Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Коммерческий транспорт > Камские тяжеловесы. Второе поколение

Камские тяжеловесы. Второе поколение

Камский автозавод готовит к серийному производству новое поколение тяжелых трехосных и четырехосных самосвалов.
11.03.2021
2901
view counter

Подобные самосвалы КАМАЗ начал выпускать около пяти лет назад: значительно превышая по полной массе и предельным осевым нагрузкам ограничения для движения по дорогам общего пользования, КАМАЗ-6580 (6х4), КАМАЗ-65801 (8х4) и КАМАЗ-65802 (6х6) предназначались в первую очередь для использования в качестве майнинговых, то есть для карьерных работ, а также для всевозможных строительных работ при эксплуатации на технологических дорогах. Впервые в истории Камского автозавода упомянутые самосвалы снабдили ведущими мостами с допустимой нагрузкой в 16 тонн, которые он самостоятельно не выпускает, а потому было принято решение закупать их у известной китайской компании Shaanxi Hande Axle, чьи мосты известны под маркой HANDE.

КАМАЗ-6595, КАМАЗ-65951, КАМАЗ-65952, KAMAZ K5, КАМАЗ К5, тяжелый самосвал, самосвал КАМАЗ, майнинговый самосвал, новый КАМАЗ, СТ-КТ

Теперь Камский автозавод завершает испытания и готовит к серийному производству следующее поколение самосвалов-тяжеловесов. Это трехосный заднеприводный КАМАЗ-6595 и трехосный полноприводный КАМАЗ-65952 с 16-кубовыми кузовами, а также четырехосный заднеприводный КАМАЗ-65951 с кузовом емкостью 20 кубов. Полная масса первых двух составляет 41 тонну, а третьего достигает 50 тонн. Чем они отличаются от предшественников? Главных отличий два.

КАМАЗ-6595, КАМАЗ-65951, КАМАЗ-65952, KAMAZ K5, КАМАЗ К5, тяжелый самосвал, самосвал КАМАЗ, майнинговый самосвал, новый КАМАЗ, СТ-КТ

Первое – использование вместо кабин поколения К4, которые представляют собой аналог кабины уже снятого с производства Mercedes-Benz Arox, более современных кабин поколения К5, разработанных на основе кабины Mercedes-Benz Actros нынешнего поколения. Серийное производство этих кабин в середине 2019 года развернуто на построенном совместно с Daimler заводе, расположенном на территории КАМАЗа, который снабжает ими и Камский автозавод, и работающий в Набережных Челнах сборочный завод немецкой компании, где выпускают в том числе те самые Mercedes-Benz Actros. Причем новую кабину камские майнинговые самосвалы получили в зауженной версии шириной 2300 мм и с низкой крышей – в подобном исполнении она заметно легче и дешевле.

КАМАЗ-6595, КАМАЗ-65951, КАМАЗ-65952, KAMAZ K5, КАМАЗ К5, тяжелый самосвал, самосвал КАМАЗ, майнинговый самосвал, новый КАМАЗ, СТ-КТ

Второе отличие – в применяемом силовом агрегате. Вместо дизеля Mercedes-Benz OM 457, который у трехосных самосвалов прежнего поколения на максимуме развивал 401 л.с., а у четырехосных самосвалов – 428 л.с., новые тяжеловесы получат в свои моторные отсеки дизель собственного производства Камского автозавода, семейство которых известно под названием «Тибет». Это уже хорошо знакомый по применению на магистральниках КАМАЗ-54901 рядный 6-цилиндровый КАМАЗ-910, развивающий 450 л.с., – его серийный выпуск на моторном заводе КАМАЗа уже освоен. А в качестве коробки передач вместо механической 16-ступенчатой ZF 16S2225TO с ручным управлением на тяжелых автомобилях поколения К5 применяется новейшая автоматизированная ZF Traxon.  

КАМАЗ-6595, КАМАЗ-65951, КАМАЗ-65952, KAMAZ K5, КАМАЗ К5, тяжелый самосвал, самосвал КАМАЗ, майнинговый самосвал, новый КАМАЗ, СТ-КТ

Поскольку основные массогабаритные характеристики самосвалов нового семейства остались на прежнем уровне, в их ходовой части отличий немного. Но они все же есть. Все применяемые мосты несут ту же марку HANDE, но у передних с подачи КАМАЗа поставщик доработал шкворневые узлы, в которых прежде применялись пресс-масленки, а теперь они сделаны необслуживаемыми. В креплениях стабилизаторов поперечной устойчивости вместо прежних, вызывавших нарекания резинометаллических соединений нашли применение необслуживаемые сайлент-блоки. Пара крепящих задний мост к раме реактивных штанг уступила место одной V-образной, повысившей надежность данного узла.

КАМАЗ-6595, КАМАЗ-65951, КАМАЗ-65952, KAMAZ K5, КАМАЗ К5, тяжелый самосвал, самосвал КАМАЗ, майнинговый самосвал, новый КАМАЗ, СТ-КТ

К изменениям в ходовой части добавим и то, что высота лонжеронов с целью повышения жесткости рамы увеличена с 280 до 300 мм. Кроме того, они теперь перфорированные, с целой сеткой технологических отверстий, что несколько снижает массу, а главное, упрощает компаниям-партнерам установку широкого спектра различных кузовов и надстроек. Кроме того, из-за использования иных кабины и двигателя значительные изменения были внесены в бортовое электрооборудование.

КАМАЗ-6595, КАМАЗ-65951, КАМАЗ-65952, KAMAZ K5, КАМАЗ К5, тяжелый самосвал, самосвал КАМАЗ, майнинговый самосвал, новый КАМАЗ, СТ-КТ

Несколько слов о кабинах новых самосвалов. Нельзя сказать, что изнутри их зауженность бросается в глаза или как-то ухудшает эргономику. По крайней мере, это справедливо к рабочему месту водителя, поскольку для отдыха специального места не предусмотрено. Интерьер здесь такой же, как и на флагманском магистральнике, – на приборном щитке, между спидометром и тахометром, а также справа от руля размещены два монитора, о функционале которых мы подробно рассказывали в материале «КАМАЗ-54901. Штрихи к портрету». Ниже и правее от второго из этих мониторов даже сохранен небольшой матовый треугольник с аббревиатурой NFC, в повседневной жизни ассоциирующейся с бесконтактной оплатой банковской картой или мобильником, – на самом деле это интерфейс беспроводной связи сверхближнего действия, предназначенный для бесконтактного обмена информацией между двумя электронными устройствами, в нашем случае – бортовой информационной системой и, к примеру, сотовым телефоном.

КАМАЗ-6595, КАМАЗ-65951, КАМАЗ-65952, KAMAZ K5, КАМАЗ К5, тяжелый самосвал, самосвал КАМАЗ, майнинговый самосвал, новый КАМАЗ, СТ-КТ

Но, поскольку кабина самосвалов, в сравнении с кабиной у магистрального тягача, не только менее широкая, но и менее высокая, между ее сиденьями нет ровного пола, а есть выступающий кожух моторного отсека, из-за чего центральная консоль лишилась своего нижнего продолжения с выдвижными ящиками и полкой с несколькими подстаканниками. Опять же по причине меньшей высоты кабины под потолком не наблюдается присущих магистральному тягачу вместительных вещевых ящиков.

КАМАЗ-6595, КАМАЗ-65951, КАМАЗ-65952, KAMAZ K5, КАМАЗ К5, тяжелый самосвал, самосвал КАМАЗ, майнинговый самосвал, новый КАМАЗ, СТ-КТ

Зато на приборной панели радом с кнопкой включения механизма блокировки межколесного дифференциала добавилась еще одна кнопка, нажатием на которую водитель блокирует межосевой дифференциал, – ведь ведущих осей у самосвалов как минимум две! Подобный арсенал блокировок упрощает работу в сложных дорожных условиях, в которых подобные самосвалы, как правило, и эксплуатируются. Удобно, что на задней стенке кабины есть крючки – по одному для верхней одежды водителя и пассажира. Слева от водительского сиденья появился рычаг привода опрокидывания самосвальной платформы. А со стороны пассажира над дверью сделана ручка, за которую удобно держаться, когда автомобиль движется по ухабистой дороге.

КАМАЗ-6595, КАМАЗ-65951, КАМАЗ-65952, KAMAZ K5, КАМАЗ К5, тяжелый самосвал, самосвал КАМАЗ, майнинговый самосвал, новый КАМАЗ, СТ-КТ

Рулевая колонка тяжелого самосвала, как и у магистральных модификаций семейства КАМАЗ К5, тоже регулируется в широком диапазоне как по вылету, так и по наклону. И пуск двигателя также осуществляется кнопкой при наличии вставленного в соседнюю прорезь электронного ключа. Поскольку трансмиссия автоматическая, педалей под ногами всего две. Приятно удивило, что пневматическое подрессоривание использовано в подвеске как сиденья водителя, так и сиденья пассажира. Впрочем, у серийных автомобилей можно будет заказать пассажирское сиденье и на обычной механической подвеске. Подвеска самой кабины выполнена с помощью двух передних и двух задних пруженных стоек с амортизаторами. У магистральника ее конструкция точно такая же, но из-за большего веса кабины несколько иные заданные характеристики упругости.

КАМАЗ-6595, КАМАЗ-65951, КАМАЗ-65952, KAMAZ K5, КАМАЗ К5, тяжелый самосвал, самосвал КАМАЗ, майнинговый самосвал, новый КАМАЗ, СТ-КТ

В пространстве между сиденьями, ближе к задней стенке, размещен так называемый фен – автономный обогреватель кабины. Он, как и предпусковой подогреватель двигателя, включен в базовую комплектацию нового семейства камских тяжелых самосвалов. В нашем климате это весьма ценный бонус, поскольку у ряда зарубежных аналогов упомянутые обогревающие устройства входят в число опций, причем в некоторых случаях взаимоисключающих.

КАМАЗ-6595, КАМАЗ-65951, КАМАЗ-65952, KAMAZ K5, КАМАЗ К5, тяжелый самосвал, самосвал КАМАЗ, майнинговый самосвал, новый КАМАЗ, СТ-КТ

Вместо высокого и стильного пластикового переднего бампера в цвет кабины, как у магистральных КАМАЗов поколения К5, передний бампер новых тяжелых самосвалов сделан стальным, то есть более прочным, и для упрощения ремонта составленным из разъемных центральной и боковых частей. А головные фары, включая противотуманные, предусмотрительно защищены съемными решетками. Отметим, что в центральную часть упомянутого бампера интегрированы две ступеньки, причем нижняя сделана откидной, – эти ступеньки нужны, чтобы облегчить водителю очистку ветрового стекла, до которого с земли он попросту не дотянется. С той же целью под стеклом расположены две ручки, за которые в ходе упомянутого процесса водителю удобно держаться. Другая черта тяжелых самосвалов: в отличие от магистральников у них нет автоматического механизма подъема кабины. Здесь он классический, с ручным приводом, то есть водителю для доступа к моторному отсеку приходится действовать исключительно с помощью монтажной лопатки и собственных физических сил. 

КАМАЗ-6595, КАМАЗ-65951, КАМАЗ-65952, KAMAZ K5, КАМАЗ К5, тяжелый самосвал, самосвал КАМАЗ, майнинговый самосвал, новый КАМАЗ, СТ-КТ

Самосвальные платформы для камских тяжелых самосвалов изготавливает филиал КАМАЗа, Нефтекамский автозавод. У всех предусмотрен подогрев днища, для чего в системе выхлопа шасси есть специальный переключатель, с помощью поворота рукоятки которого горячие отработавшие газы перенаправляются не в выхлопную трубу, а в систему обогрева кузова. Отметим, что выхлопная труба может быть расположена по-разному. Например, у четырехосного самосвала, с которым мы познакомились, она была опущена вниз и выведена между второй и третьей осями, а у трехосного самосвала – поднята за кабиной почти до уровня ее крыши. Интересно, что НЕФАЗ выпускает подобные кузова как с классической системой обогрева посредством полых усилителей под днищем, так и с двойным днищем, когда горячие выхлопные газы заполняют все пространство между его верхней и нижней частями. Кроме того, по заказу днище кузова можно покрыть специальным материалом, препятствующим примерзанию перевозимого грунта.

КАМАЗ-6595, КАМАЗ-65951, КАМАЗ-65952, KAMAZ K5, КАМАЗ К5, тяжелый самосвал, самосвал КАМАЗ, майнинговый самосвал, новый КАМАЗ, СТ-КТ

И в заключение еще одно довольно значимое отличие нового семейства камских тяжелых автомобилей от их предшествующего семейства: помимо трех самосвалов с колесной формулой 6х4, 8х4 и 6х6, а также с непременной короткой «дневной» кабиной, оно будет включать еще ряд модификаций. Но это уже тема для отдельного разговора.

Константин Закурдаев

КАМАЗ-6595, КАМАЗ-65951, КАМАЗ-65952, KAMAZ K5, КАМАЗ К5, тяжелый самосвал, самосвал КАМАЗ, майнинговый самосвал, новый КАМАЗ, СТ-КТ




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки