Комбайн за комбайном. История РОСТСЕЛЬМАШ
Новости отрасли
Самое читаемое
В своё время наш сайт уже публиковал материалы о заводе-гиганте «Ростсельмаш», который снабжает комбайнами всю Россию и ещё четыре десятка стран. Мы во всех деталях рассказали о его и комбайновом, и с тракторном, и с агрегатном производствах. А в этот раз речь пойдёт об истории «Ростсельмаша»: на территории завода расположена экспозиция ранее выпускаемых комбайнов. Небольшая, но крайне интересная, знакомясь с которой можно узнать много действительно неожиданных для себя фактов!
У начала комбайновой истории завода-гиганта «Ростсельмаш есть точная дата: 21 июля 1929 года. Именно в этот день заработали первые пять цехов, в которых выпускали очень актуальную по тем временам продукцию: телеги, конные косилки, конные грабли и примитивные сеялки.
Эра конной тяги для «Ростсельмаша» закончилась очень скоро, в 1932 году, когда в серию пошёл первый в стране комбайн, кстати, разработанный в рамках начатой как раз в то время советской программы импортозамещения. Он был прицепной, то есть не имел тягового двигателя, но по полю его тащила уже не кобылка, а трактор. Самый первый образец комбайна, получившего название «Колхоз», собрали и июне 1930 года. А в 1931 году, когда сделали следующие несколько опытных экземпляров, его смело, видимо, будучи полностью уверены в качестве, переименовали в «Сталинец-1».
Работала на таком комбайне целая бригада из пяти человек. Сбоку у него располагалась жатка, был небольшой транспортёр, а размещённый спереди двигатель обеспечивал работу молотилки. Судя по всему, комбайн вышел удачным, раз его стали поставлять в том числе на экспорт. В 1937 году, на выставке в Париже, «Сталинец-1» удостоился гран-при и золотой медали. Кстати, «Сталинец-1» стал реально массовой продукцией: за довоенные годы его изготовили в количестве более 50 000 единиц!
В 1941 году завод эвакуировали, но после освобождения Ростова-на-Дону он заработал вновь. В 1947 году здесь встал на конвейер «Сталинец-6» улучшенной конструкции, за создание которого коллектив разработчиков удостоили Сталинской премии. В первый год выпуска было изготовлено 7190 таких комбайнов, а в 1949 году полностью восстановленный «Ростсельмаш» превзошёл довоенные темпы производства.
Последний прицепной комбайн на «Ростсельмаше» пошёл в серию в 1956 году, уже после смерти Сталина, а потому назывался по-простецки РСМ-8. По конструкции – в принципе всё тоже самое, хотя у комбайна увеличили захват жатки и пропускную способность молотилки. Появилось и более заметное новшество: комбайн получил какую-никакую кабину. От дождя, солнца и ветра механизатора защищал тент. Выпуск продолжал расти: всего за первый год серийного выпуска РСМ-8 их изготовили более 50 000, то есть столько же, сколько за десять довоенных лет!
Новая эра для «Ростсельмаша» началась в 1958 году: завод освоил производство первого в своей истории самоходного комбайна СК-3. СК – это значит «самоходный комбайн», тройка – это пропускная способность молотилки: три килограмма в секунду. Это была вполне современная по тому времени машина с хорошей производительностью, которой вместо целой бригады управлял всего один комбайнёр. Интересно, что СК-3 выпускали и в модификации с полугусеничным ходом.
«Ростсельмаш» продолжал набирать темп: уже в январе 61 года с его конвейера сошёл стотысячный СК-3. Помимо него, этот комбайн освоили на Таганрогском и Красноярском комбайновых заводах, в итоге выпустив общим тиражом порядка 259 000 экземпляров.
В 1962 году «Ростсельмаш» запустил в серию его преемника, СК-4, производительность которого подняли на четверть. В экспозиции «Ростсельмаша» на борту этого комбайна написано 1971 – но это не год освоения его в серии, а год выпуска данного конкретного экземпляра. Кстати, СК-4 оказался самым награждаемым комбайном завода, собравшим массу медалей и призов на различных международных выставках. Именно этот комбайн стал миллионным выпущенным на «Ростсельмаше». А всего по 1973 год СК-4 в разных модификациях и исполнениях, включая полугусеничные и гусеничные, его изготовили в количестве 936 000 экземпляров. Почти миллион!
Миллионную же отметку удалось перешагнуть следующей машине, настоящей звезде советского комбайностроения, самому массовому комбайну в мире, запущенному в серию в 1973 году знаменитому СК-5 «Нива». В позднесоветские времена, если по телевизору показывали «вести с полей», то «Нива» фигурировала в кадре почти гарантированно. Комбайн наконец получил нормальную закрытую кабину, а в 2003 году, когда его серьёзно модернизировали, превратив в «Ниву Эффект», в этой кабине появился долгожданный кондиционер. Именно «Нива» в 1984 году стала двухмиллионным комбайном завода. А в 1985-м был поставлен рекорд: за год завод изготовил 85 000 комбайнов «Нива»!
Её преемника начали разрабатывать ещё в конце 1970-х. Новинка получила название «Дон-1500», где 1500 – это размер молотилки. Если «Нива» по большому счёту представляла собой развитие комбайнов предыдущих серий, то «Дон-1500» стал моделью нового поколения. Не удивительно, что он отличался гораздо большей эффективностью. Например, производительность жатки и размеры бункера у него, по сравнению с «Нивой», выросли двукратно! Да и сам комбайн получился почти в два раза тяжелее. По сути, это была машина другого, более высокого класса! А потому, обе модели решили какое-то время выпускать параллельно: «Ниву» собирались снять с конвейера не раньше начала 1990-х.
Тем более, они не мешали друг другу: под программу «Дон» на «Ростсельмаше» построили новый большой современный цех, который ввели в работу в 1986 году. Его производительность составляла 75 тысяч комбайнов в год. Естественно, это был перебор! Надо напомнить, что на момент освоения «Дон-1500» зерноуборочные комбайны в стране выпускали ещё два завода: знаменитый «Колос» делали в Таганроге, а в Красноярске только что освоили в серии Енисей-1200.
То, что «Дон-1500» действительно получился комбайном мирового уровня, говорит тот факт, что его сертифицировали в Северной Америке, в Канаде, где к сертифицируемой технике предъявляются высочайшие, поначалу даже казавшиеся недостижимыми для наших комбайнов требования. Но сертификация в итоге была пройдена и «Дон-1500» начали экспортировать в США и Канаду. Причём в немалых объёмах: за несколько лет «Дон-1500» отгрузили американским заказчикам в количестве нескольких сотен штук. Интересный момент: благодаря этим поставкам фирменный цвет комбайнов «Ростсельмаша» сменился с красного на зелёный, общепринятый в Северной Америке. В него стали красить даже выпускаемые в те годы «Нивы».
Кстати, «Нива», как это ни покажется странным и удивительным, пережила своего преемника аж на 12 лет! Получается, этот комбайн продержался на конвейере долгие 45 лет, вплоть до 2018 года, и ушёл на покой только когда у «Ростсельмаша» появился его настоящий преемник, то есть комбайн 3-го класса, получивший название NOVA.
Помимо NOVA «Ростсельмаш» сегодня производит целое семейство современных комбайнов вплоть до 8-класса, включая самый инновационный и технический продвинутый роторный TORUM.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов