Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Производство > КАМАЗ. Новый санкционный удар

КАМАЗ. Новый санкционный удар

КАМАЗ вновь под санкционным ударом. На этот раз – от Соединенных Штатов. Каких проблем он добавил ведущему российскому производителю грузовиков?
01.07.2022
3250
view counter

КАМАЗ получил еще один санкционный удар. На этот раз – от министерства финансов США. Напомню, что к данному моменту российская компания уже находилась под санкциями ЕС, Великобритании, Швейцарии, Австралии, Канады и Новой Зеландии. Соединенные Штаты внесли в так называемый SDN-list сам КАМАЗ, его дочерние предприятия Нефтекамский автомобильный завод (НЕФАЗ, доля 50,01%) и Тутаевский моторный завод (ТМЗ, для 64,43%), а также лично генерального директора КАМАЗа Сергей Когогин.

Что такое SDN-list и чем он опасен? Упомянутый санкционный перечень составляет подразделение министерства финансов США, которое называется Управление по контролю за иностранными активами (OFAC). В SDN-list могут быть включены как физические, так и юридические лица, которые по мнению министерства финансов США, действовали против осуществляемой США внешней политики. И хотя чисто теоретически действие данных запретов распространяется только компании, работающие на территории Соединенных Штатов, на самом деле оно гораздо шире и фактически охватывает весь мировой рынок. В результате попадание компании в SDN-list как правило отбрасывает ее на экономические задворки. Почему?

SDN-list, kamaz sanction, санкции против КАМАЗа, американские санкции, КАМАЗ под санкциями, удар по КАМАЗу, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Потому что данные санкционные ограничения касаются, во-первых, всех финансовых учреждений, а значит, и всех банков в том числе, а также любых предприятий, которые работают с долларом США. Напомню, расчеты по большинству сделок при реализации международных контрактов, и в том числе по контрактам на поставки зарубежных комплектующих и по экспортным контрактам, осуществляются именно в американской валюте. Кроме того, данные ограничения распространяются на компании с американским капиталом и (внимание!) имеющим связь с США по прочим критериям. При этом толкование подобных критериев безгранично.

Можно ли как-то выйти из под SDN-list? В принципе, здесь есть два пути: это или финансовый крах попавшей в данный перечень компании, то есть банкротство, что случается чаще всего, или же крупный штраф в пользу американской стороны. Для примера: банк Standard Chartered сумел выйти из перечня SDN-list, заплатив Дяде Сэму 639 млн долларов, а группа Unicredit – 1,3 млрд долларов. Оба поплатились за сотрудничество с подсанкционными государствами. То есть, в SDN-list может сравнительно легко угодить любая компания даже если она не является американской и никакой коммерческой деятельности на территории США не ведет. Таким образом, SDN-list эффективен даже не столько как карающий, сколько как сдерживающий инструмент при осуществлении санкционной политики: потери любой пренебрегающей ею компании, даже если она в итоге отделается штрафом, в результате будут заведомо выше прибыли, которую эта компания могла бы получить от сотрудничества с неугодным США партнером. А это останавливает коммерсантов лучше любых других кар и угроз.

SDN-list, kamaz sanction, санкции против КАМАЗа, американские санкции, КАМАЗ под санкциями, удар по КАМАЗу, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Резюмируя все сказанное, можно сделать вывод, что включение КАМАЗа в SDN-list грозит ему двумя веьсма серьезными неприятностями. Во-первых, это значительное снижение экспортных поставок (а это примерно 10% выручки), причем даже не по причине отказа от сотрудничества со стороны испугавшихся вторичных санкций зарубежных клиентов, а по причине невозможности провести международные платежи по таким контрактам. Во-вторых – это возможная потеря главных китайских партнеров, на которых сегодня строится весь расчет и которые пока работают с КАМАЗом в том числе по поставкам ему двигателей для тяжелых грузовиков и автобусов, а также по проекту выпуска среднетоннажных грузовиков «Компас». Кроме того, это еще один удар по проекту КАМАЗ К5: внешние панели для его кабины в свободной экономической зоне «Алабуга» штампует дочерняя компания одного из крупнейших турецких промышленных холдингов Coskunoz (ООО «Джошкуноз Алабуга»), который теперь десять раз подумает, а продолжат ли это делать впредь. Да, и не будем забывать, что КАМАЗ выбран в качестве технологического партнера для возрождаемого «Москвича», что теперь может негативно отразиться на последнем.

Остается добавить, что SDN-list помимо КАМАЗа и его дочерних структур попал и главный акционер – госкорпорация «Ростех», которая владеет 47,1% его акций.

Константин Закурдаев




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки