МАЗ-6502Н9. Восточный фронт работ
Новости отрасли
Самое читаемое
МАЗ-6502Н9 дебютировал в Москве на прошлом «Комтрансе» и уже успел начать трудовую биографию: партия новейших минских самосвалов-внедорожников отправилась работать в Сургут. Надо сказать, что на российском Севере трехосные автомобили повышенной проходимости марки МАЗ хорошо известны – поставки их первых партий (а это был еще МАЗ-6317) начались в середине 1990-х. Но МАЗ-6502Н9 – новая машина, созданная, с одной стороны, на основе более современных узлов и агрегатов, с другой – с использованием богатого опыта эксплуатации разработанных заводом внедорожников в жесточайших дорожных и климатических условиях нашей страны.
Технический портрет МАЗ-6502Н9 таков: это трехосный внедорожник полной массой 33,5 тонны со всеми ведущими мостами, одноступенчатой раздаточной коробкой из высокопрочного чугуна, широкими односкатными колесами размерностью 16.00R20 и способностью перевозить до 19 тонн в разгружаемом назад 12,5-кубовом кузове с системой подогрева выхлопными газами. Двигатель развивает 412 л.с., с ним агрегатирована уже прижившаяся на технике завода китайская 12-ступенчатая коробка передач Fast Gear.
Чем новый самосвал отличается от своего предшественника МАЗ-6517Х9, который аналогичен как по концепции, так и по эксплуатационным характеристикам?
Первое, что бросается в глаза, – применение кабины от современного поколения минских грузовиков: внедорожная линейка завода до последнего времени оставалась единственной, где еще использовались кабины старого образца. А если кабину откинуть, вместо устаревшей V-образной «восьмерки» ЯМЗ-658 в моторном отсеке можно увидеть куда более современный и экономичный рядный 6-цилиндровый ЯМЗ-652, который ярославским моторостроителям удалось дотянуть до экологических требований Евро-4 (достаточных для полноприводных автомобилей) без применения не только мочевины, но даже EGR: это очень ценное свойство для тех регионов, где эксплуатируется основная масса самосвалов-внедорожников!
Идем дальше: самосвал получил усиленный передний мост, который рассчитан на увеличенный крутящий момент и повышенную с 7,5 до 9 тонн допустимую нагрузку. В шкворневых узлах вместо игольчатых применены конические подшипники, которые воспринимают как радиальные, так и осевые усилия. Приходящаяся на заднюю тележку допустимая масса составляет 26 тонн, но уже предложена версия с 32-тонной тележкой: недавно Минский автозавод начал выпуск собственных 16-тонных мостов. Единственное, полноприводный самосвал с такими мостами (он получил обозначение МАЗ-6514Н9 и обладает грузоподъемностью 26,5 тонны) поставляют с двухскатной ошиновкой задних колес.
Задача перед МАЗ-6502Н9 непростая: он должен стать более выгодной альтернативой целому отряду конкурентов из самых разных стран! Мало того, что свои внедорожные полноприводные трехосные самосвалы на нашем рынке предлагают Scania, Iveco-AMT, MAN и Mercedes-Benz, так подобную машину сегодня активно продвигает еще и Камский автозавод. Речь идет о КАМАЗ-65222 грузоподъемностью 19,5 тонны с 400-сильным дизелем КАМАЗ-740.632 (Евро-4), 16-ступенчатой коробкой передач ZF, постоянным полным приводом, односкатной «резиной» 16.00R20 и 21-кубовым кузовом. Как видим, характеристики белорусского и российского самосвалов очень близки! Разница – в нюансах. И часть из них играет на руку МАЗу, а именно более современный дизель и, в русле нынешнего тренда, подключаемый передний мост, кстати, более грузоподъемный.
Остается добавить, что минчане продвигают не один самосвал, а целое семейство унифицированных с ним автомобилей-внедорожников. С использованием того же базового трехосного полноприводного шасси завод помимо бортового грузовика предложил сортиментовоз и седельный тягач – на обе модели уже заключены первые контракты. Будем надеяться, что семейство продолжит расти и дальше: в Сибири и на Дальнем Востоке востребованы четырехосные полноприводные самосвалы, а так же модификации с «автоматом». Только не с роботом (его на севере не любят), а с классической гидромеханической коробкой передач.
В завершение замечу, что повышенное внимание к технике для перевозки сыпучих грузов – решение со стороны Минского автозавода правильное: самосвалы традиционно выручали его в непростой экономической ситуации.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов