IVECO Trakker 8х4. Стройка или майнинг?
Новости отрасли
Самое читаемое
В ноябре прошлого года мы рассказали о новом четырехосном самосвале IVECO-AMT 753910-10, разработанном и изготовленном совместным предприятием «ИВЕКО-АМТ» из Миасса и представляющем собой специальную майнинговую модификацию IVECO Trakker с усиленной ходовой частью, увеличенной мощностью двигателя и полным приводом всех колес. Теперь же в наших руках оказался стандартный IVECO Trakker, изготовленный работающим в Испании европейским заводом IVECO, – самосвал с колесной формулой 8х4, оборудованный 20-кубовым кузовом задней разгрузки и рассчитанный на перевозку 26 тонн. У него стандартная ходовая часть с обычными для автомобилей данного семейства подвеской и рамой (толщина лонжеронов 10 мм), 12,9-литровый двигатель Cursor 13 развивает не 500, а 410 л.с., с ним в паре вместо гидромеханического «автомата» Allison 4500 стоит механическая 16-ступенчатая коробка передач ZF, а вместо эксклюзивных мостов Kessler использованы серийные ивековские мосты, причем ведущими сделаны только два задних. В общем, в карьер, где добывают суглинок, мы отправились на серийном строительном самосвале – на таком, какие обычно дожидаются покупателей на дилерских площадках готовой продукции.
Почему этот IVECO Trakker мы решили опробовать именно в карьере? Дело в том, что благодаря возможности перевозить в кузове груз, по массе значительно превышающий допустимое значение для движения по дорогам общего пользования, такие самосвалы нередко применяют в качестве майнинговых. Да и при выполнении перевозок строительного назначения им то и дело приходится спускаться в карьеры, к примеру, за щебенкой или песком. Кроме того, после статьи об IVECO-AMT 753910-10 редакция получила многочисленные отклики, что, мол, полный привод для майнингового самосвала – явное излишество и деньги на ветер. Что же, посмотрим, как покажет себя в условиях карьера заднеприводный четырехосный IVECO Trakker. А для сравнения возьмем героя нашего предыдущего материала – изготовленный в Миассе IVECO-AMT 753910-10.
Карьер, где решено было опробовать самосвалы, всю предшествующую ночь нещадно поливал дождь. В результате наезженные колеи во многих местах оказались размыты или заполнены вязкой коричневой жижей. Но прежде чем мы посмотрим, как у машин получалось месить грязь, несколько слов об их эксплуатационных возможностях. Уже знакомый нашим читателям полноприводный IVECO-AMT 753910-10 обладает грузоподъемностью 40 тонн и полной массой 60 тонн, а у IVECO Trakker AD410T41 с колесной формулой 8х4 упомянутые параметры составляют соответственно 26 и 41 тонну. Интересно, что, несмотря на разницу в массе перевозимого груза в 14 тонн, разница в емкости кузовов у этих самосвалов совсем незначительна, всего 2 м3.
Для IVECO-AMT 753910-10 изготовленная силами совместного предприятия 22-кубовая самосвальная платформа как раз то что надо: еще в прошлый раз довелось убедиться, что при полном заполнении ее щебенкой масса груза как раз оказывается примерно равной паспортным 40 тоннам. А вот установка на раму IVECO Trakker AD410T41 20-кубовой самосвальной платформы, изготовленной итальянской компанией Cantoni, – смелое решение: загрузи ее тем же щебнем по самые кромки бортов, и вместо 26 положенных тонн самосвал повезет 32 тонны. Если же в кузове окажется суглинок – разница между паспортной и фактической грузоподъемностью выйдет все 10 тонн. Видимо, поэтому организаторы теста при загрузке попросили экскаваторщика положить в кузов каждого из самосвалов всего по два-три ковша.
Пока IVECO Trakker AD410T41 не загружен, спокойно трогаюсь со второй передачи. Хотя под колесами размытая глинистая колея, с набором скорости без опаски перехожу на третью. Но ненадолго, потому что впереди – скользкий глинистый спуск, по которому лучше не торопясь скатываться на первой передаче. На ней же взбираюсь и на следующий за спуском такой же скользкий подъем. Сразу признаюсь: весь карьер я объездил на нижнем передаточном ряде, главным образом – на первой и второй передачах. Быстрее не получалось – по чавкающей под колесами жиже приходилось двигаться на низкой скорости, что называется в натяг.
Самое сложное – места, где колея резко уходит в сторону: четырехосной машине габаритной длиной почти 8,5 м непросто вписаться в такой поворот. Скорость перед ним приходилось сбрасывать почти до нуля, и часто, особенно если задние ведущие колеса начинали резать обочину, обойтись без пробуксовки не получалось. Не удивительно: с первых же метров движения дорожный рисунок протекторов забился грязью, и шины стали напоминать гоночный слик. В первый раз, когда ведущие колеса беспомощно заскользили по грунту, даже показалось, что размытый дождями карьер заднеприводному самосвалу не по зубам. Но для таких ситуаций есть помощники – механизмы блокировки межосевого и межколесных дифференциалов. Я не стал мелочиться и поворотом тумблера включил сразу все три. Помогло: забуксовавший было самосвал снова двинулся вперед, и с того момента он пусть в невысоком темпе, но уверенно преодолел весь путь. Спасибо блокировкам дифференциалов!
Полноприводный IVECO-AMT 753910-10 двигался по тому же маршруту заметно легче, а главное – быстрее. Если он оказывался позади заднеприводного IVECO Trakker AD410T41, то уверенно его нагонял, если впереди – столь же споро удалялся. То есть при прочих равных условиях в размытом дождями карьере полноприводник сделает больше рейсов, а значит – перевезет больше груза. Причем при полной загрузке кузова разница в скорости движения должна получиться еще больше – по факту везут оба самосвала примерно одинаково, но IVECO-AMT 753910-10 почти на сотню сил мощнее!
Не скажу, что управление механической трансмиссией заднеприводного IVECO Trakker доставило какие-то сложности: разработанная ZF коробка передач работает четко и без лишних усилий. Удобно, что номер включенной ступени выводится на дисплей приборного щитка. Единственное, меня всегда несколько напрягает, когда задняя передача не «заперта» от случайного включения каким-нибудь ограничителем, например вдавливаемой кнопкой или подвижным кольцом. Другое дело, что когда попадаешь в карьер с большим перепадом высот, когда нужно то и дело подниматься и спускаться по склонам различной крутизны, когда под колесами то и дело меняются состав грунта и его сцепные свойства – вот тут по-настоящему начинаешь ценить гидромеханическую трансмиссию! И, конечно же, отдаешь должное полному приводу: с тремя-четырьмя тоннами груза по раскисшей жиже заднеприводный самосвал с трудом, но идет, а вот что будет, когда в кузове окажутся хотя бы штатные 26 тонн и колеса начнут продавливать мягкий грунт значительно глубже?
Понравилось, что рулевая колонка регулируется по-европейски, то есть в широком диапазоне, как по вылету, так и по наклону. Если воспользоваться еще и регулировками кресла, устроиться на водительском месте можно очень удобно. Эргономика кабины вообще хорошо продумана: благодаря ей, а также выверенным усилиям на органах управления, вести самосвал совсем не трудно, а значит, водитель на протяжении многочасовой смены не будет уставать. На первый взгляд, единственное, что способно его озадачить, находится вне пределов кабины. Речь идет о расположении переключателя, с помощью которого поток выхлопных газов двигателя перенаправляется под днище кузова для его обогрева зимой. Если у IVECO-AMT 753910-10 такой переключатель на привычном месте, то есть прямо над рамой, и им можно спокойно пользоваться, стоя на земле, то у IVECO Trakker AD410T41 он находится на самой макушке выведенного вверх глушителя. Почему? Потому что разработчики решили, что даже предназначенный для обогрева платформы выхлоп обязательно должен идти через него. А раз так, разветвление с переключателем пришлось сделать не перед глушителем, а за ним. Точнее, над ним, фактически на уровне крыши кабины.
Что касается проходимости: как ни крути, но самосвалы с колесной формулой 8х4 и 8х8 при всей их похожести – разные машины. Заднеприводный наверняка окажется более выгодным в эксплуатации, если под колесами – хоть какое-то дорожное полотно, пусть даже гравий или плиты. Но по бездорожью карьера за полноприводником он явно не поспевает. То есть если на маршруте перевозки карьер значится лишь незначительным по продолжительности эпизодом, то и заднеприводный IVECO Trakker AD410T41 вполне сгодится: потихоньку, в натяг он до экскаватора доедет и обратно выедет. А на остальной части маршрута полноприводная трансмиссия ему ни к чему. Но вот если карьер – основное место действия, если самосвалу почти не приходится выбираться из него на асфальт, в этом случае полный привод незаменим. Ведь сухую погоду рано или поздно сменяет дождь или снег, а темп работы при этом не должен снижаться. Таким образом, при выборе между колесной формулой 8х4 и 8х8 стоит опираться не столько на цену самосвала, сколько на предполагаемые условия его будущей эксплуатации.
В настоящее время на IVECO Trakker с колесной формулой 8х4, оборудованный разгружаемой назад самосвальной платформой, действует специальное предложение: при приобретении первой партии его стоимость составит 10,6 млн руб. Ждать машину заказчику не понадобится: подобные самосвалы компания включила в так называемую складскую программу. Плюс начиная с мая можно стать участником специальной лизинговой программы, подразумевающей финансовые каникулы: эксплуатацию самосвалов заказчик начинает сразу после приобретения в этом году, а платить за них – в следующем.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов