Новинки на BW Expo. Автобусы с ДВС не сдаются!
Новости отрасли
Самое читаемое
Накануне состоявшейся в Москве в последних числах ноября главной автобусной выставкой страны BW Expo мы регулярно публиковали анонсы о предназначенных к показу на ней отечественных и зарубежных новинках автобусов, троллейбусов и электробусов. А теперь, когда выставка завершена, посмотрим, что эти новинки из себя представляют. Тем более, что их оказалось немало! Несмотря на полное отсутствие западных производителей выставка, безусловно, удалась: на ней было на что посмотреть и чему удивиться. О самом интересном и удивительном я здесь и расскажу. В этой, первой части обзора, речь пойдёт о новинках с классическими двигателями внутреннего сгорания, а в следующей части – об электрических новинках.
Начну с малого. То есть с показанного на стенде «Группы ГАЗ» нового микроавтобуса «Соболь NN». Как раз в дни проведения выставки первые такие машины появились у дилеров, но – в грузовом исполнении, то есть в виде цельнометаллических фургонов, а на BW Expo был представлен пассажирский вариант. На мой взгляд, наиболее важно в компоновке его салона то, что это салон-трансформер: то есть два задних ряда сидений в нем установлены на встроенных в пол салазках. Получается, и второй, и третий ряды при желании можно сдвинуть вплотную к первому, тем самым превратив «Соболь NN» из пассажирского в грузовой. Универсальная машина!
А что ещё показали на стенде «Группы ГАЗ»? Остальные его экспонаты посетителям предыдущих выставок уже знакомы, но в отношении них появилась новая информация. Например, в прошлом «Валдай Сити», а ныне – безымянный автобус, находящийся в поиске имени, представили уже как предсерийную машину, которая будет выпускаться на Павловском автобусном заводе. По сути, это разросшийся в размерах вариант серийной «Газели Сити», за счёт увеличившихся габаритов вмещающий не 22, а 32 пассажира. Здесь тоже сделана широкая двухстворчатая дверь и в центральной части салона тоже пониженный уровень пола, а применение задней пневматической подвески позволяет реализовать функцию наклона кузова в сторону остановки.
Среднеразмерный Citymax 9 в 2021 году демонстрировали как экспериментальную модель, а в этом показали уже как серийный образец: на Павловском автобусном заводе завершена подготовка к его производству. Поскольку в нашем автопроме запуск в серию принципиально новых машин случается не часто, поскольку Citymax 9 на сегодняшний день без преувеличения самый оригинальный серийный автобус в нашей стране, я расскажу о нем в отдельном материале.
А вот про газовый КаВЗ-4270 LE габаритной длиной 10,2 метра я уже в отдельном материале рассказывал, но здесь об этой 90-местной полунизкопольной машине хочу вновь упомянуть по двум причинам. Во-первых, за многие годы это первый на моей памяти показ автобуса производства Курганского завода на столичной выставке. И во-вторых, в конструкцию этого автобуса внесли очень важную доработку: если прежде на входе в обоих дверях у него были путь небольшие, но всё же ступеньки, то теперь от них удалось избавиться бесповоротно! То есть передняя часть салона КАВЗ-4270 стала низкопольной без всяких натяжек!
Теперь познакомимся с автобусами, представленными на стенде Камского автозавода. Здесь демонстрировали поистине удивительную разработку: автобус-внедорожник КАМАЗ-6250. По сути, это максимально облагороженный вахтовый автобус. На первый взгляд, разработчики просто взяли чисто автобусный кузов и «поженили» его со стандартным двухосным шасси внедорожного камазовского грузовика.
На самом деле это не совсем так. Хотя бы потому, что КАМАЗ-6250 получил не применяемые на серийных камских внедорожниках заднюю пневматическую подвеску и автоматическую коробку передач. Понятное дело, не нашу – нашей взяться неоткуда, а китайскую. Причём это не робот, а полноценная гидромеханическая коробка! Да, и газовый двигатель здесь тоже китайский. Правда, учитывая то, что после введения санкций китайцы сотрудничают с нашими подсанкционными заводами с большим скрипом, очень возможно, что автобус-внедорожник получит российский силовой агрегат. И над такой модификацией работа идёт! Каким двигателем она обзаведётся? Видимо, одним из тех, которые применяются на двух других показанных на стенде КАМАЗа автобусах – о них речь пойдёт ниже.
А пока поднимемся в салон КАМАЗ-6250. Из-за здоровенного дорожного просвета тут получилась просто впечатляющая входная лестница! В салоне установлены сиденья прямо как в туристических автобусах: мягкие, профилированные, с подлокотниками и высокими откидывающимися спинками: вахтовикам и жителям отдалённых северных территорий должно понравиться! Рабочее место водителя КАМАЗ-6250: первое впечатление – здесь очень просторно и нет никакой перегородки между ним и остальным салоном. Моторный отсек прикрыт большой плоской крышкой, по которой можно спокойно ходить. Поскольку коробка передач автоматическая, то никакого классического рычага для её переключения, понятное дело, тут нет.
Единственно, что вызвало вопросы, так это больно уж малый шаг между рядами сидений. Точнее, он вполне достаточен, пока твой сосед спереди не решит вздремнуть, откинув назад свинку своего кресла. И тогда тому, кто сзади, не позавидуешь! То есть нужно было выбирать: или поставить меньше таких сидений, но с большим шагом, или нынешние 32 сиденья, но с неоткидывающимися спинками. Компромисс, увы, тут не проходит.
Необычность камазовского автобуса-внедорожника не помешала его серийным перспективам: уже прошла информация, что «Газпром» намерен приобрести у завода более четырёхсот КАМАЗ-6250! Так что ждём серийного образца этой очень интересной машины!
Ещё одна новинка на стенде Камского автозавода: самый вместительный в его линейке сочленённый автобус КАМАЗ-6299, рассчитанный на перевозку 155 пассажиров, да не простой, а в газовом исполнении! Правда, «гармошка», то есть механизм сочленения, здесь немецкий Hubner, и что с этим теперь делать – неясно. Хотя, может статься, ничего делать и не придётся, ведь Hubner от участия в выставке BW Expo не отказался, может, не откажется и от поставок. Что у автобуса за двигатель? Табличка при экспонате гласит: КАМАЗ-689 максимальной мощностью 340 л.с. Не припоминаете такой индекс? А он появился недавно: так теперь называется выпускаемый в Набережных Челнах на бывшем «СП Камминз-КАМА» 6-цилиндровый дизель Cummins рабочим объёмом 8,9 литра.
На том же бывшем СП, кстати, выпускается и двигатель ещё одного показанного на выставке камского автобуса – пригородного варианта НЕФАЗ-5299 в рестайлинговом исполнении. В его моторном отсеке стоит 310-сильный дизель КАМАЗ-667 – это тоже в прошлом челнинский Cummins, но рабочим объёмом 6,7 литра.
У пригородного НЕФАЗ-5299, в отличие от городской машины под тем же индексом, компоновка полунизкопольная, а значит, вместо дорогущего портального ведущего моста установлен обычный. Накопительной площадки нет, вместо этого – увеличенное количество сидений, которых здесь ровно 40. Подъем в заднюю часть салона по двум невысоким ступенькам. Причём, обратим внимание, сиденья в этой модификации автобуса – повышенного комфорта, более мягкие, с профилированными спинками, с ремнями безопасности, и, что важно, с хорошим шагом между рядами. В том числе – и на галёрке, то есть на последнем ряду, где для ног пассажиров, бывает, остаётся не так много места. В задней части салона, под потолком, вытянулись багажные полки.
Кстати, почему подъем пола у пригородного НЕФАЗ-5299 начинается ещё за пару метров до ведущего моста – ведь, в принципе, площадь низкого пола можно было увеличить за счёт этого пространства? Оказывается, под полом между ступеньками и мостом конструкторы разместили запаску: городским автобусам она ни к чему, а вот пригородной машине необходима! Но вот на вопрос, почему ведущий мост у выставочного экземпляра – RABA, а у серийного будет китайский Hande, при том, что у КАМАЗа есть свой по крайней мере очень похожий мост, я так и не получил вразумительного ответа! Ведь камазовские мосты прежде ставились на нефтекамские автобусы! Странно, что в нынешней ситуации ставка опять делается на импорт, хотя в данном случае наверняка можно было пусть с какими-то сравнительно небольшими затратами, но локализовать ведущий мост.
А теперь посмотрим, что на BW Expo привезли нашим китайские товарищи. Ведь мало того, что именно благодаря им выставка получилась действительно международной, так они ещё и фактически заняли половину её экспозиции! Китайских автобусов было много, и подавляющее большинство – это туристические машины. Причём по компоновке, эргономике и комфорту все они – очень достойные образцы, в которых давно изжиты недочёты, свойственные китайским «туристам» пяти – семилетней давности. Что же касается китайских городских автобусов – лично меня они не впечатлили. Хотя бы потому, что у них слишком много отличий от привычных нашим муниципальным перевозчикам отечественных моделей. В частности – механическая коробка передач с ручным переключением: в России от использования их на городских автобусах давно отказались в пользу автоматических коробок передач.
Туристические машины у китайцев – высший класс! Вот, к примеру: шикарный междугородный лайнер со сложной аббревиатурой Higer KLQ 6128 LQ. Внешне – современная, стилистически очень классно выполненная машина с впечатляющим по вместимости отделением для багажа.
А что у этого автобуса в салоне? Сиденье водителя – на пневмоподвеске и с сильно профилированными сидушкой и спинкой. Справа из под руля выглядывает переключатель – на самом деле это рычажок управления коробкой передач. Она здесь – автоматическая, что у туристических автобусов, даже европейских, встретишь не часто. Рулевое колесо – многофункциональное, и, как сейчас принято на современных моделях, с сильно профилированным ободом.
Сиденья в салоне Higer KLQ 6128 LQ – в люксовом исполнении. Естественно, с глубоким профилем, откидными подлокотниками и подножками, со всеми возможными регулировками. И шаг между их рядами, не в пример бюджетным моделям, достаточен для того, чтобы можно было откинуть спинку, не сильно при этом стеснив того, кто сидит сзади.
Ещё один впечатляющий китайский междугородный лайнер тоже называется не просто: Asiastar YBL 6128 HQ3. Позиционируемая в качестве премиум-бренда марка Asiastar для нас пока звучит непривычно, но дело упрощает то, что эта компания входит в тот же холдинг, что и уже хорошо известная в России автобусостроительная компания Zhongtong.
Действительно, салон этого автобуса производит премиальное впечатление! Зайдя в него, прежде всего стоит обратить внимание на цифровой приборный щиток. Кресла здесь – премиального класса с дорогой отделкой, хорошим шагом и всеми возможными регулировками. Да и вообще отделка салона: багажных полок, боковин, пола, потолка – действительно выполнена на очень хорошем уровне!
Одним словом, с такими автобусами китайцы вполне способны занять место покинувших Россию западно-европейских брендов. Которые, впрочем, на российском автобусном рынке никогда не играли ту роль, какую они играли, скажем, в сегменте магистральных грузовиков. В этой ситуации удручает другое: в отличие от китайцев, в экспозиции российских автобусостроителей не оказалось ни одной туристической машины. То есть этот рынок на сегодня китайские автобусные производители настолько подмяли под себя, что наши не считают нужным создавать даже видимость какой-то конкуренции с ними.
Впрочем, не всё так безнадёжно: ещё каких-то десять лет назад российским автобусным заводам было сложно конкурировать с иномарками и в сегменте городских автобусов. Но российского государство в кои веки установило в этом сегменте разумные, действующие в интересах национальных производителей правила игры, и ситуация изменилась буквально на глазах: ведь не поспоришь, что наши города активно наполняются российскими автобусами, а сами эти автобусы по качеству, по дизайну и по характеристикам уже фактически не отличаются от ранее казавшихся недосягаемыми иномарок! То есть дело не столько в игроках, сколько в правилах, по которым им приходится играть.
Итак, в этом обзоре я рассказал о продемонстрированных на BW Expo автобусных новинках с двигателями внутреннего сгорания. А в следующем расскажу о показанных на выставке электрических новинках. Среди них тоже было на что посмотреть!
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов