прежнему безоговорочный лидер – наш АВТОВАЗ с количеством регистраций в первом квартале порядка 63,5 тысяч. Ближайшие к нему конкуренты, китайские Chery, Haval и Geely, за указанный период показали результат, соответственно, 20,5 тыс. 16,1 тыс. и 12,1 тыс. зарегистрированных новых легковых автомобилей. Вроде бы отрыв от них у АВТОВАЗа по-прежнему велик, но, если, в сравнении с прошлогодним результатом, за указанный период он увеличил внутрироссийские продажи на 21%, то китайские конкуренты показали примерно двукратный рост. И потенциал дальнейшего увеличения реализации у них выше, поскольку у всей тройки в авангарде продаж – несколько ходовых моделей кроссоверов, спрос на которые сегодня неудержимо идёт вверх.
А «АВТОВАЗ» начало эры кроссоверов проспал и продолжает удерживать лидерство за счет популярного, но не имеющего особых перспектив роста сегмента малолитражек. Которые в его линейке представлены несколькими модификациями «Гранты», в первом квартале взявшими на себя примерно 2/3 всех регистраций «Лад». Единственная надежда для дальнейшего роста – на возобновившийся выпуск «Весты», которая может помочь завершить год увеличением продаж где-то на 100 тысяч автомобилей. Но дальше – тупик, потому что кроссоверов у «АВТОВАЗа» нет и в ближайшее время не появится. Пятое место по количеству регистраций – у Kia (порядка 9,5 тысяч ед., падение в 3,5 раза). А УАЗ со своими легковыми моделями, то есть с «Хантером» и «Патриотом», оказался на 13 месте с результатом 1763 регистрации, что на 31% меньше, чем годом ранее.
Малотоннажный сегмент. Здесь тоже всё вроде по-прежнему: в лидерах ГАЗ со своими «Соболями» и «Газелями» в нескольких поколениях. Показанный им квартальный итог – более 9,4 тысяч ед., падение на 15%. На второе место с результатом 5,5 тысяч поднялся «УАЗ». Причём результаты «Профи» даже выросли с 615 до 725 ед., но и у ульяновцев по итогам квартала – общее падение, пусть и не такое значительное, менее 4%. На третьем месте – «АВТОВАЗ» со своими коммерческими моделями, число регистраций которых сократилось на треть и составило менее тысячи. На четвёртом месте – Ford (менее 800 Ford Transit против почти 4400 годом раньше), что выглядит странно: компания из России давно ушла, а её малотоннажники продолжают регистрироваться в значительном количестве.
Пятое место снова за российской маркой – Sollers. Но, по факту, под ней на рынок проникают китайские малотоннажники JAC. Квартальный итог – чуть более 400 регистраций выпускаемых на их базе Sollers Argo и Atlant. Интересно, что Sollers указанные малотоннажники собирает на том же заводе в Алабуге, где до начала 2022 года выпускались Ford Transit. Правда, за счёт новых моделей, как видим, выйти на довоенные объёмы пока не удалось. А как обстоят дела у чистокровных «китайцев»? Их в данном сегменте почти нет, больше всего регистраций – 41 у малотоннажников Dongfeng и 21 – у малотоннажников BAW. Сущая ерунда, у большинства малотоннажников уже покинувших рынок европейских производителей– в разы больше!
Сегмент средних и тяжёлых грузовиков. Камский автозавод в данном сегменте – по прежнему в лидерах, но уже не в безоговорочных, как былые времена. По итогам первого квартала под маркой КАМАЗ в России зарегистрировано почти 6,8 тысяч грузовых автомобилей, что на 25% меньше, чем годом ранее. У китайских конкурентов – ситуация обратная! Число регистраций вышедших на второе место грузовиков Sitrak – более 4 тысяч, а рост так и вовсе фантастический, 120-кратный! И на третей, и на четвёртой, и на пятой позициях – тоже китайцы: грузовики компаний Shaanxi (почти 3700 ед., ), FAW (почти 2400 ед.) и HOWO (чуть более 1800 ед.). У первого рост почти в пять раз, у второго – почти в десять, у третьего – почти в четыре раза! Как итог, доля регистраций иномарок впервые превысила долю регистраций отечественных грузовиков: 16,2 против 10,7 тысяч!
В результате ГАЗ с итогом чуть более 1,5 тысяч регистраций и падением на 23% оказался на шестом месте, а МАЗ с близким результатом – на седьмом. Правда, он, в отличие от российских заводов, немного подрос – прибавка 23%. Но воспользоваться ситуацией, как это сделали китайцы, у МАЗа, к сожалению, не получилось. Автозавод «Урал» с квартальным итогом около 850 грузовиков – на восьмом месте. У него падение регистраций – 46%. Тут нужно добавить, что вышеупомянутые китайские марки – это, так сказать, первая волна вторжения. А за ней идёт вторая волна в составе таких компаний, как JAC, Foton, Hongyan и Dongfeng. Ни одна из них по итогам квартала не достигла тысячи регистраций, но это говорит лишь о пока нереализованном в полной мере потенциале, поскольку рост у них тоже не на проценты, а в разы!
Сегмент автобусов. Здесь у российских производителей есть хороший козырь: контракты по госзакупкам различных уровней для обслуживания городских маршрутов формируются из отечественной пассажирской техники. Как результат, на этом островке стабильности – пока без серьёзных позиционных изменений. Как всегда в лидерах – Павловский автобусный завод с квартальным результатом почти в 2 тысячи автобусов и даже с небольшим ростом в 9%! Рокировка между вторым и третьим местами произошла между ЛИАЗ и НЕФАЗ: у первого зарегистрировано 565 (+47%), у второго – 358 (-20%) автобусов. Четвёртое место у МАЗа – его квартальный итог 314 регистраций с уменьшением их количества на 9%. А вот «Волгабас», хотя и прибавил более 17%, все же оказался на шестом месте с итогом 236 зарегистрированных автобусов.
Потому что его обошёл китайский Yutong: 314 регистраций автобусов. Но! У Yutong количество регистраций, опять же, выросло не на проценты, а в разы, а именно, в 3,5 раза. Не спорю, по сравнению с отечественными автобусами, китайских в первом квартале зарегистрировано значительно меньше, но это пока. Потому что рост регистраций у Higer почти трёхкратный, у Zhongtong – шестикратный, у King Long – двукратный. Так что автобусный сегмент российского автомобильного рынка тоже не избежал китайского вторжения. Просто здесь оно только в самом начале.
Константин Закурдаев
Статистические данные предоставлены ООО "Автостат инфо"
С нами уже 1039 профессионалов