Главная страница > Производство > Как в Калуге делают грузовики Volvo

Как в Калуге делают грузовики Volvo

Завод в Калуге компания Volvo Trucks открыла в 2009 году. Что предприятие представляет собой сегодня?
03.09.2018
8121
view counter

Самое важное событие в жизни калужского завода Volvo Trucks, естественно, после закладки в 2007-м и ввода в строй в 2009-м, произошло в 2014 году: четыре года назад здесь начали сваривать и окрашивать кабины. По сути, на территории уже действующего сборочного завода открылся еще один – завод кабин. У меня в свое время получилось присутствовать на всех трех вышеназванных торжественных событиях, и вот в последних числах августа я снова оказался на российской производственной площадке Volvo Trucks. А значит, есть возможность оценить, насколько изменилось предприятие за прошедшие годы.

Volvo Trucks, Volvo FH, Volvo FM, FMX, Volvo в Калуге, российский Volvo, производство грузовиков, завод VolvoVolvo Trucks, Volvo FH, Volvo FM, FMX, Volvo в Калуге, российский Volvo, производство грузовиков, завод Volvo

Внешне – завод тот же. Точнее, снаружи он остался таким, каким был, когда я приезжал сюда на открытие производства кабин. Но внешность обманчива: например, логотип Renault Trucks на фасаде есть, а сборки грузовиков этой марки в отдельно построенном для этого цехе – нет. Потому что французские грузовые автомобили только начали возвращать свои позиции на российском рынке после того, как несколько лет назад их продажи фактически достигли дна, и пока что разрыв с результатами того же Volvo Trucks остается слишком значительным: по данным за семь месяцев 2018 года, он более чем шестикратный! Таким образом, в нашей стране у Renault Trucks попросту нет приемлемого для локализации производства объема поставок.

Volvo Trucks, Volvo FH, Volvo FM, FMX, Volvo в Калуге, российский Volvo, производство грузовиков, завод Volvo

Тем не менее вышеупомянутый цех не простаивает: на его площадях действуют склад, центр обучения и зона установки кузовов на шасси. Например, здесь на рамы трехосных и четырехосных Volvo FMX монтируют самосвальные платформы. Впрочем, может быть, сборка грузовиков Renault Trucks на завод еще вернется – на российском рынке марка растет быстрее любой другой из европейской семерки: прирост поставок по итогам семи месяцев выражается трехзначным числом – 242%. А по итогам 2017 года продажи Renault Trucks в стране и вовсе увеличились на порядок. Ни у кого из конкурентов даже близко нет подобной динамики!

Volvo Trucks, Volvo FH, Volvo FM, FMX, Volvo в Калуге, российский Volvo, производство грузовиков, завод Volvo

В пик последнего кризиса, охватившего страну в 2014–2016 годах, компания Volvo Trucks на нашем рынке тоже столкнулась с трудностями: были месяцы, когда низкий уровень спроса делал выпуск машин в Калуге нерентабельным. Сейчас эти времена позади: российский рынок тяжелых грузовиков уверенно растет третий год подряд. И марка растет вместе с ним: увеличение продаж по итогам семи месяцев составило 46%. Соответственно, набирает обороты и выпуск Volvo Trucks в Калуге: сейчас сборочный цех хотя и продолжает работать в одну смену, но в течение нее на площадку готовой продукции отправляются 26 новых грузовиков!

Volvo Trucks, Volvo FH, Volvo FM, FMX, Volvo в Калуге, российский Volvo, производство грузовиков, завод Volvo

Кстати, площадь сборочного цеха внушает уважение – он занимает 15 тыс. м2. В этих стенах будущий грузовик проходит все этапы сборки, начиная от завинчивания первых болтов в лонжероны рамы и заканчивая установкой кабины на полностью готовую ходовую часть.

Volvo Trucks, Volvo FH, Volvo FM, FMX, Volvo в Калуге, российский Volvo, производство грузовиков, завод Volvo

А завод кабин, где их сваривают, грунтуют и окрашивают, сегодня работает в две смены. Потому что кабин за сутки здесь делают больше, чем автомобилей, а именно 38: помимо тех, что идут для дальнейшей установки в соседний цех, есть еще и те, что оправляются на экспорт – их везут на завод компании в бельгийский Гент.

Volvo Trucks, Volvo FH, Volvo FM, FMX, Volvo в Калуге, российский Volvo, производство грузовиков, завод Volvo

В Калуге выпускают кабины двух типов: FH и FM. Каждая из них может быть изготовлена в одной из трех модификаций. Кузовные детали приходят на завод в деревянных ящиках разного размера и потом свариваются с помощью нескольких кондукторов. На каждую кабину приходится порядка трех тысяч точек сварки и около семи метров сварочных швов. Контроль качества – в расположенных прямо на территории цеха лабораториях, где готовые кабины проверяют на геометрию и на прочность.

Volvo Trucks, Volvo FH, Volvo FM, FMX, Volvo в Калуге, российский Volvo, производство грузовиков, завод Volvo

В принципе, темп производства завода кабин может быть и выше. Тем более что здесь очень современный и производительный окрасочный цех – в этот визит мне довелось побывать в нем впервые. Перед покраской все кабины подвергают антикоррозионной обработке методом катафореза. Непосредственно в процессе окраски задействованы восемь роботов. Двери – единственные комплектующие кабин, которые приходят на завод в Калугу с уже нанесенной антикоррозионной защитой.

Volvo Tricks, Volvo Калуга, окраска кабин, катафорез, завод Volvo в Калуге

В общем, кабины в Калуге изготавливают не хуже, чем на других заводах компании. Как и автомобили в целом: среди разбросанных по миру предприятий Volvo Trucks по уровню качества российский завод уверенно держит почетное второе место. И это один из самых зримых итогов пути, пройденного за девять лет с момента начала его работы.

Volvo Trucks, Volvo FH, Volvo FM, FMX, Volvo в Калуге, российский Volvo, производство грузовиков, завод Volvo

Другое дело – локализация. Стекла и топливные баки – это все, что смог назвать сопровождающий меня по цехам сотрудник завода, когда я поинтересовался у него о применении комплектующих российского производства. Коробку передач, которая также была упомянута в этом коротком перечне, по совести к локализованным отнести трудно – закручивание нескольких болтов в привезенные из-за рубежа детали делают ее таковой лишь формально. Честно говоря, за годы работы предприятия круг российских поставщиков наверняка можно было бы расширить. Хотя бы потому, что каждый локализованный компонент дает работу десяткам, а то и сотням рабочих на других предприятиях.

Volvo Trucks, Volvo FH, Volvo FM, FMX, Volvo в Калуге, российский Volvo, производство грузовиков, завод Volvo

Тем не менее сегодня российский завод Volvo Trucks в качестве работодателя выглядит очень солидно: он обеспечивает занятость для почти шести сотен человек. И производственные успехи тоже не подлежат сомнению: за все время работы количество изготовленных здесь грузовиков перевалило за 25-тысячную отметку. Итог 2017 года: 4665 автомобилей – это 78% от всех реализованных компанией российским клиентам. И что еще важно: за время работы в Калуге научились выпускать очень интересные шасси, на основе которых впоследствии создают не менее интересные специальные автомобили. Впрочем, это тема для отдельного разговора. И такой разговор очень скоро у нас состоится.

Константин Закурдаев




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки