МАКС-2017. Небесная автотехника
Новости отрасли
Самое читаемое
Главная автомобильная сенсация состоявшегося в середине июля российского авиасалона – бронеавтомобиль BURAN, пусть он и не имеет прямого отношения к авиации. Это машина того же класса, что и знаменитый «Тигр»: их габаритная длина различается всего на 11 см и составляет чуть менее 6 метров. Под капотом у обоих – ярославский рядный 4-цилиндровый дизель ЯМЗ-534, но у BURAN он применен в модификации меньшей мощности: 99,2 против 158 кВт.
В сравнении с «Тигром», который выпускают с 2005 года, у BURAN есть ряд заметных преимуществ. Он лучше защищен (класс защиты 6А), для повышения мобильности десанта у каждого из шести членов экипажа – своя дверь, а кузов выполнен по модульному принципу (всего модулей четыре: капот вместе с крыльями, а также водительский, средний пассажирский и задний пассажирский/грузовой модули). В трансмиссии бронемашины использована коробка передач и ведущие мосты от серийных грузовиков повышенной проходимости, выпускаемых ГАЗом. Один из присутствующих на стенде представителей компании сообщил, что, несмотря на взятую за основу отечественную агрегатную базу, BURAN нацелен на зарубежные рынки.
Не менее интересная новинка – первый отечественный перронный автобус. Его на авиасалон привез Нефтекамский автозавод. Речь идет о модели НЕФАЗ-5299-40-52, рассчитанной на перевозку до 110 человек. По индексу несложно догадаться, что в основе машины – серийный городской 12-метровый низкопольник, которому по левому борту, для обеспечения входа-выхода на обе стороны, в пределах колесной базы добавили две сближенных двухстворчатых двери. Часть сидений демонтирована, в задней части салона их заменили площадками для багажа. Представитель завода рассказал, что спрос на подобные перронные автобусы есть со стороны небольших аэропортов, куда летает лишь региональная авиация. Модель оснащена дизелем Cummins ISB 6.7 мощностью 250 л.с. в паре с автоматической коробкой передач ZF.
Самым впечатляющим автомобильным экспонатом на авиасалоне стал многоосный автопоезд длинной под 20 метров в составе четырехосного седельного тягача МАЗ-537 (его давно уже не выпускают) и четырехосного полуприцепа, разработанный специалистами МАДИ и предназначенного для испытаний крупногабаритного подвижного оборудования ракетно-космических комплексов в сложных дорожных условиях. Самое интересное, что колеса полуприцепа тоже сделаны ведущими – они оборудованы электродвигателями, которые вступают в дело при нехватке мощности основной силовой установки. Этим значительно повышается проходимость автопоезда.
Еще одна важная автоновинка МАКС-2017: компания «НПП Авиаспецмаш» продемонстрировала аэродромный тягач «Геркулес» собственной разработки, способный буксировать самолеты без использования водила (переднее шасси заводится прямо в середину корпуса машины). Самое интересное, тягач приводится в действие электрическим двигателем, точнее – двигателями, причем при полном отсутствии ДВС. То есть этот буксировщик – чистый электромобиль, питающийся электроэнергией, запасенной в литий-ферро-фосфатных аккумуляторах (заявленный запас хода на одной зарядке в незагруженном состоянии 160 км). К сожалению, представители компании оказались скупы на комментарии. Удалось лишь узнать, что «Геркулес» рассчитан на буксировку авиатехники массой до 80 тонн (максимальная масса «Суперджета» составляет 50 т, МС-21 – 80 т, Ми-26 – 56 т), а также что он оснащен четырьмя электродвигателями, соединенными с колесами посредством редукторов, и может управляться дистанционно.
Мценский КОММАШ привез на МАКС-2017 аэродромную комбинированную всесезонную машину повышенной производительности АВМК-3К. Ее главная задача – очистка летного поля и вспомогательных территорий аэроднома. Вместимость цистерны 6 м3, рабочая скорость – до 40 км/ч, ширина обработки покрытия при помывке и поливке, соответственно, 8 и 20 метров. Шасси, кстати, весьма необычной модели: КАМАЗ-5387 с колесной формулой 4х4 и односкатной ошиновкой колес. Его изготавливает не сам Камский автозавод, а его партнерская компания «РИАТ». От серийных полноприводных двухосных КАМАЗов данное шасси отличает повышенная грузоподъемность за счет установки усиленных мостов (распределение полной массы по осям 6000/9200 кг).
И в завершение – еще несколько интересных автомобильных экспонатов МАКС-2017.
Межвидовой мобильный радиопеленгационный метеорологический комплекс нового поколения под названием «Улыбка-М». В качестве шасси использован полноприводный четырехосник КАМАЗ-6350.
Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь С1». Шасси - КАМАЗ-6560. Высота и дальность поражения целей пушечным оружием, соответственно, 3 и 4 км, ракетным оружием, соответственно, 15 и 20 км.
Засветившаяся во время парада на Красной площади самоходная огневая установка из состава комплекса ТОР-М2ДТ. Шасси – двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-30П. Высота и дальность поражения целей, соответственно, 10 и 15 км.
Самоходная огневая установка СОУ 9А317Э из состава ЗРК «Бук-М2Э». Шасси – МЗКТ-6922 (6х6). Высота и дальность поражения целей, соответственно, 25 и 45 км.
Пусковая установка ЗРС С-400 «Триумф». Шасси – МАЗ-543М (8х8). Высота и дальность поражения аэродинамический целей, соответственно, 27 и 250 км.
Многофункциональный радиолокационный комплекс 55Ж6МЕ. Шасси – БАЗ-6909 (8х8). Предельная дальность обнаружения цели в режиме кругового и секторного обзора, соответственно, 600 и 1800 км.
«Урал NEXT» и «Газон NEXT» в пожарном исполнении, разработанные и изготовленные компанией «Чайка-Сервис». На сегодняшний день заказчикам поставлено восемь таких машин.
И еще одна машинка, мимо которой оказалось просто невозможно пройти. Речь идет об обслуживавшем посетителей авиасалона передвижном кафе-кухне, выполненном на основе «Газона NEXT». Что самое интересное: это не просто шасси с фургоном, это самый настоящий цельнометаллический фургон, наверно первый построенный на основе среднетоннажного «Газона NEXT»!
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов